Офтоп
Alexander Lashkov

Разделение ролей между основателями в стартапе: опыт Buffer

CEO сервиса для постинга в социальные сети Buffer Джоэль Гаскойн рассказал о том, как в компании разделяется зона ответственности двух сооснователей — его самого и Лео Видриха. Редакция ЦП сделала краткую выжимку из этого текста.

В первые два года работы Buffer в компании не было C-level должностей, но теперь Гаскойн называет себя CEO, а Видрих, побыв некоторое время директором по маркетингу (CMO), стал операционным директором (COO). Принимая решение о разделении обязанностей, основатели обсудили между собой свои сильные и слабые стороны — Гаскойн приводит аналогию с поездом, который не сможет ехать ни без рельсов, ни без машиниста.

Видрих должен был заняться улучшением всех аспектов работы компании: продуктами, поддержкой клиентов, маркетингом, анализом роста и так далее. Он должен был работать в тесном контакте со всеми сотрудниками и стать тем человеком, который помогает устанавливать правильные цели и придумывает, как их реализовать.

CEO и COO: подводные камни

Прежде всего, необходимость определения зон ответственности стала очевидна во время «тихого пивота» компании. Руководство Buffer осознало, что с первоначальным подходом к бизнесу добиться быстрого роста не выйдет, поэтому было решено кое-что изменить. Новая должность Лео Видриха должна была помочь компании двигаться вперед

И я, и Лео были воодушевлены грядущими переменами. Я был только рад сосредоточиться на стратегическом развитии компании. Но вдруг выяснилось, что четко разделить процессы двух наших должностей практически невозможно. Если Лео должен был работать с кем-то, помогая устанавливать цели и решая, как их реализовать, то он очевидно явным образом влиял на стратегию развития компании.

Получалось, что при новой структуре управления в процесс принятия каждого решения были вовлечены оба основателя. Цель новой должности для Лео заключалась в том, чтобы ускорить процесс, но обсуждения каждой мелочи не способствовали этому, особенно в тех случаях, когда два руководителя не могли сразу прийти к согласию. Всё это привело к нарастанию напряженности в отношениях Джоэля и Лео. И это в момент, когда рост компании замедлился до небывалых ранее темпов. Стало очевидно, что надо действовать иначе.

Текущая структура управления Buffer

Во время общекомандного выезда в Таиланд, основатели частенько обсуждали дела компании, гуляя по пляжу в Паттайе. Именно там и было принято окончательное решение о том, как будет функционировать система управления Buffer. 

Гаскойн говорит, что любит решать проблемы — поэтому ему так нравилось программировать (хотя в роли руководителя работать «руками» ему теперь приходится нечасто). При этом он интроверт и обожает размышлять в одиночестве. Как-то раз оставшись наедине с самим собой, Джоэль решил выяснить, какой вообще должна быть должность COO, и начал читать об этом.

Оказалось, что существует множество определений должности: какие-то эксперты писали о том, что мотивация сотрудников и ежедневный контроль их работы — это дело CEO, кто-то, наоборот, считал, что этим как раз должен заниматься COO. Окончательно понять, что к чему, помогло определение  Ника Брисбурна:

В большинстве компаний представление о роли CMO, CFO и других топ-менеджеров практически совпадают, но когда дело касается COO, спектр обязанностей такого руководителя может значительно различаться в разных организациях. Лучший способ понять, чем же он на самом деле должен заниматься, — это разложить по полочкам те вещи, которые ни в коем случае не должен делать CEO.

Если взглянуть на описания обязанностей разных COO, то зачастую они очень сильно, а иногда кардинально, различаются. Причина этого в том, что должность COO полностью зависит от сильных и слабых сторон CEO. Операционный директор должен дополнять генерального. Стартап-консультант Фирас Рауф так говорит об этом:

Задача COO дополнять CEO, который, каким бы опытным он ни был, не может быть одинаково хорош во всех областях бизнеса. CEO должен делать только то, в чем разбирается лучше всего, и получать от этого удовольствие. А его слабые стороны должен прикрыть COO.

Бэтмен и Робин

Новая структура управления работает в Buffer уже несколько месяцев и хорошо себя показывает. Главное изменение заключалось в том, что никто из руководителей не должен быть человеком, принимающим ключевые решения. Если кто-то из них управлял каким-либо направлением в компании, то эффективность этого была не очень высока. Поэтому основатели решили «уволить» себя и передать решение большинства вопросов сотрудникам, а самим сфокусироваться на высокоуровневых задачах. Теперь они только слушали отчеты подчиненных, но сами вмешивались по-минимуму. 

Как оказалось подобная схема крайне жизнеспособна и эффективна. Вот как теперь выглядит разделение обязанностей:

Ментор Гаскойна и Видриха инвестор  Хитен Шах описывает эту схему с помощью аналогии:

Это как Бэтмен и Робин. Развитием продукта занимается Бэтмен, а расти компании, анализируя цифры, помогает Робин.

Теперь именно так все и работает — «метод супергероев» заключается в наличии человека, который принимает финальное решение, но это не отменяет поддержки друг друга. 

0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Что за время. Чуваки запилили плагин для браузера, назвали это компанией, теперь активно учат как надо делать продукты, корпоративной культуре. Им бы книги писать, потенциальный рынок идиотов-читателей большой.

–1
Читать все 1 комментарий
Чем занимается BIM-менеджер и как им стать?

По мнению Ксении, BIM-менеджера в IBS, BIM - это будущее проектирования и строительства. Мы узнали у Ксении, в чём суть технологии, какую пользу она приносит, как выглядят будни BIM-специалиста и где лучше учиться этой профессии.

«Делимобиль» выпускает в город заведомо неисправные автомобили

Всем привет! Это снова главный хейтер Делимобиля всея VC.
Не так давно я публиковал пост с обзором сервиса Делимобиль в Ростове-на-Дону, где описывал состояние автомобилей, зоны завершения, тарифы и всё прочее. Вот он:

Релиз Checkaso 2.5 на Product Hunt. Новые инструменты и дизайн

Друзья, всем привет! Сегодня у нас релиз на Product Hunt. Будем рады вашей активности: поддержке и обратной связи. Важная и приятная новость: в честь обновления дарим -30% на любую подписку.

«Повышение ключевой ставки не оказало измеримого эффекта на динамику российского рынка акций»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие»

Цифровой госпиталь и медицина на 360°: как мы обновили сайт частной клиники №1 в России

Иногда больницы у русского человека вызывают недоумение и страх: процедурный кабинет, где пахнет лекарствами и не только, представили? Но зачастую это наши страхи из детства и юношества суровых 90-х, потому что сейчас всё иначе.

Сайт для АО «Европейский Медицинский Центр» (ЕМС)
Первые владельцы новых MacBook Pro рассказали, что «чёлка» иногда закрывает часть меню в приложениях Статьи редакции

В документации Apple описаны методы, с помощью которых разработчики могут управлять поведением интерфейса в таких случаях.

Linkedin запустил маркетплейс для поиска и заказа услуг фрилансеров — за время тестов он собрал 2 млн пользователей Статьи редакции

Сервис предназначен для работодателей, а сами кандидаты не смогут искать работу.

История одного издательства: как я, будучи инженером-нефтяником, начал выпускать трогательные книги для детей

Всем привет! Меня зовут Александр Шмаков, я исполнительный директор типографии «НП-ПРИНТ» и основатель санкт-петербургского книжного издательства «Гудвин».

Цифровой акселератор СИБУРа: feedback от участников

СИБУР, крупнейшая в России интегрированная нефтехимическая компания, и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, подвели итоги первого цифрового акселератора.

Почему приглашая опытного разработчика вы должны себя вести не как покупатель, а как продавец?
null