5 бед самостоятельного туризма в России
Попробуем разобраться, что за зверь «самостоятельный турист в России», с какими проблемами ему приходится сталкиваться при планировании досуга в путешествии, почему старые методы планирования не работают и как быть дальше
Согласно данным сервисов Bilеtix, Level.Travel и «Связной.Трэвел» самые активные самостоятельные путешественники относятся к категории от 25 до 34 лет. Больше 40% продаж сервисов приходится именно на эту возрастную категорию (для сравнения, у 35-44-летних туристов — чуть больше 20% продаж).
Молодые люди имеют высокий уровень доверия к онлайн-покупкам и обладают большой мобильностью. Они не жалуют «пакетные» решения, готовы потратится на уникальный туристический опыт. Сформировался новый запрос, с которым существующая система ТИЦ, оффлайн-туризм и перегруженные форумы путешественников не справляются.
Сырые законы
Создание Туристских информационных центров стало попыткой сформировать комфортную информационную среду для туристов и остальных заинтересованных участников рынка, но оказалась провальной. По-прежнему нет отлаженной системного финансирования ТИЦ, их взаимодействие с турбизнесом неэффективно из-за отсутствия единых стандартов функционирования, а законы по регулированию действий ТИЦ совсем сырые.
Как следствие, часть ТИЦ вовсе утратила функцию «информатора» и, превратившись в коммерческие структуры, взяла на себя роль турагентств и туроператорских компаний. Возможно, предложение о внесении изменений в 132-ФЗ принесут плоды в построении взаимодействия ТИЦ и турбизнеса.
Информационный мусор
Форумы путешественников похожи на ящик Пандоры, в котором перемешана актуальная и устаревшая информация; он-лайн журналы тонут в бесчисленных статьях, карточках и подборках «неповторимых» мест из-за чего планирование путешествия занимает уйму времени и сил.
Вышеперечисленные источники не обладают достаточной мобильностью, не учитывают уникальные запросы посетителя и никак не облегчают поиск необходимой информации. Те туристы, что не проходят сие тяжкое испытание, обращаются к агрегаторам.
У всех одинаково
Большинство агрегаторов экскурсий отличить друг от друга невозможно. Выгодно отличаются сервисы, удовлетворяющие два «тайных» желания самостоятельного туриста — войти в закрытое сообщество путешественников и почувствовать себя местным в любом городе мира. Например, Airbnb Tripster развивают собственные communities и предлагают услуги гидов-проводников, которые не просто проведут по известным достопримечательностям, но расскажут где горожане отдыхают, покупают продукты и встречаются с друзьями.
Время, деньги — всего по чуть-чуть
Самостоятельным туристам приходится отказаться от гидов по разным причинам: боязнь монотонного голоса экскурсовода, вещающего о веках минувших; чувство азарта, возникающее у первооткрывателя Колумба. Но если отвлечься от лирики, важнейшим фактором становится вопрос экономии денежных средств и времени.
Сэкономить и то, и другое помогут такие сервисы, как Surprise Me, Iknow.travel или IQPlanner. Они имеют разную механику, но общее отличие от остальных агрегаторов в том, что путешественник проходит маршруты, составленные другими пользователями самостоятельно, без гида.
Их преимущество в полной свободе туриста: удобный темп, отсутствие человеческого фактора, оперативность. — зашёл на сайт, купил маршрут и тут же прошёл. Приложения работают без интернета по gps, так что Колумбам не придётся тратить трафик и деньги во время своих приключений в каменных джунглях.
Гиды боятся идти в online
Хотя «Колумбов» становится больше, это вовсе не означает, что гиды останутся не удел, всё-таки человек — существо общающееся. Тем не менее, отрицать тот факт, что большинство людей имеют смартфон, который и дорогу покажет, и сказку расскажет, не имеет смысла.
Поэтому гидам необходимо понять выгоду создания авторского контента, — блогов, путеводителей, аудиогидов, книг,— и сотрудничества с IT-проектами, которые способны продать этот контент тысячам пользователей. Уже упоминавшиеся Iknow.travel и Surprise Me имеют партнёрские программы для гидов, в которых гиды получают вознаграждения с продаж.
К сожалению, не многие гиды готовы на такое сотрудничество, опасаясь, что “восстание машин” сметёт экскурсоводов с лица земли, ведь если все автоматизировано и находится в сети, то люди, как проводники, никому не нужны (что, конечно, не так). Как результат: гиды отстраняются от перспективного рынка. При этом самостоятельные туристы остаются со своими проблемами наедине.
Перемен, требуют наши сердца...
Гидам — необходимо уделять больше времени подаче контента. Сегодня не обязательно знать все даты, их легко найти в просторах интернета. А вот дарить туристам эмоции через игровые механизмы и дать им возможность почувствовать себя в роли первооткрывателя — это то, чего не хватает молодой аудитории. Общение на языке поколений всегда было преимуществом и если самостоятельные туристы уходят в онлайн, то вам необходимо идти вместе с ними.
Путешественникам — стоит научится передавать свой опыт. Публикация постов в социальных сетях не принесет вам ничего кроме лайков. Существуют онлайн сервисы, в которых можно передать полученные знания и эмоции, построив полноценный маршрут для ваших читателей. Создание такого контента требует больших усилий и времени, но гарантирует глубокое погружение. Самое приятное, что на этом можно зарабатывать. Современные путешествия развиваются и идут в ногу со временем, а вы?
Когда у Гугла был сервис Панорамио, я заранее отмечал для себя интересные точки - скопление фото на карте. И ни какой гид нафиг не нужен. Разве что, как переводчик в какой-нибудь экзотической стране.
Сейчас просто заранее на карте Гугла или Мапс.ми отмечаю точки.
А самый большой бич индивидуальных путешественников, ИМХО, это отсутствие компании.
Как-то встретил на Кольском молодого парня - он все лето путешествует один. Почему? Говорит, я предложил знакомым, те у виска покрутили и все. А парень тем не менее, весь полуостров обошел.
Отсутствие компании - это единственный способ остаться наедине со своими мыслями, получая впечатления без посредников и постоянного общения со своими, которое смазывает к чертям собачьим погружение в страну.
Вот например, языковые курсы за рубежом для детей, есть двух форматов:
1. Групповые выезды из Москвы, организованные русские группы на Мальту, Кипр, и так далее.
2. Индивидуальное бронирование в Великобритании (США), с особым указанием на отсутствие в школе значительного количества русскоговорящих студентов (ну то есть на 200 студентов 5-10 русскоязычных, но не 50 или 100).
2-е логичным образом в 2 - 2.5 раза дороже чем 1-е. Правда, для изучения языка 1-е практически бесполезно.
И вы считаете это массовым сегментом? Имею в виду "индивидуальные языковые курсы".
а) это пример
б) дешевые групповые заезды - профанация самой идеи курсов, по сути получается обычный детский групповой отдых, только он дороже в 1.5 раза, чем отдых обычный, потому что как бы языковой. Короче, обман.
в) суть сообщения - в его начале - "отсутствие компании - это часто преимущество в поездке"
В нескольких путешествиях для меня отсутствие компании было исключительным плюсом. Отправляясь одна в другие страны я хотела побыть наедине с собой, получше узнать культуру (общаясь с местными жителями, а не любимым мужчиной или подругой) и не идти ни с кем на компромиссы. Так что, ИМХО, это никакой не "самый большой бич", а, как говорится, дело вкуса :)
У каждого свои путешествия. Бессмысленно их объединять. Двум влюбленным не нужна никакая компания, тогда как другим нужна команда.
Тут нет спора. Я всего лишь заострил внимание на том, что поиск компании - куда большая проблема, чем поиск гида.
Он?
Помню, в Санкт-Петербург приехал. Друзья были заняты со мной гулять. скинули мне ссылку на квесты ubego.ru
Мне понравилось, я во время квеста познакомился на улице с девушкой и с ней квест допроходили. Думаю, будущее за квестами!
Хорошая попытка, Павел
2 беды: отсутствие инфраструктуры и местные, которые не развиваются никак.
В России туристических мест просто огромное кол-во, но по деньгам выйдет дороже, чем слетать на другое полушарие и жить в комфортном отеле.
ПС. Самая лучшая экскурсия которую я получил была проведена просто левым дедушкой в Киеве. Дедуля оказался членов союза писателей СССР, и понарасказывал нам о Киеве такого, чего не один официальный гид и не знал бы.
Например, в каком доме в Киеве был бордель для членов партии или где интелигенты в русскую рулетку играли
Я ничего не хочу сказать про дедушку, но в похожем формате (по слухам) работают китайские "как-бы-гиды" в Питере - рассказывая любые небылицы группам, активно показывая то туда, то сюда. Было несколько скандалов, ничем не кончились.
Я не знаю, почему у автора все сошлось на подборе гидов (а о них на vc уже появлялись материалы). Или статья заради "Уже упоминавшегося Iknow.travel"?
Экскурсии в поездке "для галочки" - всегда скучные, экскурсии в группе (даже в авторских турах) - это часто frog march (посмотрите налево, посмотрите направо).
Индивидуальная экскурсия на 2-3 человека с гидом - не фиксированная ни по длительности, ни по маршруту - уже интереснее.
А так - если речь идет о Европе, то все меньше интересных объектов в "натоптанных" туристических местах, и все дальше от туристических центров надо уехать, чтобы увидеть _остатки_ Европы настоящей - без толп туристов и толп мигрантов. И гид для этого явно не нужен, нужно понять что ты хочешь увидеть и почему ...
Довольно много народу в свободном режиме перемещается по Европе, не особо задумываясь об экскурсиях в принципе - просто посещая 1-2 музея по интересам, потому что смотреть можно и без перевода. А переводить - с помощью онлайн-переводчика или взяв аудио-гид на английском, который сейчас по-моему есть абсолютно везде.
Это конечно очень приземленный ролик, но неплохо показывает как люди вроде кому-то что-то должны (В Праге), но на самом деле могут отдыхать так, как им нравится. И без гидов.
Мы наоборот ратуем за то, чтобы путешественники делились своими эмоциями, просто делали это чуть лучше. Ведь для этого все есть. А вот гидам стоит задуматься о своей пригодности без современных технологий
Из хороших гидов, с кем я работал в свое время, задуматься - с апреля по октябрь не успевал никто - работа по 14-16 часов в сутки, знаете ли, не позволяла :) Потом хотя бы 2 недели отдыха, и дальше
в несезон с заказами все в порядке, просто уже не каждый день, но минимум на 6-8 часов. Как получали клиентов? Простым дедовским методом word of mouth - по рекомендациям прежних клиентов. Как получали первых клиентов? Работой по найму в больших структурах, где заказы есть всегда, просто платят мало.
Ну, не знаю... Я вот живу в Ростове-на-Дону. И у меня не возникает проблем с путешествиями по Европейской части России. Санкт-Петербург, Сочи (Адлер)... В этих городах пока ещё есть доступ к Интернет и если мне нужно проложить маршрут, найти достопримечательности, то проблем не возникает...да и инфраструктура позволяет. Но вот проблемы возникают когда я хочу отправиться в путешествие на Урал... И тут проблема вовсе не в сайтах... А в инфраструктуре. Ночевать в гостинице для дальнобойщиков, то ещё развлечение... Хотя туристы по России этого не боятся... В Европе такого нет, а нас есть... :)
Комментарий удален модератором