История одного выбора: как мы переходили на JIRA

Разработка IT-проектов без системы отслеживания ошибок и постановки задач практически невозможна. Исполнительный директор IT- компании “Робот Займер” Данил Шерстобитов рассказывает, как они пришли к осознанию этого, и что им это дало.

Через тернии к… системе постановки задач

Когда в далеком 2013 году мы приступили к созданию нашего первого IT-проекта, и отдел разработки состоял из трех человек, не было речи ни о каком проектном управлении и тайм-менеджменте. Разработка тогда велась на чистом энтузиазме и интуитивном чувстве того, что проект “выстрелит”. Но мы не ожидали, что это будет происходить так стремительно, и когда штат программистов начал расти, а число задач увеличиваться в геометрической прогрессии, наши верные google-документы, Skype и электронная почта уже не могли помочь нам.

Необходимость перехода на информационную систему управления процессом разработки окончательно назрела спустя год после создания первого проекта. К концу 2014 года он все еще оставался единственным, однако “оброс” огромным количеством задач, которые сыпались ежедневно нескончаемым потоком. Тогда информация стала теряться, появилось огромное количество разноплановых задач и все это было без нужного контроля. В общем, после анализа различных программных решений выбор пал на онлайн-планировщика задач - продукт JIRA от компании Atlassian.

Нарастили JIRA

Выбор пал именно на JIRA в далеком 2014 году скорее потому, что мы тогда должны были сделать какой-то выбор. Было понимание, что планировщик задач нужен, но опыта использования таких программ не было. Мы стандартно изучили рынок различных решений, сравнили между собой цены и качество. JIRA тогда казалась наиболее приемлемым вариантом. С тех пор, к слову, мы не рассматривали возможность перехода на другую систему. Правда, учитывая, что оплата программы осуществляется в долларах США, изрядно окрепший курс в конце 2014 г. нас немного расстроил. Но начали мы тогда с бюджетного пакета, стоимостью 20$, который включал в себя всего 10 пользователей. Переплата тогда не казалась существенной, и не поколебала нашу уверенность.

После этого все встало на свои места: разработчики получили возможность видеть поставленные задачи, а значит могли понимать весь объем необходимых работ, и продуктивно планировать свое время. Проект-менеджер мог эффективно отслеживать деятельность команды, и перераспределять задачи в случае необходимости. Но самое главное - задачи теперь не терялись в общем потоке и хаосе сообщений из мессенджеров, почты, google-документов и т.д.. Мы не только сэкономили массу времени, но и смогли оперативно исправлять ошибки и улучшать качество проекта.

В дальнейшем, когда количество проектов стало расти, разработчики делиться (не разработка, а митоз какой-то) на команды, каждую из которых возглавил проект-менеджер, жизнь без планировщика уже и не представлялась возможной.

С дальнейшим расширением компании появилось много других отделов, которые не были связаны непосредственно с разработкой наших fintech-проектов. Например, бухгалтерия и PR-служба. Для них работа с JIRA необязательна, поэтому они используют ее на свое усмотрение или не используют вовсе, при необходимости обращаясь к проект-менеджерам через Telegram Skype, которые, в свою очередь, ставят задачу программистам.

На данный момент в системе зарегистрированы 139 активных пользователей, подключены разнообразные дополнительные модули, обновление происходит регулярно и своевременно, чтобы была возможность, в том числе, приобщаться к Agile software development, используя доски визуализации задач Scrum и Canban. И стоимость только Jira Software как-то незаметно выросла до 856$ в месяц. Но оно того стоит.

Конечно, есть и бесплатные open source системы, например, Redmine, а также более дешевые аналоги, в том числе и отечественного производства. Но у большинства из них есть свои минусы, например, отсутствие техподдержки, недостаток функционала (а иногда и наоборот: перегруженность ненужными “плюшками”), неудобный, или интуитивно непонятный интерфейс. Многие из них, безусловно, могут послужить отличными помощниками для небольших стартапов с немногочисленной командой. В таких условиях выбор системы постановки задач не принципиален, можно обойтись и бесплатным открытым программным обеспечением. Но если деятельность компании становится достаточно масштабной, то этого не хватит. При этом, переход на новую систему, без отрыва от процесса разработки, достаточно проблематичен. Трудности будут возникать при переносе задач из старой программы в новую. Поэтому перед выбором такого неотъемлемого спутника IT-компаний стоит серьезно задуматься о своих целях и дальнейших планах развития. Ибо не столь значительная экономия сегодня может аукнуться завтра.

Вообще, вопрос программного обеспечения, за счет которого будет функционировать ваша компания очень важен, и его продумывание является необходимым этапом создания бизнес-плана. На начальном этапе особой разницы между различными решениями может и не быть. Но когда процессы в компании становятся многочисленными и довольно громоздкими, то все недостатки первоначального выбора становятся очевидны. Конечно, никакая программа-планировщик не заменит грамотного проект-менеджера, но может стать ему хорошим подспорьем в управлении группой гениальных людей, разрабатывающих не менее гениальные проекты.

Четвертый год без факапа

Использовать JIRA мы стали в конце 2014 г., поэтому сейчас идет полноценный 4-й год ее использования. Немного статистики за прошедшие годы.

Конец 2014 – 2015 год: в JIRA поставлено 294 задачи, в компании трудятся 3 программиста; 2 проекта в разработке;

2016 год: в JIRA поставлено 8803 задачи, трудятся 15 программистов и 2 проект-менеджера; 3 проекта в разработке;

2017 год: в JIRA поставлено 12766 задач, трудятся 30 программистов и 8 проект-менеджеров; 7 проектов в разработке.

1 квартал 2018 года: - в JIRA поставлено 3747 задач, штат состоит из 31 программиста и 10 проект-менеджеров; 11 проектов в разработке.

Деятельность компании расширяется, теперь это уже не небольшой финтех-стартап, а крупный международный финансовый холдинг с проектами в области онлайн-кредитования и инвестиций, поэтому количество задач продолжает расти. Программа-планировщик уже выполняет роль кровеносной системы, которая позволяет всем процессам разработки протекать максимально быстро и эффективно. Отслеживание выполнения поставленных задач, их корректировка, разбивка, если необходимо, на части, добавление новых элементов, перенос задачи на следующий период (месяц или год), смена исполнителя – все эти и многие другие действия JIRA позволяет выполнять.

JIRA хорошо масштабируется (но до определенных пределов; известен пример Яндекса, которому пришлось разрабатывать собственную систему постановки задач, когда их количество превысило 3 миллиона), и подходит для быстрорастущих IT компаний. На данный момент с помощью JIRA разрабатывается 11 проектов силами 31 программиста, всем этим буйством управляет 11 проект-менеджеров, а в день ставится в среднем 42 задачи. До масштабов Яндекса мы еще не доросли, поэтому разрабатывать свою систему управления проектами пока не планируем. Как говорится, Австралия – родина JIRA, а Россия – всего остального. Сэкономленное время разработчиков способно принести гораздо больше выгод в будущем.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Olga Fedorova

Интересный материал, надо присмотреться к этому планировщику задач

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Но где же, собственно, описание ВЫБОРА?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Ольга, Ирина, Анастасия — кто же вы, зарегистрировавшиеся сегодня исключительно для того, чтобы оставить коммент или поставить лайк к комменту под этой статьёй, у которой заголовок обещает описание выбора, а содержание излагает в основном то, какие молодцы работают в компании и сколько проектов они ведут?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Устимова

А еще с помощью JIRA отлично отслеживаются ошибки ПО, мне есть с чем сравнить

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Дорофеева

Спасибо. отличный, очень познавательный материал, особенно интересны выкладки в цифрах

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Балахнин

спасибо. полезно

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прохоров

Для малых групп лицензия копейки стоит, для больших групп дорогая

Яндекс продает свой трекер подешевле, по функционалу не скажу...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда