{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Почему каждый раз, когда я за что-то плачу, с меня берут деньги? У меня это в голове никогда не укладывалось» Статьи редакции

Главное из интервью основателя финтех-стартапа Revolut Николая Сторонского Елизавете Осетинской.

19 апреля 2018 года на канале Елизаветы Осетинской «Русские норм» на YouTube вышло интервью с основателем банковского сервиса Revolut Николаем Сторонским. Предприниматель рассказал о запуске своего дела, своём видении мира в будущем и борьбе стран за человеческий ресурс.

Revolut — это приложение для платежей без комиссии, которое позволяет открыть мультивалютную дебетовую карту онлайн, а также предлагает другие банковские услуги.

О запуске Revolut в России

Мы планируем запуститься в России в четвёртом квартале. Мы предоставляем вам сервис, который позволяет иметь банковский счёт в любой стране: к счёту прилагаются другие банковские сервисы, которые либо бесплатны, либо в 10 раз дешевле, чем в обычных банках.

Например, абсолютно бесплатные денежные переводы, конвертация валют по банковскому курсу, платежи, кредиты и страховки — на 50% дешевле, чем в банках.

Когда вы хотите открыть через нас счёт, мы собираем о вас данные из разных баз, просим ваше фото и фото паспорта, а наш софт автоматически сравнивает ваше лицо с фото в документе. Также смотрим на другие параметры: например, насколько вы активны в интернете.

Есть модель, которая определяет риски клиента: если у вас низкие риски по модели, то мы вам автоматически открываем счёт, если высокие — вы попадаете в очередь, после чего сотрудники вручную смотрят на ваши данные и решают, открыть или не открывать счёт.

О первых инвесторах

Сейчас у нас около 2 млн пользователей, Revolut стал прибыльным после 2,5 лет работы. Инвестиций мы привлекли где-то около $86 млн, из них потратили, наверное, $40 млн — перед тем, как выйти на прибыльность.

Наша компания стоит около $2 млрд, но продавать её мы точно не будем. Возможно, возьмём инвестиции на этих условиях. Сторонние инвесторы владеют около 40-45% компании.

Я сам был своим первым инвестором, довёл компанию до первых клиентов, тогда в команде было человек 10-12. И после этого мы пошли в рынок, поднимать деньги от профессиональных инвесторов.

О кризисе 2008 года

Когда мне предложили уехать в Лондон работать в знаменитый инвестбанк — в 2006 году Lehman Brothers был эквивалентом Goldman Sachs, — мне было 20 лет. Тогда я работал и параллельно заканчивал МФТИ и РЭШ.

Потом случился кризис 2008 года. В воскресенье я увидел новость о том, что Lehman Brothers обанкротился, и подумал, идти ли в понедельник на работу. Пришёл на работу, пропуск работал, всё работало. Там уже человек 300-400 сидели без каких-либо доступов к компьютерам, к трейдинговым системам.

Так мы и сидели следующие 2-3 недели, ничего не делали. И все 400 человек играли в одну и ту же игру, к которой был доступ: вертолётики сбивали.

Мне было 20 лет, я на это всё с интересом смотрел. Я всегда знал, что могу найти любую работу, которую захочу.

О плохом и дешёвом

Я помню, когда акции Lehman Brothers начали падать. Сначала торговались по $100, потом по $80, потом по $20, потом по $5. Был такой момент, когда они просто в ноль пошли — это глюк системы был такой на Bloomberg, но я уже тогда понял, что всё плохо.

Мой босс, боссы босса, брокеры говорили, что мы не можем обанкротиться, и вложили много собственных денег в акции, и много потеряли.

Подход должен быть другой: если что-то падает, ты никогда не покупаешь, наоборот, ты играешь на понижение. Покупать то, что дешево — это неправильно, надо продавать. То, что дешево — плохо.

Об отказе от престижной работы и запуске своего дела

Я уже достиг всего в банке, что мне дальше оставалось там делать? Да, на меня все смотрели как на слабоумного: почему я ухожу от того, что успешно делаю. Но я достиг своего потолка, поэтому я всё бросил и начал делать.

Я практически всегда в голове могу посчитать почти любые цифры. Если я знаю, что я потратил $200, я знаю курс и знаю по какому курсу банк взял с меня деньги. И сразу могу посчитать, что я потерял $10-12 на транзакции.

И каждый раз я плачу и считаю, сколько я потерял. Это несправедливо. Почему каждый раз, когда я за что-то плачу, с меня должны деньги брать? У меня это в голове никогда не укладывалось.

При этом я знаю, как работают банки: там много менеджеров и людей, которые ничего не делают. 80% из них уволишь — ничего не поменяется.

Об идее создания Revolut

Я обратился к топ-консультанту в сфере платёжных систем: позвонил ему, объяснил, какой продукт хочу сделать. Он сказал, что это невозможно, и положил трубку.

Я позвонил снова и договорился о встрече: чтобы он приехал к нам в офис и объяснил каждую деталь работы платёжных систем, чтобы у меня в голове полная картина сложилась. Я всё это записал, мы с командой две недели над этим думали и нашли решение.

Позвонил консультанту, рассказал своё решение — он с удивлением ответил, что оно может сработать. Он, профессионал, работал в индустрии 20 лет, не смог предложить нам решение проблемы, а мы смогли сами придумать.

О правилах найма

У нас на тот момент была команда из шести человек, включая Влада Яценко (сооснователь Revolut — vc.ru) и ещё четырёх программистов. У нас non-tech-людей не было.

В принципе, мы стараемся в основном нанимать людей технических специальностей. Я верю в то, что мы — люди технических специальностей — строим продукт, а остальные его продвигают.

О любви к работе

Моя работа — моё хобби. У меня в жизни никогда не было двух или трёх хобби, всегда было только одно. Когда я работал в трейдинге, всё было точно так же, я очень любил это дело.

Одна из характеристик людей, которых мы нанимаем — это любовь к тому, что они делают. Человек, который любит свою работу, тратит на неё семь дней в неделю, тот, кто не любит — три дня в неделю.

Это как процент в банке: я вложил и в первого, и во второго по $100, но один приносит мне 3,5% в неделю, а другой — 7%. И через год между ними будет разница не в 40% доходности, а, к примеру, 1000% доходности.

О рабочем графике

Я работаю около 85-90 часов в неделю. Это как профессиональный спорт: к старту приходят миллионы людей, на каждом новом этапе люди отсеиваются, поэтому чтобы быть на финише, нужно много работать, попадать в тренды, иметь мозги.

О том, почему банки проиграют борьбу за рынок

Через 10-15 лет на рынке будет несколько больших похожих на нас игроков: приложения с банковскими счетами, к которым привязаны всевозможные банковские продукты, в том числе страховки, кредиты, ипотеки, трейдинг, криптовалюты.

А банки не выдержат конкуренции. Как и на рынке такси: когда пришёл Uber, многие из компаний закрылись или потеряли прибыль.

В банках есть хорошие люди, но нет талантливых людей. У них нет хороших дизайнеров и программистов, они не понимают, как делать PR — это просто большие корпорации с кучей операционистов, которые закомплексованы бюрократической структурой.

Все топы, которые сидят в банках, абсолютно не понимают, что происходит. Я со многими из них разговаривал, и многие из них как будто находятся в 19 веке, они не понимают, куда надо двигаться, как построить современную техкомпанию.

О ценности личных данных в соцсетях

Я сам просто не пользуюсь соцсетями. Для бизнеса и для людей изучать данные из соцсетей — это хорошо, мы можем многое узнать о человеке, не прося его приходить в отделение.

В будущем, наверное, у вас будет свой ID, при помощи которого вы сможете давать доступ к части информации о себе или ко всей информации. И заходя на этот профиль, на сайт, вы всегда сможете узнать, кто из провайдеров какую часть данных получил. И всегда сможете включить или выключить доступ. Я не удивлюсь, если провайдеры вам будут деньги за это платить.

Об идеальном устройстве мира в будущем

Для меня идеальный мир был бы таким: люди смогут выбирать себе правительство, государства будут конкурировать за людей. Сейчас, например, живя в России, я не могу выбрать возможность быть подданным Австралии. Я думаю, через 10-20 лет это будет возможно.

Сейчас что-то подобное делает Эстония: вводит электронные паспорта и визы, снижает налоги.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Serge Ovchinnikov

А чувак в курсе криптотемы и что уменьшение времени и комиссий переводов это одна из главных их фишек?

Лучше бы комиссию за эквайринг уменьшили бы раз в 10 для начала. Такой продукт затронет все клиентские бизнесы и всех их клиентов.

А то 2-4% за то что по карте деньги принял - это дикий перебор и архаизм, особенно если учитывать что в некоторых сферах рентабельность после налогов 10-15%.

Миллиарды транзакций. Клиенты даже не подозревают, что в цене каждой их покупки по карте заложена эта комиссия, которую пилят виза и мастер с банками эмитентами.

Ежу ясно, что транзакция не может стоить такой конский процент комиссии в современном, уходящем от налички мире и он должен стоить десятые и сотые доли процента.

Кто справится с этим - сделает великое благо всем, и бизнесу и людям.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Клиенты даже не подозревают, что в цене каждой их покупки
по карте заложена эта комиссия, которую пилят виза и мастер
с банками эмитентами.

Ой да ладно. Клиенты с картами - очень часто владельцы бизнесов с приемом платежей по картам. И пропаганда установки карточных терминалов - это уменьшение возни с наличкой, которую надо проверять при приёме, пересчитывать в кассе, инкассировать, и так далее - вот для крупных гипермаркетов выгоднее оплаты по карте, чем наличка.
 
Каждая транзакция по карте - это связь с банком по Internet (которая время от времени прерывается, иногда надолго). И подтверждение операции, как правило.
 
Если Вы поясните, почему плотная загрузка банковских серверов такими транзакциями (даже без учетов услуг связи, часто мобильной) должна вдруг стоить сотые доли процента ... будет понятнее как Вы это вычислили.
 
Условием установки терминала является запрет на адекватное повышение цен на оплату по карте. Вот с таким маневром мы бы и увидели реальное отношение людей к карточным платежам.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Платёжки обычные - это те же ходят деньги или съем и взнос денег в своих банках - это все бесплатно, на этом фоне комиссии за эквайринг имеют такой конский процент, хотя здесь нет ни кассиров, ни банкоматов, ни инкассации, ни бумажных денег. Что там сравнивать, часто даже денежные переводы между странами имеют меньшую комиссию, чем комиссии эквайринга. Не убедил?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Сергей, бесплатный межбанк на 100 рублей (или даже 23 рубля), по-Вашему бывает? А ведь платежная система предоставляет банкам единую систему авторизации платежей, а в точки продаж - интерфейс этой системы через приобретаемое отдельно устройство, осуществляющее связь с банком/платежной системой.
 
Многие хотели сделать подобие Visa/MasterCard, и даже кое-кто сделал (в отдельных странах), но что-либо сделать с ними "в мировом масштабе" довольно сложно.
 
Давеча в банке операционист Сбера рассказывала клиенту, что дескать MasterCard больше распространена в Европе, а Visa мол в США ... ну не знаю :) Знаю что карточку Сбера (вне зависимости от того, Visa это или Master) могут и не принять за рубежом (транзакция будет отклонена), равно как и любого другого российского банка.
И наоборот - иностранные карты в России срабатывают не всегда.
 
Вот эта проблема посерьезнее 2-2.5% за эквайринг - "удобное" средство платежей в поездке таковым быть перестало без танцев с бубном, в ходе борьбы с кардерами. Вот когда у тебя стоит клиент (или ты сам им являешься), и дело идет об оплате $1000, а платеж тупо не проходит, хотя товар/услуга очень нужна, и деньги вроде есть ... вот что делать? Звонить в банк из-за границы? Дорого и глупо, быстро они могут только заблокировать карту, и все - а позвонить можно еще на $100, например.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Согласен, сломать хребет сложно обоим монстрам и вся армия банков на их стороне.

На счёт загранки, не знаю. Сколько ездил сам, сложностей лично у меня не было. Такое наверное есть, но не думаю что это существенно. Не с одной же картой сбербанка жить. Совсем без налички тоже непонятный квест. Да и обычно интернет есть для решения вопросов, зачем звонить. Надо прямо извернуться чтобы попасть в ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Сколько ездил сам, сложностей лично у меня не было

Ну вот жители РФ, оказавшиеся за рубежом в 1998 и 2007 и 2008 году, с Вами не согласятся :) Как и клиенты Мастер-Банка в 2013 году, и целого ряда банков в 2017 году :)
 
Плюс есть проблема повторных снятий по кредиткам (два раза за один сервис, или невозврата депозитов), которую _именно_ российские банки обычно решают в пользу иностранной точки продаж - в отличие от например банков американских.
 
Если у Вас лично есть подушка безопасности, позволяющая не думать о таких мелочах - ну что же, очень хорошо ... А мне вот, некомфортно давать абы кому открытую авторизацию на доступ к своему счету, поэтому карты я использую по самому минимуму. Да и воруют эти базы данных карт постоянно. Кстати, часто включая инфу с магнитной полосы - так что можно сделать точную копию карты, ничем не отличающуюся от настоящей ... Короче, кредитки - для того чтобы тратить деньги не задумываясь, и поэтому и воруют с них часто и разнообразно.

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда