Передать должность технического директора «Медузы» и не нарушить рабочий процесс Статьи редакции

Технический директор игрового стартапа RAWG и автор Telegram-канала «Запуск завтра» Самат Галимов — о том, как во время ухода из «Медузы» он передавал обязанности заместителю.

Важное замечание: я передавал дела Боре Горячеву — своему заместителю. Боря разбирается в некоторых технических аспектах «Медузы» лучше меня и хорошо знаком с командой. В случае нового человека акценты были бы расставлены по-другому.

Передачу дел я рассматривал как ещё один проект, пусть и немного необычный. Участники: я, мой заместитель (новый техдир), отдел разработки, руководство, редакция. Цель: перенести все «секретные знания» из моей головы в головы коллег или во внешние системы хранения; не нарушить никаких критичных рабочих процессов, особенно затрагивающих внешние обязательства.

Мой план

  1. Перечислить, какие зоны ответственности у меня были и что входит в каждую из них.
  2. Совместно с Борей решить, кому и как мы передаем каждый пункт из списка.
  3. Передача (profit).

Зоны ответственности

  1. Техническая команда — отношения с каждым разработчиком, их мотивации, проблемы, ожидания и обещания. То, что обычно происходит между руководителем и подчиненным и часто не откладывается в долгий ящик.
  2. Информационная безопасность: стратегия, архитектура, бэкапы, подрядчики, потенциальные атаки и слабые места, требующие внимания.
  3. Архитектура: этот пункт у нас занял меньше всего времени — Боря и так придумал большую её часть.
  4. Текущие задачи: проекты, не стоящие в общей повестке дня, идеи проектов, переговоры или внешние дедлайны, которые не стоит пропускать.
  5. Цифровой актив и бюджет: чем владеет компания. Доменные имена, серверы-хостинги, сервисы и данные в этих сервисах.
  6. Контрагенты: этим корявым словом я обозначаю наших любимых партнёров и их точки соприкосновения с «Медузой». Это люди, к которым мы обращаемся, если вдруг что-то идёт не так в этом переплетённом мире.

Одна из важных задач технического директора — повышение bus factor. Так называют число членов команды, которых одновременно может сбить автобус без катастрофических последствий для бизнеса. Чем число выше — тем в большей безопасности компания. Если уход технического директора разрушает все процессы надолго — что-то в работе технического отдела было устроено не так.

Довольно теории, давайте смотреть скриншоты, как это было.

1. Техническая команда

Во-первых, я рассказал о своём уходе технической команде максимально рано. Нас всего десять человек, и с каждым из разработчиков у меня были личные отношения. Уйти по-английски я не считаю взрослым поведением. Я попытался передать максимум допустимой информации Боре, чтобы ему было проще строить свои отношения.

Внутреннее письмо технической команде не отличалось принципиально от публичного объявления. Чуть больше эмоций и мыслей про внутреннюю кухню.

Административное: зарплата и логи её обсуждений хранятся в папочке на компьютере техдира, отпуска отмечены в Teamweek серым цветом (вот это не особо удобно).

2. Информационная безопасность

Я не знаю, как у других технических директоров, у меня в голове всегда есть «катастрофический сценарий».

Катастрофический сценарий — то, что с моей компанией может сделать достаточно мотивированный хакер, обладающий моими знаниями о системе и не ограниченный во времени. Ответ — почти ничего. Информационная безопасность — вопрос не только компетентности, но ещё двух важных факторов: какой уровень неудобства ради безопасности ты готов терпеть и то, сколько денег ты готов на неё потратить.

Нужна идеальная безопасность — ложись в цинковый гроб и езжай в Fort Nox. Редко кто так делает. Тем не менее, в наших силах сделать атаку достаточно дорогой, чтобы не нашлось желающих тратить серьёзные средства.

Я знаю слабые звенья в защите и постоянно думаю, как бы их улучшить. В этом пункте я попытался передать свои знания Борису.

3. Архитектура

Некоторое время назад мы с Борей составили вот такую схему.

В правом нижнем углу — список платформ, на которых можно читать, смотреть и слушать «Медузу».

Наверху — список основных платформ и того, от каких систем «Медузы» они зависят.

С этой схемой есть проблема: она неполная. Мы начали её составлять полгода назад, набросали основной костяк и потом забросили. В реальной жизни мы почти всегда держим эту схему в голове и при необходимости выписываем её части по памяти на доске. Тем не менее, уже были ситуации, когда такой вот записанный формат помогал не забыть какую-то важную деталь.

Вообще, внутри этого пункта хотелось бы дать ссылку на свежую статью, описывающую всю внутренную архитектуру. Сейчас есть только вот этот материал трёхлетней давности.

Статья, конечно, устарела, и это одна из вещей, которую я не успел доделать до ухода. Надеюсь, скоро мы прочитаем свежий текст про техническую архитектуру проекта за авторством Бориса.

4. Текущие задачи

Я вёл свои текущие задачи в Trello, в скрытой доске «Техдир». Тут были и срочные штуки и долгосрочные обязательства, так что я просто расшарил её на Борю.

Конечно же, пришлось привести доску в порядок и пометить всё меточками, рассортировать по столбцам.

После этой подготовки мы с Борей сели и прошлись по каждой карточке. Я рассказал, что имел в виду в каждой из них, Боря задавал вопросы. Это всё заняло около пяти часов (два дня с перерывами).

5. Digital assets

Тут меня сильно выручил любимый Airtable. Таблица «Сервисы» содержит все сервисы, к которым у нас есть логин и пароль. Начиная от банального суперадминского доступа к gSuite (почта и календари) и заканчивая богом забытыми Telegram-ботами.

На скриншоте не видно, но там 91 строка

В столбце Critical, отмечены критичные для работы «Медузы» сервисы. Есть столбец «Категория» для того, чтобы можно было составить в голове ментальную модель. Примеры категорий: хостинг, backoffice, социальные сети, подкасты, статистика-аналитика, магазины приложений и почтовые рассылки.

Исходные коды у нас все в Github и Bitbucket, так что их передача равнозначна суперадминскому доступу к нашим организациям в соответсвующих сервисах.

Бюджет. Технический бюджет верстается в документе Google Spreadsheet. Внутри документа есть восемь вкладок, разберём их отдельно.

Почтовые рассылки — самый ад. Отдельно считаем «Вечернюю "Медузу"» по количеству подписчиков, отдельно — продуктовую рассылку (оплата за факт отправки письма), у Mailchimp хитрая система расчёта стоимости, получается большая таблица
Хостинг — самая большая строка расходов, отдельно считаются серверы для бэкендов и edge для CDN
Лицензии. Мы все любим лицензии на Sketch и Adobe CC
Всё это сводится к семи сухим строчкам и сумме денег

6. Контрагенты

В таблице «Сервисы» есть столбец «Контактное лицо», связанный с отдельной таблицей контрагентов. Получается аккуратная табличка из людей, контактных сведений и того, чем они могут быть полезны. В этой таблице добавился столбец «передал». Там ставится галочка, если я сделал intro Бориса. Много типовых писем и несколько сообщений во «ВКонтакте».

Как всегда, почти любая большая задача — это чеклисты (много чеклистов) в процессе и магия только в конечном результате.

0
5 комментариев
Perch

Главное - рефералка в ссылке в пятом пункте.
А если серьезно, то используемые инструменты удивили, хотелось бы понять почему они выбраны. Странные решения для CTO

Ответить
Развернуть ветку
Роман Карпенко

можете порекомендовать решения для CTO?

Ответить
Развернуть ветку
Perch

Самат, перелогиньтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Perch

Не вижу проблемы обьяснить причину выбора инструментов. Чем например таск трекеры лучше классики типа Jira или Youtrack

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Как всегда, почти любая большая задача — это чекисты

... черт, да чекЛисты же, почему я снова вижу чекистов?

А если серьезно - статья довольно грустная, как и любой процесс передачи дел. Как правило, именно во время него начинаешь понимать что можно было улучшить и даже видеть решение проблем, до которых раньше руки не доходили - а надо было все сесть и расписать по пунктам.

От Самата ждем про новую работу такую заметку - потому что из этой заметки видно только, что инфраструктура Медузы прилично дорогая в содержании, хотя, скажем $2-$3 млн за рекламу на Медузе вроде никто не платит - то есть вся эта движуха имеет горький привкус работы в минус. Это - мое мнение.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда