{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Почему каждый раз, когда я за что-то плачу, с меня берут деньги? У меня это в голове никогда не укладывалось» Статьи редакции

Главное из интервью основателя финтех-стартапа Revolut Николая Сторонского Елизавете Осетинской.

19 апреля 2018 года на канале Елизаветы Осетинской «Русские норм» на YouTube вышло интервью с основателем банковского сервиса Revolut Николаем Сторонским. Предприниматель рассказал о запуске своего дела, своём видении мира в будущем и борьбе стран за человеческий ресурс.

Revolut — это приложение для платежей без комиссии, которое позволяет открыть мультивалютную дебетовую карту онлайн, а также предлагает другие банковские услуги.

О запуске Revolut в России

Мы планируем запуститься в России в четвёртом квартале. Мы предоставляем вам сервис, который позволяет иметь банковский счёт в любой стране: к счёту прилагаются другие банковские сервисы, которые либо бесплатны, либо в 10 раз дешевле, чем в обычных банках.

Например, абсолютно бесплатные денежные переводы, конвертация валют по банковскому курсу, платежи, кредиты и страховки — на 50% дешевле, чем в банках.

Когда вы хотите открыть через нас счёт, мы собираем о вас данные из разных баз, просим ваше фото и фото паспорта, а наш софт автоматически сравнивает ваше лицо с фото в документе. Также смотрим на другие параметры: например, насколько вы активны в интернете.

Есть модель, которая определяет риски клиента: если у вас низкие риски по модели, то мы вам автоматически открываем счёт, если высокие — вы попадаете в очередь, после чего сотрудники вручную смотрят на ваши данные и решают, открыть или не открывать счёт.

О первых инвесторах

Сейчас у нас около 2 млн пользователей, Revolut стал прибыльным после 2,5 лет работы. Инвестиций мы привлекли где-то около $86 млн, из них потратили, наверное, $40 млн — перед тем, как выйти на прибыльность.

Наша компания стоит около $2 млрд, но продавать её мы точно не будем. Возможно, возьмём инвестиции на этих условиях. Сторонние инвесторы владеют около 40-45% компании.

Я сам был своим первым инвестором, довёл компанию до первых клиентов, тогда в команде было человек 10-12. И после этого мы пошли в рынок, поднимать деньги от профессиональных инвесторов.

О кризисе 2008 года

Когда мне предложили уехать в Лондон работать в знаменитый инвестбанк — в 2006 году Lehman Brothers был эквивалентом Goldman Sachs, — мне было 20 лет. Тогда я работал и параллельно заканчивал МФТИ и РЭШ.

Потом случился кризис 2008 года. В воскресенье я увидел новость о том, что Lehman Brothers обанкротился, и подумал, идти ли в понедельник на работу. Пришёл на работу, пропуск работал, всё работало. Там уже человек 300-400 сидели без каких-либо доступов к компьютерам, к трейдинговым системам.

Так мы и сидели следующие 2-3 недели, ничего не делали. И все 400 человек играли в одну и ту же игру, к которой был доступ: вертолётики сбивали.

Мне было 20 лет, я на это всё с интересом смотрел. Я всегда знал, что могу найти любую работу, которую захочу.

О плохом и дешёвом

Я помню, когда акции Lehman Brothers начали падать. Сначала торговались по $100, потом по $80, потом по $20, потом по $5. Был такой момент, когда они просто в ноль пошли — это глюк системы был такой на Bloomberg, но я уже тогда понял, что всё плохо.

Мой босс, боссы босса, брокеры говорили, что мы не можем обанкротиться, и вложили много собственных денег в акции, и много потеряли.

Подход должен быть другой: если что-то падает, ты никогда не покупаешь, наоборот, ты играешь на понижение. Покупать то, что дешево — это неправильно, надо продавать. То, что дешево — плохо.

Об отказе от престижной работы и запуске своего дела

Я уже достиг всего в банке, что мне дальше оставалось там делать? Да, на меня все смотрели как на слабоумного: почему я ухожу от того, что успешно делаю. Но я достиг своего потолка, поэтому я всё бросил и начал делать.

Я практически всегда в голове могу посчитать почти любые цифры. Если я знаю, что я потратил $200, я знаю курс и знаю по какому курсу банк взял с меня деньги. И сразу могу посчитать, что я потерял $10-12 на транзакции.

И каждый раз я плачу и считаю, сколько я потерял. Это несправедливо. Почему каждый раз, когда я за что-то плачу, с меня должны деньги брать? У меня это в голове никогда не укладывалось.

При этом я знаю, как работают банки: там много менеджеров и людей, которые ничего не делают. 80% из них уволишь — ничего не поменяется.

Об идее создания Revolut

Я обратился к топ-консультанту в сфере платёжных систем: позвонил ему, объяснил, какой продукт хочу сделать. Он сказал, что это невозможно, и положил трубку.

Я позвонил снова и договорился о встрече: чтобы он приехал к нам в офис и объяснил каждую деталь работы платёжных систем, чтобы у меня в голове полная картина сложилась. Я всё это записал, мы с командой две недели над этим думали и нашли решение.

Позвонил консультанту, рассказал своё решение — он с удивлением ответил, что оно может сработать. Он, профессионал, работал в индустрии 20 лет, не смог предложить нам решение проблемы, а мы смогли сами придумать.

О правилах найма

У нас на тот момент была команда из шести человек, включая Влада Яценко (сооснователь Revolut — vc.ru) и ещё четырёх программистов. У нас non-tech-людей не было.

В принципе, мы стараемся в основном нанимать людей технических специальностей. Я верю в то, что мы — люди технических специальностей — строим продукт, а остальные его продвигают.

О любви к работе

Моя работа — моё хобби. У меня в жизни никогда не было двух или трёх хобби, всегда было только одно. Когда я работал в трейдинге, всё было точно так же, я очень любил это дело.

Одна из характеристик людей, которых мы нанимаем — это любовь к тому, что они делают. Человек, который любит свою работу, тратит на неё семь дней в неделю, тот, кто не любит — три дня в неделю.

Это как процент в банке: я вложил и в первого, и во второго по $100, но один приносит мне 3,5% в неделю, а другой — 7%. И через год между ними будет разница не в 40% доходности, а, к примеру, 1000% доходности.

О рабочем графике

Я работаю около 85-90 часов в неделю. Это как профессиональный спорт: к старту приходят миллионы людей, на каждом новом этапе люди отсеиваются, поэтому чтобы быть на финише, нужно много работать, попадать в тренды, иметь мозги.

О том, почему банки проиграют борьбу за рынок

Через 10-15 лет на рынке будет несколько больших похожих на нас игроков: приложения с банковскими счетами, к которым привязаны всевозможные банковские продукты, в том числе страховки, кредиты, ипотеки, трейдинг, криптовалюты.

А банки не выдержат конкуренции. Как и на рынке такси: когда пришёл Uber, многие из компаний закрылись или потеряли прибыль.

В банках есть хорошие люди, но нет талантливых людей. У них нет хороших дизайнеров и программистов, они не понимают, как делать PR — это просто большие корпорации с кучей операционистов, которые закомплексованы бюрократической структурой.

Все топы, которые сидят в банках, абсолютно не понимают, что происходит. Я со многими из них разговаривал, и многие из них как будто находятся в 19 веке, они не понимают, куда надо двигаться, как построить современную техкомпанию.

О ценности личных данных в соцсетях

Я сам просто не пользуюсь соцсетями. Для бизнеса и для людей изучать данные из соцсетей — это хорошо, мы можем многое узнать о человеке, не прося его приходить в отделение.

В будущем, наверное, у вас будет свой ID, при помощи которого вы сможете давать доступ к части информации о себе или ко всей информации. И заходя на этот профиль, на сайт, вы всегда сможете узнать, кто из провайдеров какую часть данных получил. И всегда сможете включить или выключить доступ. Я не удивлюсь, если провайдеры вам будут деньги за это платить.

Об идеальном устройстве мира в будущем

Для меня идеальный мир был бы таким: люди смогут выбирать себе правительство, государства будут конкурировать за людей. Сейчас, например, живя в России, я не могу выбрать возможность быть подданным Австралии. Я думаю, через 10-20 лет это будет возможно.

Сейчас что-то подобное делает Эстония: вводит электронные паспорта и визы, снижает налоги.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Марк Карелий

Гонконг юр. лиц не обслуживаете... Странно. А должны бы.
IBAN для USD SWIFT операций будете давать или только для SEPA EUR?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Марк, хоть вопрос (за)умный, но какой смысл задавать его Лере Михайловой, подготовившей этот материал?

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда