{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как принимать проекты от других разработчиков

Вы взяли сделанный кем-то до вас сайт на поддержку и началось:

  • После вас в нем появились ошибки.

  • До вас их не было.

  • Другие ошибки были, а вот именно этой - не было

  • И вообще сайт работал без проблем

Знакомо?

Худшее, что можно сделать в этой ситуации - кинуться бесплатно исправлять ошибки.

Потому что тем самым вы

  • Признаете себя виноватым в не вами созданной проблеме
  • Как следствие, рушите отношения свои с заказчиком
  • Роняете рентабельность проекта
  • Торопитесь и как следствие, плодите ошибки дальше
  • А ведь это не последняя ошибка в проекте, будут и следующие

В итоге через 2-3 месяца вы расстаетесь с клиентом, потратив на него бесплатно 50-150 часов разработки и напрочь потеряв его лояльность.

Как все же зарабатывать на поддержке проблемных сайтов?

Позитивная психология учит нас, что чувство счастья состоит из

  • Чувства контроля

  • Чувства прогресса

  • Чувства высшей цели

Смасштабируем это на конкретный проект

Во-первых, в момент принятия проекта, нужно нарисовать клиенту дорожную карту будущей работы

Примерно так:

  • У нас есть проект, который до нас 2 года разрабатывали и поддерживали. Более-менее подробной документации по коду в нем нет. Есть задачи, которые надо решить и есть проблемы, которые надо устранить. Плюс, в нем гарантированно есть проблемы, которые еще не проявились. По-этому готовимся к 2 месяцам «переходного периода». То есть в это время в проекте могут всплывать проблемы, о которых мы ранее не знали. Их нужно будет устранять платно. После этого мы с вами получим идеально работающий проект, полностью изученный командой разработки.

Во-вторых, ошибки реально надо искать и устранять

Как минимум: провести тестирование сайта на ошибки (платно, конечно же). Проверить его же на вирусы. При наличии, устранить

В-третьих, создать рабочую копию проекта, желательно с использованием системы контроля версий. И создать архивную копию, на которой никогда не производится работ. Она нужна как «последний аргумент» в обсуждении какой-либо проблемы и источника ее возникновения.

Что делать, когда возникает ошибка

Первое и главное - увести обсуждение от поиска виноватых. Так уж сложилось, что искать можно или виноватых, или решение. И то и то сразу - не получается (в фокусе ясного внимания у человека единовременно находится только один объект).

Пример:

  • Мы не можем доказать, что мы в этом не виноваты. Вы, в свою очередь, вряд-ли сможете доказать, что мы виноваты. То, что проблема возникла после нашего вмешательства, не означает, что она возникла из-за него. По-этому мы просим доверять нам на время и сумму исправления проблемы.

В результате

Продаем исправление ошибки. Исправляем. Ищем однотипные проблемы в проекте. Их тоже исправляем.

Доработки

Их делаем исключительно на тестовой копии проекта. При помощи системы контроля версий, переносим сделанные работы на «боевую» версию сайта. Аналогично с ее помощью, переносим «хотфиксы» с боевой версии на версию для разработки.

Тестирование

Если в штате нет тестировщика, срочно ищем его. Тестирование включаем в стоимость всех более-менее глобальных работ. И обязательно продаем как услугу, получая чужой проект.

Завершение переходного периода

Как правило, через 1-2 месяца после начала работ по описанному выше принципу, вы получаете отлаженный продукт, полностью изученный вашей командой разработки. И лояльного клиента, готового рекомендовать вашу техподдержку другим.

0
3 комментария
Олег Линьков

Текст статьи выглядит как букварь. В том смысле, что ни одна студия не берет проект на доработку, без обсуждения рисков и плана по проекту. Все правки должны учитываться и оплачиваться исходя из ресурс часов. А насчёт ошибок что появились после доработки, ну это вообще пушка - в каких реалиях не ведётся git для проектов. Нашли баг - откатили проект, показали заказчику - согласовали по исправлению.
А проблемы озвученные тут, либо для фриланс разработки, либо для студий, которым не жалко своего времени и денежных потерь.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Елистратов
Автор

На словах у всех все идеально :-)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Линьков

Да нет, проблемы с персоналом всегда есть и будут. Человеческий фактор - никто не отменял. Но служебные инструкции никто не отменял)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда