{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как регулируются парниковые выбросы?

Сегодня в мире только и говорят, что о снижении парниковых выбросов: активисты требуют, а компании обещают достичь углеродной нейтральности. В такой ситуации важно понимать, как регулируются парниковые выбросы на законодательном уровне, поэтому в этой статье мы хотим рассказать вам о методах углеродного регулирования в мире.

Что включает в себя углеродное регулирование?

На сегодняшний день основными инструментами по контролю парниковых выбросов в мире являются системы торговли выбросами и углеродный налог.

Углеродный налог - налог, которые производства платят за выбросы парниковых газов по определенной ставке (за тонну СО2).

Система торговли квотами или "система ограничений и торговли" (англ. cap and trade) представляет собой установление лимитов на количество выбросов для отдельных отраслей экономики. Лимиты на выбросы устанавливаются правительством, а компании, принадлежащие к регулируемым отраслям, обязаны иметь разрешение на каждую единицу своих выбросов - квоты. Такие квоты либо выдаются государством бесплатно, либо покупаются у государства и других компаний-участников системы.

По данным Всемирного Банка, на 2021 год в мире действует 65 различных инициатив (вариаций углеродного налога и систем торговли квотами) по контролю парниковых выбросов, покрывающих 21,5% глобальных выбросов. Углеродный налог и/или система торговли квотами действуют в 40 странах и 20 городах и регионах.

Источник: Всемирный банк

Самые высокие углеродные налоги действуют в Швеции ($137/т), Швейцарии и Лихтенштейне ($101/т), а также в Норвегии ($69/т). Самые низкие в Японии ($3/т), Эстонии ($2/т), Мексике и Польше ($1/т).

Что касается системы торговли квотами, то на 2021 год в мире действует 29 различных систем, крупнейшими по объему выбросов являются европейская - EU ETS, и китайская - China National ETS.

Зарубежный опыт

EU ETS действует во всех странах Европейского Союза, а также в Исландии, Лихтенштейне и Норвегии и регулирует прямые выбросы углекислого газа, закиси азота и перфторуглеродов, покрывая 40% парниковых выбросов. Система включает в себя такие отрасли, как ТЭК, нефтепереработка, производство стали, чугуна, алюминия, металлов, цемента, извести, стекла, керамики, целлюлозы, бумаги, картона, кислот и сыпучих органических химикатов, коммерческая авиация в Европейской экономической зоне.

Продолжением системы торговли квотами в ЕС является механизм трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), предложенный Европейской Комиссией в 2019 году в качестве части "Зеленого пакта ЕС" - пакета предложений по сокращению вредных выбросов в атмосферу.

СВАМ предполагает углеродное налогообложение импортируемых в ЕС продуктов в ряде отраслей. Причина введения CBAM заключается в желании ЕС противостоять перемещению производства углеродоемких продуктов в другие страны - “утечки углерода”.

Хронологическая карта климатической политики ЕС, Vygon Consulting

CBAM планируется ввести в 2023 году, и в таком случае, по оценкам Vygon Consulting, платежи российского ТЭК в ЕС могут составить от 0,3 до 1,2 млрд евро в год.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе на сегодняшний день действуют 3 национальные и 10 субнациональных систем торговли квотами. Наиболее крупной по охвату выбросов парниковых газов является китайская система, однако она пока носит ограниченный характер, охватывая небольшое количество секторов экономики и раздавая большое количество бесплатных квот.

А что в России?

В России углеродное регулирование только формируется: пока не создана система торговли квотами, отсутствуют углеродные налоги, нормативно-законодательная база находится в зачаточном состоянии.

Основой углеродного регулирования в России явлется федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов”.

Процесс согласования закона был долгим и сложным - виной тому давление со стороны добывающей отрасли. Так, например, в финальную версию законопроекта не попало введение “цены на углерод” или углеродных квот, предлагаемых ранее. В текущей редакции закон “Об ограничении выбросов парниковых газов” не обязывает регулируемые организации снизить количество выбросов и не содержит информации по ограничениям на выбросы. Единственной обязанностью компаний является сдача отчетности о количестве выбросов за год.

На данный момент отчитываться о количестве выбросов должны юридические лица и индивидуальные предприниматели, чей объем выбросов составляет 150 тыс. тонн в год и более. С 1 января 2024 года отчетность вводится для организаций с объемами выбросов 50 тыс. тонн в год и более.

Поскольку закон был принят недавно, все еще продолжается работа над формированием нормативно-правовой базы в сфере углеродного регулирования.

  • На настоящий момент разработан проект критериев для юридических лиц и ИП, которые в первую очередь должны будут отчитываться о выбросах парниковых газов, проект находится на рассмотрении в Правительстве РФ. В предложенный перечень проекта вошли такие виды деятельности, как добыча нефти и газа, добыча угля, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, животноводство.
  • Разработан порядок определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц.
  • Утвержден перечень подлежащих учету парниковых газов (диоксид углерода, метан, закись азота, гексафторид серы, гидрофторуглероды и перфторуглероды, а также трифторид азота).
  • Опубликован проект правил оценки достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов по отдельным отраслям экономики.

Углеродное регулирование в России находится лишь в зачаточном состоянии, но такие факторы, как цели Парижского соглашения, введение трансграничного углеродного регулирования ЕС в 2023 году и общемировой тренд на декарбонизацию, невозможно игнорировать, поэтому необходимо внедрять собственные механизмы углеродного регулирования - развивать нормативно-законодательную базу, создать систему торговли углеродными квотами, ввести углеродные налоги, сертификаты о происхождении энергии и т.д.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда