5 бед самостоятельного туризма в России

Попробуем разобраться, что за зверь «самостоятельный турист в России», с какими проблемами ему приходится сталкиваться при планировании досуга в путешествии, почему старые методы планирования не работают и как быть дальше

Согласно данным сервисов Bilеtix, Level.Travel и «Связной.Трэвел» самые активные самостоятельные путешественники относятся к категории от 25 до 34 лет. Больше 40% продаж сервисов приходится именно на эту возрастную категорию (для сравнения, у 35-44-летних туристов — чуть больше 20% продаж).

Молодые люди имеют высокий уровень доверия к онлайн-покупкам и обладают большой мобильностью. Они не жалуют «пакетные» решения, готовы потратится на уникальный туристический опыт. Сформировался новый запрос, с которым существующая система ТИЦ, оффлайн-туризм и перегруженные форумы путешественников не справляются.

Сырые законы

Создание Туристских информационных центров стало попыткой сформировать комфортную информационную среду для туристов и остальных заинтересованных участников рынка, но оказалась провальной. По-прежнему нет отлаженной системного финансирования ТИЦ, их взаимодействие с турбизнесом неэффективно из-за отсутствия единых стандартов функционирования, а законы по регулированию действий ТИЦ совсем сырые.

Как следствие, часть ТИЦ вовсе утратила функцию «информатора» и, превратившись в коммерческие структуры, взяла на себя роль турагентств и туроператорских компаний. Возможно, предложение о внесении изменений в 132-ФЗ принесут плоды в построении взаимодействия ТИЦ и турбизнеса.

Информационный мусор

Форумы путешественников похожи на ящик Пандоры, в котором перемешана актуальная и устаревшая информация; он-лайн журналы тонут в бесчисленных статьях, карточках и подборках «неповторимых» мест из-за чего планирование путешествия занимает уйму времени и сил.

Вышеперечисленные источники не обладают достаточной мобильностью, не учитывают уникальные запросы посетителя и никак не облегчают поиск необходимой информации. Те туристы, что не проходят сие тяжкое испытание, обращаются к агрегаторам.

У всех одинаково

Большинство агрегаторов экскурсий отличить друг от друга невозможно. Выгодно отличаются сервисы, удовлетворяющие два «тайных» желания самостоятельного туриста — войти в закрытое сообщество путешественников и почувствовать себя местным в любом городе мира. Например, Airbnb Tripster развивают собственные communities и предлагают услуги гидов-проводников, которые не просто проведут по известным достопримечательностям, но расскажут где горожане отдыхают, покупают продукты и встречаются с друзьями.

Время, деньги — всего по чуть-чуть

Самостоятельным туристам приходится отказаться от гидов по разным причинам: боязнь монотонного голоса экскурсовода, вещающего о веках минувших; чувство азарта, возникающее у первооткрывателя Колумба. Но если отвлечься от лирики, важнейшим фактором становится вопрос экономии денежных средств и времени.

Сэкономить и то, и другое помогут такие сервисы, как Surprise Me, Iknow.travel или IQPlanner. Они имеют разную механику, но общее отличие от остальных агрегаторов в том, что путешественник проходит маршруты, составленные другими пользователями самостоятельно, без гида.

Их преимущество в полной свободе туриста: удобный темп, отсутствие человеческого фактора, оперативность. — зашёл на сайт, купил маршрут и тут же прошёл. Приложения работают без интернета по gps, так что Колумбам не придётся тратить трафик и деньги во время своих приключений в каменных джунглях.

Гиды боятся идти в online

Хотя «Колумбов» становится больше, это вовсе не означает, что гиды останутся не удел, всё-таки человек — существо общающееся. Тем не менее, отрицать тот факт, что большинство людей имеют смартфон, который и дорогу покажет, и сказку расскажет, не имеет смысла.

Поэтому гидам необходимо понять выгоду создания авторского контента, — блогов, путеводителей, аудиогидов, книг,— и сотрудничества с IT-проектами, которые способны продать этот контент тысячам пользователей. Уже упоминавшиеся Iknow.travel и Surprise Me имеют партнёрские программы для гидов, в которых гиды получают вознаграждения с продаж.

