Оффтоп Елена Журавлева
3 597

Как я нашла писателя в сложный ИТ-сервис

В 2017 году я нашла писателя для контент-маркетинга в сложном b2b-сервисе. На это ушло 2000 рублей и месяц времени. Рассказываю, как я это сделала.

В закладки

DaData.ru — сложный продукт, который мы успешно раскручивали контент-маркетингом. Сначала мне было прикольно писать статьи самой и уговаривать сотрудников. Но жизнь учредителя компании так устроена, что ни один из процессов ты не можешь взять на себя системно. Поэтому даже если я чем-то начинаю заниматься, я через какое-то время нахожу на этот процесс людей, чтобы он не проседал.

Я пробовала агентства и фрилансеров — не пошло. Они выдавали слишком поверхностные статьи, и времени на их редактуру уходило столько же, сколько на самостоятельное написание статьи.

Поэтому я и решила искать коммерческого писателя в штат.

Сложному ИТ биржи не помогают

Поначалу решение проблемы кажется простым: заходишь на распиаренную «Биржу Главреда» и моментом находишь подходящего человека.

Не тут-то было.

Я не увидела на бирже людей со статьями на более-менее сложную b2b-тематику. Каждый готов рассказать, как пожарить стейк или открыть кофейню. А писать про качество клиентских данных, отличие КЛАДР от ФИАС или про почтовые адреса, естественно, некому.

Пришлось возвращаться к более очевидным методам: HeadHunter и Facebook.

Опыт не важен, город тоже. Зарплата — выше рынка

Когда я писала текст вакансии, держала в голове такие мысли.

Образование и опыт не имеют значения. Мне непонятно, как журналистское, филологическое или любое другое образование влияет на способность писать про сложное ИТ. То же самое с писательским опытом — он бывает настолько разным, что включать какую-то «выслугу» в требования бесполезно. Решила, что буду проверять непосредственную работу человека, а не формальные характеристики.

Можно работать удалённо. Москва большая, авторов на всех не хватает. Если открыть двери для людей по всей стране, найти подходящего будет проще.

Инфостиль — не гарантия качества. Я поклонница Максима Ильяхова, мне нравятся принципы его инфостиля: стремление принести пользу читателю, говорить правду, привязывать текст к жизни, писать лаконично и так далее.

Но Максима в какой-то мере подвели талант и популярность. Он раскрутил инфостиль как набор чётких правил и внезапно создал армию зомби. Авторы следуют советам, не понимая их смысла. Например, тупо выкашивают местоимения во всех текстах. Из-за одного и того же набора приёмов статьи получаются узнаваемо «пластиковыми».

Я хотела, чтобы мой писатель понимал, почему убирает или добавляет слова, а не банально добивал текст до десяти баллов по «Главреду».

Зарплата — от 80 тысяч рублей. Здесь я отталкивалась от прошлых гонораров фрилансерам. За одну статью я платила 15 тысяч рублей. Большие деньги, но темы у нас сложные, и исполнителей на них находится немного.

От штатного писателя я ждала по статье в неделю, это четыре в месяц. Получается 60 тысяч рублей. Он будет делать рассылки, писать в соцсети, пусть это ещё 20 тысяч рублей. Так я определила нижнюю планку зарплаты — 80 тысяч рублей.

Верхнюю планку установила на 140 тысяч рублей. По моим сведениям, столько стоит топ-редактор, который сам командует другими, и в его работу не нужно вмешиваться. Не жалко платить много, если всё работает чётко без моего участия.

В итоге я написала такой текст вакансии.

Ищу редактора-копирайтера на проекты DaData.ru и HFLabs.ru.

Примеры статей, которые мы пишем:

https://habrahabr.ru/company/hflabs/blog/312858/;

https://habrahabr.ru/company/hflabs/blog/301014/.

Что нужно будет делать:

1. Email-рассылки (раз в месяц DaData.ru, раз в три месяца HFLabs).

2. Публикации на «ХабрХабре» с обзорами новых функций.

3. Публикации в блог с анонсами новостей релиза.

4. Публикации для SMM-каналов — пару раз в неделю.

5. Статьи в рамках стратегии контент-маркетинга (пару раз в неделю).

6. Тексты для маркетинговых материалов.

Что хочется от вас:

1. Владение инфостилем, но без «ильяхова головного мозга».

2. Умение погрузиться в специфику сложных b2b-продуктов.

3. Безупречная грамотность — будете корректором своих и чужих текстов.

4. Своё ИП (или вы готовы работать в штате).

Что предлагаем:

1. Полностью удалённая работа. Возможно, понадобятся командировки к нам в офис в Москву.

2. Два варианта работы: 20 или 40 часов в неделю в течение ближайшего года.

3. 80—140 тысяч рублей в месяц из расчёта на полную занятость, 40—70 тысяч на половинную.

Как будем отбирать кандидата:

1. Пришлите ссылки на три-пять ваших лучших статей.

2. С лучшими авторами мы свяжемся и дадим оплачиваемое тестовое задание — статью на одну из наших тем.

3. По итогам будем принимать решение — работаем или нет.

Первым делом я опубликовала вакансию на самом очевидном ресурсе — HeadHunter.

HeadHunter не спасёт, зато выручит Facebook

В первый день после публикации на HeadHunter я получила 14 откликов.

Но через сутки вакансию пришлось закрыть, потому что все отклики были неадекватные. Кандидаты даже не удосуживались дочитать вакансию до конца. Например, не присылали ссылку на лучшие статьи.

Тогда я продублировала вакансию в Facebook и попросила друзей расшарить.

Где-то слышала, что опытным авторам важно работать напрямую с собственником. Поэтому написала объявление от своего имени

На следующий день после публикации в личке заполыхало. Мне написали примерно 20 человек из разных концов страны и попросили тестовое задание. Когда вакансию пошарил редактор Сергей Король, количество откликов возросло вдвое. (Репост Короля — не чудо, он написал для нас несколько хороших статей.)

Подходят те, кто уже писал на сложные темы

Основная часть соискателей отсеялась просто — в их портфолио не было сложных статей для бизнес-аудитории.

Хорошо, когда человек рассказывает про барабанные установки, но это скорее про «загуглить и популярно донести». А у нас сложная проблематика, в которую нужно месяцами въезжать, а потом внятно рассказывать. Причём и через годы тебе будут открываться новые грани.

Поэтому я искала авторов, которые уже разобрались в чём-то сложном. В итоге остались пять человек, им я и выслала тестовое задание.

Тестовое задание — единое для всех

За тестовое я готова была платить, потому что хорошую статью мы бы сразу опубликовали. Цену назначал автор. Одна девушка оценила труд в 2000 рублей, а остальные вообще отказались от денег.

Если забежать вперёд, порядочность писателей меня приятно удивила: ни один не потребовал оплаты за непринятую статью. В итоге на все тестовые я потратила те самые 2000 рублей.

С тестовым заданием я ошиблась: подготовила две темы, потому что не знала, какая лучше подчеркнёт сильные и слабые стороны писателей.

  1. Написать статью, рекламирующую особенность DaData.ru: по адресу мы определяем округ и район города, достаём геокоординаты, за МКАД или КАД он или внутри. Нужно показать, какая польза интернет-магазинам от этой возможности.
  2. Мы проверяем телефон: проставляем актуальный код города или DEF-код, восстанавливаем оператора, регион и часовой пояс. Нужно написать статью об особенности под колл-центры и маркетологов и найти, где опубликовать.

Вскоре я поняла, что предлагать разные темы всё-таки неправильно. Задания получились разными по сложности, и сравнить навыки писателей по ним было тяжело.

В тестовом задании процесс важнее результата

Оценивать кандидатов я начала уже с вопросов о задании, которые они задавали. Сразу видно, если человек даже не зашёл на сайт сервиса или не попробовал DaData.ru. С такими мы сразу прощались: невозможно писать хорошие статьи, если тебе лень протянуть руку за доступной информацией.

Ответить минимум на половину этих вопросов — задача автора. Для этого он и нужен. Стоимость сервиса, например, открыто лежит на сайте

Тем, кто не поленился зайти на DaData.ru и выжал из сайта максимум, я охотно помогала: отвечала на сложные вопросы, комментировала текст.

Также я смотрела, за сколько итераций моих комментариев писатель доведёт статью до приемлемого качества. Минимальные критерии качества установила такие: в материале нет фактических ошибок, и польза для целевой аудитории очевидна.

В итоге только один человек прошёл отбор. Его статья не захватила дух, но порадовала глубиной проработки, которая увеличивалась с каждой итерацией.

Я рассчитывала, что автор сдаст статью за неделю, но мы писали её вдвое дольше. Человек уже работал в офисе и писал всего по полтора-два часа в день — по вечерам. Кроме того, в специфику DaData.ru въезжать тяжело.

Таким был мой вердикт по тестовому заданию.

Я посмотрела статью. Впечатления сложные.

С одной стороны, видно, что вы вдумчиво и основательно подходите к делу, проинтервьюировали экспертов, сделали редполитику, картинку подобрали — приятно это все видеть.

С другой, если ориентироваться на впечатление в целом, то статья всё-таки не цепляет. Она похожа на статьи, которые я делала с агентством вроде такой: netology.ru/blog/vsem-standartizaciya.

Вроде бы не придерёшься, но я всё-таки хочу более высокий уровень контента, на уровне «прочитал статью — зажёгся». Возможно, это приходит только с совместным опытом работы, и сразу с первой статьи получить такой результат нельзя.

Я взяла таймаут на пару недель, пообщалась с другими писателями и поняла, что надо брать. О чём ещё ни разу не пожалела. По счастливой случайности найденный автор в прошлом работал программистом, что очень помогает ему в текущей работе.

В итоге на поиски писателя-редактора ушёл месяц и 2000 рублей.

Оглядываясь назад, могу сказать, что с появлением автора история только началась. Почти год он погружался в тематику компании, но итоговым результатом мы оба довольны.

Советы по поиску писателя в сложный ИТ-проект

  1. Соглашайтесь на удалённого сотрудника, чтобы скорее найти кандидатов.
  2. Предложите зарплату раза в полтора выше рынка. Да, это дорого. Но если у вас сложное ИТ, подходящие люди нарасхват.
  3. Не надейтесь на HeadHunter. Там слишком много людей, которые бросаются на любую вакансию с ключевиком «копирайтер». Если активны в Facebook, напишите там объявление и попросите друзей расшарить.
  4. Отбирайте в шорт-лист тех, кто писал на сложные технарские темы и раньше.

  5. Выберите одну-единственную тему для тестового задания. Сравнить статьи разных писателей на разные темы очень сложно.

  6. Оценивайте не статью, а процесс: как автор реагирует на критику, насколько глубоко копает, быстро ли схватывает, за сколько итераций доводит материал до приемлемого.

  7. Приготовьтесь учить и воспитывать найденного автора. У меня на это ушёл год, в течение которого мы ежедневно общались и созванивались, притирались друг к другу, сопоставляли возможности автора и мои требования.

Лайкните статью, если хотите узнать, как ввести нового писателя в курс дела. Так я пойму, писать ли второй материал.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
Статьи по теме
Кейс из России: Как увеличить оборот B2B-сервиса с нуля до 14 млн рублей в год с помощью контент-маркетинга
{ "author_name": "Елена Журавлева", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 66, "favorites": 34, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 37186, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 27 Apr 2018 14:05:52 +0300" }
{ "id": 37186, "author_id": 167394, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/37186\/get","add":"\/comments\/37186\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/37186"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

10 комментариев 10 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Очень интересный материал, Елена. Жду продолжения.

Ответить
1

Мы сталкивались ровно с той же задачей, только еще уровень английского нужен на уровне нейтив спикер. Поэтому да, тема важная и сложная. Пишите еще :)

Ответить
1

Елена, давно мечтаю использовать Dadata в своих проектах, но все не с руки. Однако, уже несколько лет с интересом читаю все ваши письма в рассылке. У вас замечательный продукт и подход. Спасибо, что делитесь. Продолжайте писать!

Ответить
1

В нашей сфере та же беда: писателей-журналистов, готовых умничать на макроэкономические темы (начитавшись первоисточников) полно. А вот сесть и разобраться как облигационный рынок устроен, чтобы писать о нем хотя бы просто грамотно - всем лень. На выходе предлагаемые материалы переписываются практически заново. А ведь если разобраться, у нас тут и драйв и риски и доход... Жду продолжения о вашем опыте "введения в тему". Может и нам пригодится. Спасибо за материал!

Ответить
1

Спасибо, все по делу!
Отдельная благодарность за "Ильяхова головного мозга". Это уже действительно всех накрывает. И назвать некоторые тексты, написанные адептами учителя и прочеканные пророком его, сайтом Главред, пластмассовыми - попадание в десятку.
Уже не только копирайтеры, уже и некоторые особенно продвинутые маркетологи слега зомбированы.
Ребят, в самом деле, надо знать меру.

Ответить
1

Елена, большое спасибо за статью! Серьезно подумаю о возвращении в IT в качестве автора/редактора.

Ответить
1

Спасибо вам за эту историю успеха! Сейчас все поголовно хотят писателя в офис, особенно на сложные проекты. Но если грамотно поставить задачу, сроки и понимать, какой результат нужен, можно спокойно работать с писателем удаленно.
Все точно и по делу!
Очень жаль, что не увидела ваш пост с вакансией :)

Ответить
–1

Ну разве это сложный продукт :)

Ответить
1

На правах бывшего (хоть и давно) соучастника создания Дадаты — это охренеть какой сложный продукт :) Не только технически, но и практически — для понимания всей пользы нужен некий входной порог. Писать про такие вещи непросто, потому что польза сразу не очевидна — это не поп-апами на пользователя выпрыгивать. А для внедрения нужен хотя бы минимальный технический бэкграунд.

Ответить
0

Только офис! Только хардкор!

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }