Customer Journey Map: пять шагов для создания продукта, который понравится пользователям
Сооснователь компании «Мануфактура» Дмитрий Провоторов — о том, как с помощью CJM превратить две звезды оценки мобильного приложения в пять и увеличить выручку в четыре раза.
Customer Journey Map (карта путешествия пользователя) — это методология развития продукта, которая основывается на подробном анализе потребностей и поведения аудитории. Результатом её применения становится увеличение доли пользователей, довольных использованием продукта. В этом материале пойдёт речь о том, что может дать использование CJM продукту и его владельцу.
Что показывает карта
Работа по методологии CJM направлена на выяснение следующих моментов:
- в каких точках аудитория соприкасается с продуктом;
- как разные сегменты аудитории взаимодействуют с продуктом;
- какие этапы пользователи проходят на пути к своим целям и какие эмоции при этом испытывают;
- где они сталкиваются с барьерами, не позволяющими достигать целей;
- насколько благополучно пользователи переходят с одного этапа на другой.
Для получения ответов на эти вопросы нужны наблюдения за аудиторией. Если проект только разрабатывается, то один из вариантов получения данных — это запуск MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт) с анализом поведения аудитории на каждом шаге.
Вот как об этом сказал Педро Маркес, продуктовый дизайнер крупнейшего сервиса онлайн-бронирования отелей Booking.com:
Мнение рынка: СJM только начинает свой путь в России
Насколько широко российский рынок знаком с методологией CJM? Компания «Мануфактура» задала этот вопрос нескольким компаниям с заметными digital-продуктами.
Таким образом, игроки рынка относят CJM к числу наиболее эффективных, но пока малораспространённых инструментов.
Пять шагов к пониманию
Методология Customer Journey Map описывает общие принципы развития продукта, применение которых на практике может различаться. Вариант использования CJM, который мы применяем в компании «Мануфактура», включает пять этапов.
Шаг 1. Сегментация аудитории
Работа по составлению CJM начинается с приёма классического маркетинга по разделению целевой аудитории на группы по интересам.
Наш клиент, немецкий информационно-развлекательный портал Meinestadt, обратился к нам с задачей по развитию мобильного приложения. Мы установили в нём триггеры для записи действий пользователей и выделили в них наиболее частые сценарии, которые позволили разделить ЦА на три главных сегмента.
- Тусовщик. Заходит в приложение, чтобы искать интересные события (концерты, выставки, спортивные мероприятия) и покупать билеты.
- Навигатор. Использует приложение для поиска нужных мест — ресторанов, баров, заправок и так далее.
- Читатель. Изучает новостную ленту, чтобы быть в курсе происходящего в городе.
Примечательно, что клиент хотел сделать ставку совсем на другой сегмент аудитории — авторов, которые сами генерируют контент в приложении. Но анализ показал, что таких пользователей почти нет. Это уберегло владельца продукта от ошибочного инвестирования в невостребованный функционал.
Для новых продуктов, у которых ещё нет устоявшейся аудитории, можно использовать анализ конкурентных аналогов, данные из открытых источников, консультации с экспертами, анкетирование предполагаемой аудитории, прогнозирование на основе теоретических моделей (например, известного принципа Парето 20/80) и некоторые другие методы.
Шаг 2. Определение aha-моментов
Aha-момент — это точка, где пользователь находит то, что искал, и испытывает сильные положительные эмоции. После этого он с большой вероятностью примет решение стать постоянным посетителем.
Поэтому в поиске aha-моментов работающего продукта помогает измерение показателя возврата (retention) у разных сегментов аудитории: где больше возвращений к использованию продукта — там, скорее всего, чаще происходит достижение целей.
В приложении Meinestadt пользователи каждого из трёх сегментов аудитории возвращались, если в предыдущий раз находили то, что искали. Концерт любимой группы, заправку с низкой ценой на бензин или важное объявление от местной полиции. «Нашёл!» — это и было для них aha-моментом.
Шаг 3. Формирование пользовательских сценариев (user flow)
Дальше нужно выяснить, как пользователь приходит к aha-моменту. Например, он видит рекламу, устанавливает приложение, скроллит ленту новостей, видит событие, заходит на его страницу и — эврика! — покупает билеты.
Шаги выстраиваются в потоки (user flow), после чего можно измерить процент конверсии по переходу из шага в шаг.
Установить последовательность действий пользователей помогают различные системы аналитики.
- Для веб-продуктов: Google Analytics, «Яндекс.Метрика», Roistat.
- Для мобильных продуктов: Localytics, AppMetrica от «Яндекса», Amplitude, Flurry Analytics, Fabric, CleverTap, Adjust, Branch.io.
Шаг 4. Составление карты Customer Journey Map
Потоки user flow, состоящие из шагов и aha-моментов, объединяются на визуальной карте, которая наглядно показывает все основные модели взаимодействия аудитории с продуктом.
Ценность этой карты в высокой объективности — она строится на результатах аналитики реальных событий и не содержит непроверенных гипотез.
Шаг 5. Анализ состояния аудитории, выявление барьеров
Второй важный документ при составлении Customer Journey Map, помимо схемы движения пользователей, — это её расшифровка с описанием каждого шага пользователей и снятием данных, характеризующих его поведение на этом шаге.
Зная размер аудитории на каждом этапе, мы можем посчитать конверсию перехода из шага в шаг и обнаружить критические моменты. Если с первого шага на второй переходит 80% пользователей, а со второго на третий — только 5%, это значит, что где-то здесь существует барьер.
Возможно, пользователь не нашёл иконку поиска или на его пути появилась ссылка, уводящая из приложения. Определив барьеры, мы можем их устранить: сделать нужную функциональность заметнее, убрать отвлекающие элементы, наиболее востребованные опции вынести вперёд.
Итогом составления Customer Journey Map становится ранжирование функциональности по степени востребованности и приоритизированный список задач по доработке продукта.
Что дал CJM
Составив карту путешествия пользователя для Meinestadt, мы смогли разработать для приложения стратегию развития, которая учитывала интересы пользователей. Однако после запуска аудитория сначала отреагировала низкими оценками и возмущёнными призывами вернуть «всё как было».
При этом пользователи просматривали всё больше контента и совершали всё больше целевых действий. Увеличилось и количество возвратов. Люди возмущались, но пользовались, потому что было удобно.
Через некоторое время оценка приложения резко пошла вверх, поднявшись с 2,0 до 4,67. Аудитория привыкла к новым интерфейсам, к тому же мы выявили самые главные претензии пользователей и провели по ним ряд небольших доработок.
Прибыль на первом этапе после запуска нового приложения выросла на 138%, а через некоторое время — в четыре раза. Этот рост был органическим — мы не внедряли никаких дополнительных механик монетизации, не увеличивали количество показов и интеграций рекламы, только разработали для приложения новую структуру и продуманные интерфейсы.
Почему CJM
По итогам этого проекта мы с нашим клиентом сделали для себя несколько выводов.
1. Пользователи, достигающие своих целей с помощью продукта, приносят ему прибыль
Одна из моделей монетизации Meinestadt заключается в получении вознаграждения от сервиса аренды квартир за каждого перешедшего пользователя. В новом приложении, где поисковые функции вынесены на первый план, искать съёмное жильё стало намного легче, поэтому переходов стало намного больше, и сумма вознаграждения от сервиса аренды возросла.
2. CJM позволяет использовать бюджет проекта наиболее рациональным образом
Развитие востребованной функциональности, которая была определена с помощью CJM, помогло достичь роста бизнес-показателей продукта. Вкладывая в непроверенные гипотезы, клиент рисковал потратить бюджет менее эффективно.
Можно сделать десять нужных функций и победить, а можно 50 ненужных — и проиграть.
Спасибо за внимание. Изучайте свою аудиторию, и люди к вам потянутся.
https://www.facebook.com/prigorkin.aleksey/posts/949904435102466
Рабочая ссылка с аудитом: https://www.dropbox.com/sh/v9zu9h0jttvpyyi/AABFgcIhNv6erRGTmhX54WKPa?dl=0
Вы читали аудит? Покажите тз на сайт, пожалуйста. Мета данные, дубли каким образом это относится к сайту? Это работа seo или маркетолога.
По вашему эти простые вещи не должна знать и делать крутая из Воронежа для сайта стоимостью 1 500 000 рублей в деньгах 2013 года, про который в договоре она указала, что он будет сделан надлежащим образом?
«это же очевидно», «вы же профессионалы», «вы мне обещали, что всё будет в лучшем виде» и прочие типичные горячие пирожки про ошибки в коммуникации :)
Если компания не знает где надо ставить радиокнопки, а где чекбоксы уже только по одному этому моменту можно судить, что нет там контроля и разработчиков с опытом. У меня всегда было чуть больше информации о том, что происходит внутри компании Мануфактура.
Простой пример: разработчик уже уволился, забрал трудовую, а тебе на встрече в переговорной говорят, что его просто сегодня нет. Привет Денису и Алексею!
Тут не в этом дело, это второй вопрос. Главные претензии к Мануфактуре только в том, что они врали (Дима это признал), поставил новичка программиста на сложный проект, относился к нему спустя рукава, затянул сроки, сайт после оплаты не хотел отдавать, вот, что необходимо знать людям, чтобы на эти грабли не наступать, а выполнить шесть простых правил при работе с Мануфактурой, эти правила описаны выше.
Большая часть того, что в аудите названа ошибками скорее вызывает желание спросить - 'А в ТЗ это - было?'. Ладно, если полагались на то, что разработчик опытный он понимает как лучше - за то и деньги платим, то не было ли случаев что разработчик прямо говорил 'Вот это делать? Я считаю что полезно но потребует +X времени / +Y денег' и ответ был 'И так нормально'.
Было бы интересно точку зрения другой стороны увидеть.
Так я про это и пишу, что студия не опытная, знаний мало, максимум, что им стоит делать - сайты визитки, логотипы и фирменный стиль.
Главные претензии к Мануфактуре были по вранье, качеству кода, задержке на полгода сдачи, постоянных ошибок на сайте и неумению его передавать заказчику.
SEO аудиты были сделаны для проверки сайта и понимания ситуации с этой стороны. Их несколько, тот который по ссылке в комментариях более компактный, есть и более развёрнутый.