К сожалению, не многие гиды готовы на такое сотрудничество, опасаясь, что “восстание машин” сметёт экскурсоводов с лица земли, ведь если все автоматизировано и находится в сети, то люди, как проводники, никому не нужны (что, конечно, не так). Как результат: гиды отстраняются от перспективного рынка. При этом самостоятельные туристы остаются со своими проблемами наедине.

Перемен, требуют наши сердца...

Гидам — необходимо уделять больше времени подаче контента. Сегодня не обязательно знать все даты, их легко найти в просторах интернета. А вот дарить туристам эмоции через игровые механизмы и дать им возможность почувствовать себя в роли первооткрывателя — это то, чего не хватает молодой аудитории. Общение на языке поколений всегда было преимуществом и если самостоятельные туристы уходят в онлайн, то вам необходимо идти вместе с ними.

Путешественникам — стоит научится передавать свой опыт. Публикация постов в социальных сетях не принесет вам ничего кроме лайков. Существуют онлайн сервисы, в которых можно передать полученные знания и эмоции, построив полноценный маршрут для ваших читателей. Создание такого контента требует больших усилий и времени, но гарантирует глубокое погружение. Самое приятное, что на этом можно зарабатывать. Современные путешествия развиваются и идут в ногу со временем, а вы?

Пользуетесь ли вы услугами гидов в путешествиях?
Нет, они скучные или дорогие
Да, живое общение превыше всего
Путешествую самостоятельно (аудио гиды, офлайн/онлайн карты, рекомендации блогеров, статьи и др.)
Я покупаю пакетные туры
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
17 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Marevskiy

Когда у Гугла был сервис Панорамио, я заранее отмечал для себя интересные точки - скопление фото на карте. И ни какой гид нафиг не нужен. Разве что, как переводчик в какой-нибудь экзотической стране.

Сейчас просто заранее на карте Гугла или Мапс.ми отмечаю точки.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

А самый большой бич индивидуальных путешественников, ИМХО, это отсутствие компании.
Как-то встретил на Кольском молодого парня - он все лето путешествует один. Почему? Говорит, я предложил знакомым, те у виска покрутили и все. А парень тем не менее, весь полуостров обошел.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Отсутствие компании - это единственный способ остаться наедине со своими мыслями, получая впечатления без посредников и постоянного общения со своими, которое смазывает к чертям собачьим погружение в страну.
 
Вот например, языковые курсы за рубежом для детей, есть двух форматов:
1. Групповые выезды из Москвы, организованные русские группы на Мальту, Кипр, и так далее.
2. Индивидуальное бронирование в Великобритании (США), с особым указанием на отсутствие в школе значительного количества русскоговорящих студентов (ну то есть на 200 студентов 5-10 русскоязычных, но не 50 или 100).
 
2-е логичным образом в 2 - 2.5 раза дороже чем 1-е. Правда, для изучения языка 1-е практически бесполезно.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

И вы считаете это массовым сегментом? Имею в виду "индивидуальные языковые курсы".

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

а) это пример
б) дешевые групповые заезды - профанация самой идеи курсов, по сути получается обычный детский групповой отдых, только он дороже в 1.5 раза, чем отдых обычный, потому что как бы языковой. Короче, обман.
в) суть сообщения - в его начале - "отсутствие компании - это часто преимущество в поездке"

Ответить
Развернуть ветку
купи луну

В нескольких путешествиях для меня отсутствие компании было исключительным плюсом. Отправляясь одна в другие страны я хотела побыть наедине с собой, получше узнать культуру (общаясь с местными жителями, а не любимым мужчиной или подругой) и не идти ни с кем на компромиссы. Так что, ИМХО, это никакой не "самый большой бич", а, как говорится, дело вкуса :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

У каждого свои путешествия. Бессмысленно их объединять. Двум влюбленным не нужна никакая компания, тогда как другим нужна команда.
Тут нет спора. Я всего лишь заострил внимание на том, что поиск компании - куда большая проблема, чем поиск гида.

Ответить
Развернуть ветку
timursh

Он?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андреев

Помню, в Санкт-Петербург приехал. Друзья были заняты со мной гулять. скинули мне ссылку на квесты ubego.ru
Мне понравилось, я во время квеста познакомился на улице с девушкой и с ней квест допроходили. Думаю, будущее за квестами!

Ответить
Развернуть ветку
Surprise Me
Автор

Хорошая попытка, Павел

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мардс

2 беды: отсутствие инфраструктуры и местные, которые не развиваются никак.
В России туристических мест просто огромное кол-во, но по деньгам выйдет дороже, чем слетать на другое полушарие и жить в комфортном отеле.

ПС. Самая лучшая экскурсия которую я получил была проведена просто левым дедушкой в Киеве. Дедуля оказался членов союза писателей СССР, и понарасказывал нам о Киеве такого, чего не один официальный гид и не знал бы.
Например, в каком доме в Киеве был бордель для членов партии или где интелигенты в русскую рулетку играли

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Я ничего не хочу сказать про дедушку, но в похожем формате (по слухам) работают китайские "как-бы-гиды" в Питере - рассказывая любые небылицы группам, активно показывая то туда, то сюда. Было несколько скандалов, ничем не кончились.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Я не знаю, почему у автора все сошлось на подборе гидов (а о них на vc уже появлялись материалы). Или статья заради "Уже упоминавшегося Iknow.travel"?
Экскурсии в поездке "для галочки" - всегда скучные, экскурсии в группе (даже в авторских турах) - это часто frog march (посмотрите налево, посмотрите направо).
Индивидуальная экскурсия на 2-3 человека с гидом - не фиксированная ни по длительности, ни по маршруту - уже интереснее.
А так - если речь идет о Европе, то все меньше интересных объектов в "натоптанных" туристических местах, и все дальше от туристических центров надо уехать, чтобы увидеть _остатки_ Европы настоящей - без толп туристов и толп мигрантов. И гид для этого явно не нужен, нужно понять что ты хочешь увидеть и почему ...
Довольно много народу в свободном режиме перемещается по Европе, не особо задумываясь об экскурсиях в принципе - просто посещая 1-2 музея по интересам, потому что смотреть можно и без перевода. А переводить - с помощью онлайн-переводчика или взяв аудио-гид на английском, который сейчас по-моему есть абсолютно везде.
 
Это конечно очень приземленный ролик, но неплохо показывает как люди вроде кому-то что-то должны (В Праге), но на самом деле могут отдыхать так, как им нравится. И без гидов.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Ответить
Развернуть ветку
Surprise Me
Автор

Мы наоборот ратуем за то, чтобы путешественники делились своими эмоциями, просто делали это чуть лучше. Ведь для этого все есть. А вот гидам стоит задуматься о своей пригодности без современных технологий

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Из хороших гидов, с кем я работал в свое время, задуматься - с апреля по октябрь не успевал никто - работа по 14-16 часов в сутки, знаете ли, не позволяла :) Потом хотя бы 2 недели отдыха, и дальше
в несезон с заказами все в порядке, просто уже не каждый день, но минимум на 6-8 часов. Как получали клиентов? Простым дедовским методом word of mouth - по рекомендациям прежних клиентов. Как получали первых клиентов? Работой по найму в больших структурах, где заказы есть всегда, просто платят мало.

Ответить
Развернуть ветку
Booomer-Tuning.Ru

Ну, не знаю... Я вот живу в Ростове-на-Дону. И у меня не возникает проблем с путешествиями по Европейской части России. Санкт-Петербург, Сочи (Адлер)... В этих городах пока ещё есть доступ к Интернет и если мне нужно проложить маршрут, найти достопримечательности, то проблем не возникает...да и инфраструктура позволяет. Но вот проблемы возникают когда я хочу отправиться в путешествие на Урал... И тут проблема вовсе не в сайтах... А в инфраструктуре. Ночевать в гостинице для дальнобойщиков, то ещё развлечение... Хотя туристы по России этого не боятся... В Европе такого нет, а нас есть... :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда