{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Эмир Чаава: «Я горжусь, что живу в Чувашии!»

Мой собеседник - известный в нашем городе ресторатор, человек, который заслуженно пользуется большим уважением и доверием горожан - Эмир Чаава. Не так давно Эмир Омарович сделал всем нам невероятный подарок – роскошный, уникальный ресторан на воде. Мало кто знает, что ресторан «Роланд» носит имя его отца, и что любимым блюдом в детстве Омара был сыр Сулугуни, и он очень любит путешествовать по России… Об этом и многих других удивительных подробностях его жизни в откровенном, очень искреннем интервью.

Поговорим про еду

- Древняя легенда гласит: когда Бог раздавал земли народам, грузины опоздали к раздаче, потому что были заняты обедом. Столько вкусных блюд на грузинском столе! Господь не обиделся - находчивые грузины устроили ему богатое застолье. В благодарность он отдал им землю, которую припас для себя. И потому Грузия такая необыкновенно красивая страна…

- В моей семье всегда относились к еде с большим уважением. Для нас важно вкладывать душу в приготовление еды… Так в жизни получилось, что еда стала основой моего бизнеса. Успех моей семьи и тех людей, кто со мной вместе трудится – в стремлении полностью отдаваться гостеприимству. Есть немало заведений, владельцы которых редко в них питаются. Мы редко питаемся дома. Мои дети, семья едят все то, что едят мои гости. Более десяти лет мы занимаемся ресторанным бизнесом в этом городе. И все это время для нас было важно передать колорит кавказской кухни.

Грузинская кухня славится тем, что у нас нет весов. Мы не любим взвешивать пищу. Да, сейчас все усовершенствуется, все переходят на другой уровень в бизнесе – красивая подача блюд, калькуляционные карты… Раньше ничего этого не было. Грузинская кухня знаменита не столько красивым оформлением, сколько своей насыщенностью, большими порциями. Настоящий грузинский повар никогда не будет измерять по граммам, взвешивать мясо, прежде чем его пожарить. Это исключено. Он все сделает на глаз!

- Такое трепетное отношение к еде, приготовлению пищи должно передаваться с кровью, на генетическом уровне…

- Не зря говорят: если ты делаешь свое дело с удовольствием, значит – ты счастливый человек. Самое главное, чтобы каждый человек занимался своим делом и отдавался этому полностью. Тем более, когда ты являешься работодателем и отвечаешь за каждый шаг твоих подчиненных. Для нашей семьи всегда было важно исполнять свои обязательства, никогда не обманывать людей. Как и все обязательства, которые ты берешь на себя в жизни. Если ты решил кому-то помочь, будь добр – помоги. Если ты решил бороться за какую-то идею – ты не должен сдаваться. Мало кто верил в те идеи, которые поначалу казались бредовыми…

- Проект ресторана «Роланд» был самым бредовым?

- Наверное…Когда у человека изначально нет финансового источника, чтобы все это создать, но он начинает бороться за свою идею, а итог очень далеко… Любому здравомыслящему человеку понятно, что туда не добраться. Но когда ты ставишь цель: я дойду туда или никуда, когда у тебя нет выбора - ты добьешься своей цели. Для меня всегда мечта была целью. Важно только правильно распределить свои силы. И потихоньку, не спеша бороться за свою мечту. Если человек верит в себя, я думаю, у него все получится.

- Эмир, вспомните свое детство – какое блюдо Вашего детства оставило радостные вкусовые воспоминания?

- Грузин отличают две черты, которые не присущи людям, живущим на море. Мы живем на морском побережье, но очень мало уделяем внимания морской среде. Основой жизни простого человека всегда была и остается земля. На территории Грузии и Абхазии люди всегда кормились за счет земли. И вторая особенность – это сырой сыр. Сулугуни – сыр, который можно есть через 24 часа с момента его приготовления из молока и закваски. Для меня самое лучшее сочетание – молочный сыр с овощами, которые ты срываешь со своей грядки! И как бы мы ни пробовали сделать такой сыр здесь – это невозможно. Здесь молоко другое, другие продукты, вино… Огромное значение имеет географическое расположение и для кухни в целом, и для самой трапезы. Когда ты сидишь на виноградном поле и тебя угощают приготовленным там вином, местный колорит, природа подчеркивают вкус вина… Здесь это повторить невозможно, как бы ты ни старался! Невозможно что-то создать искусственно… В Грузии еда приготовлена из тех компонентов, которые можно найти только там.

- Назовите эти компоненты! Что это - особенное солнце, воздух, люди?

- Если вспоминать детство… Представьте, как мама кормит своих детей – какая там заложена огромная любовь! Или любовь отца, который выращивает овощи на огороде. А мы на семьдесят процентов питались тем, что выращивали на огороде. Слава Богу, благодаря этому мы смогли пережить многие трудности. Когда началась война, люди могли понадеяться только на свою землю. И земля их кормила. Измученный, никому не нужный народ прокормила земля, дала возможность выжить…

Компоненты… Это наша земля, это солнце, которое обогревает землю, воздух – горячий, но не такой душный, как здесь. Климатические условия! Плюс колорит каждого народа. Грузин, как он не будет стараться, никогда не сможет приготовит настоящего сала или сварить мой любимый борщ! У каждого свое. Мы можем очень стараться. Но культура, традиции передаются через мамино молоко, через кровь, через воздух… Там, где человек сделал первый вздох, первый шаг, там ему все родное. Я не говорю, что я чувствую себя здесь приезжим. Всю сознательную жизнь я провел здесь. Я благодарю судьбу, что она привела меня в Чувашию. Далеким был этот путь. Очень много пережила моя семья, мои родственники, чтобы нормально, без страха жить после войны. Я знаю, у моих родителей был страх – чем прокормить своих детей? Они с беспокойством думали о завтрашнем дне. Но при этом, слава Богу, мы не боялись трудиться. И мы всегда старались поддерживать друг друга. Уникальность моих родных в том, что мы всегда стремимся друг другу помочь. Это та ценность, которую у нас не отнять.

Так звали моего отца…

- Этот большой, красивый, уникальный проект – ресторан «Роланд» был посвящен кому-то из Ваших близких?

- Я всю жизнь боялся воды. И всю жизнь строил корабли. Увлекался этим с самого детства. У меня огромная коллекция кораблей. И первый проект, который я открыл в этом городе – кафе «Арго» на проспекте Мира - посвящен мифическому кораблю, аргонавтам, легенде о золотом руне. Кафе и сегодня принимает и радует гостей. Очень важно, что там до сих пор работают те, кто начал это делать с первых дней. Я всегда готов протянуть руку помощи всем людям, кто мне дорог. Каждый подчиненный мне дорог, если он выполняет свои обязательства добросовестно.

Потом были другие проекты, которые до сих пор достойно осуществляют свою деятельность. Я не могу сейчас сказать, в какую секунду я придумал, что хочу создать ресторан на воде. Изначально это было желание построить что-нибудь на воде – летнюю открытую беседку, например. Я начал изучать, что может плавать на воде – металлический каркас, деревянный плод, железобетонная конструкция. Самым надежным оказался железобетонный дебаркадер, который не ржавел и не нуждался в постоянном ремонте. Я поделился мыслями со своим старым другом Шайкиным Ванифатием Васильевичем, директором речпорта. И он сказал мне, что у него есть дебаркадер – железобетонный куб, который одной половиной находится под водой. Мы его в этот же день посмотрели. Буквально через неделю я нарисовал себе определенную картину в голове. Поначалу я думал, что построю навес, сделаю небольшую кухонную зону и буду работать летом. Стал изучать вопрос, где ресторан может встать. Для него не подходила вода с проточным течением, только залив, где течение небольшое. Тогда возник вопрос о приобретении яхтклуба. Затем стало понятно, что в Чувашии ни у кого нет лицензии, чтобы строить на воде. Мы обратились в конструкторское бюро г. Городца Нижегородской области. Проект стоил невероятных денег. Стало понятно, что все не так просто, как казалось в самом начале. Но мы все-таки приняли решение этот проект осуществить. Честно скажу, порой я был готов сдаться, не верил, что дойду до конца. Но, слава Богу, на сегодняшний день вы видите результат. Пока не все выведено на тот уровень, как я хотел бы. Есть нерешенные вопросы по строительству, по обслуживающему персоналу… Но рядом есть люди, которые верят в меня, верят в мою идею, которые облегчают мою ношу – это мой зять, моя единственная родная сестра, моя жена, мама, мои двоюродные братья и сестры, дяди, тети – все готовы в любой момент прийти на помощь.

Этот проект уникален тем, что он построен с нуля. Таких аналогов в России очень мало. Вокруг моего имени много разных разговоров. Я хочу сказать, что я никуда не собираюсь уходить. Я буду созидать вместе с этим городом. Здесь я создал семью, здесь родились мои дети. Я горжусь, что живу здесь. Не так давно поступило предложение от руководства Республики Татарстан – нас пригласили как центральный ресторан принять участие в Чемпионате мира по футболу.

- То есть «Роланд» в любую минуту может «поднять паруса»?

- Это плавучий ресторан. Его держат два замка, он может отстегнуться и поплыть по Волге. Но это не самоходное судно. Его берет на буксир такого вида техника, как «Волгарь».

«Роланд» - самая важная, неделимая часть меня. Вы спросили, кому я посвятил этот проект… Поначалу это был просто бизнес-проект. Но когда я понял, что готов вложить в него все, что у меня есть и чего нету, я решил, что посвящу его своему отцу. Когда проект зарождался, мой отец умер на моих руках. Ему было 57 лет. Отца звали Роланд. Я уточню. По паспорту я Эмир Омарович. Но у отца было два имени. Когда он родился, дед записал в свидетельстве о рождении «Омар». Когда бабушка узнала об этом, она сказала: «Мне не нравится это имя. Я буду называть сына Роландом». У моего отца было 12 братьев и сестер. И у каждого из них было по два имени. И приживались те имена, которые им давала их мама, моя бабушка. Дай Бог ей здоровья! Скоро я поеду к ней. Я думал, как назвать ресторан «Омар» или «Роланд». Но моего отца все знали как Роланда…

- Папа благословил Вас на создание ресторана Вашей мечты?

- Когда отцу перед смертью стало плохо, он сказал прибывшим врачам: «Я уже был там. Дайте мне проститься с сыном». И последние семь – восемь минут своей жизни, которые у него остались, отец прощался со мной, и он меня благословил. Он очень тепло ушел от меня: «Ничего не бойся, береги маму, береги сестру, детей. Заботься о тех людях, о которых заботился я…» Единственная его просьба – похоронить рядом с его отцом и братом. Что я и сделал, благодаря помощи моим родственникам. В наше время это было очень нелегко. Мы, грузины, в Абхазии мы уже ненужный народ…

Вот так и получилось, что имя моего отца сегодня произносят в Чувашии. Я буду стараться, отдам все свои силы, энергию, чтобы его имя люди произносили с удовольствием и благодарностью. Чтобы они говорили: «Мы были в «Роланде», мы приятно отдохнули там и были приятно удивлены интерьером, качеством кухни».

- Грузинская кухня – это абсолютно здоровая еда – зелень, овощи…

- В нашем ресторане не грузинская кухня. Открою секрет: грузинская кухня, пожалуй, самая вредная кухня мира. Мы чемпионы по употреблению соли, аджики, специй… Да, это здоровая еда, потому что она выращена на своей земле. Но для европейца такое количество специй и соли очень непривычно и тяжело. Хотя, ведь и наши долгожители едят только острую пищу. Но здесь важны климат, чистый воздух, солнце…

- Наверное, важны и особенности грузинского характера…

- В Грузии проживает много народностей. Я родился на территории Абхазии, где всегда жил трудолюбивый народ. Грузия остается для меня неделимой страной. Нас нельзя разделить. Я не люблю говорить про политику. Но пример России и Украины – это пример, когда кто-то, решая свои политические задачи, разделил братский народ. На мой взгляд, невозможно за один день перечеркнуть многовековую историю.

Ингури – небольшая река, которая разделяет Абхазию и Грузию. Представьте, тебе в один день говорят: на той стороне уже другая страна. Многие в то время совершали глупости, делили семьи. Муж ставил жену перед жестоким выбором: «Ты либо со мной, либо иди к своим родителям». Семьи рушились. Мы стали врагами. Но прошло время, и грузины, и абхазцы поняли, что никому легче от этого не стало. Мы многое потеряли. И самое страшное – мы потеряли мир. На сегодняшний день везде неспокойно – и в Грузии, и в Абхазии. Я думаю, время расставит все по своим местам…

- Как Вас приняла Чувашия? Вы находите какие-то общие точки у наших народов?

- Общие точки для всех – это прежде всего оставаться человеком… Как я оказался в Чувашии? После того, как мы стали вынужденными переселенцами, мы приехали в Татарстан. Я очень благодарен татарскому народу, своим друзьям, одноклассникам, всем, кто помогал там мне и моей семье – выучить русский язык, встать на ноги. Мы часто приезжали в Чувашию – здесь жил мой дядя. И мы, молодежь, решили именно здесь заниматься бизнесом. Первое мое впечатление после Казани – это чистота и необыкновенная красота Волги, Чебоксарского залива.

Что касается народа, я уважаю каждую культуру, человека любой национальности, который уважает себя и свою нацию. Если ты стараешься не потерять те ценности, которые тебе передали твои предки, значит, ты – личность. А если ты постараешься их приумножить, значит, ты можешь стать легендой…

Мои друзья, которых я называю братьями, - это грузин, чуваш, русский, армянин, азербайджанец, езиды – представители древнего народа, который жил на территории Сирии.

Чувашская Республика уникальна тем, что здесь есть возможность созидать. Если у тебя голова на плечах, ты сможешь достойно прокормить свою семью, встать на ноги. Ты можешь достойно мечтать, добиваться своей мечты. Здесь очень открытый народ. Все друг друга знают, стараются помогать. Я безумно люблю эту республику, горжусь, что я созидаю здесь.

- Эмир, к чему Вам сложнее всего было привыкать здесь, на территории с совсем другим климатом, другими традициями?

- Я научился любить все времена года. Я полюбил зиму, катаясь на снегоходе, весну и осень за возможность кататься на квадроциклах. Я научился ценить окружающую природу, чувашские леса. Это невероятно передать, когда в лесу ты смотришь на заснеженное дерево и оно тебя радует. Листочек трепещет на ветру… Это такое удовольствие! Но как бы хорошо тебе не было в другой стране, твои корни все равно будут тебя звать. Это с кровью передано мне: мои традиции, мое солнце, моя фамилия, то, что веками созидали мои предки. Мне, конечно же, хочется шагать по родной мирной земле, по которой шагали они… Хочется, чтобы твоим успехам, достижениям радовались те люди, с кем радовался мой отец. Твои близкие, соседи… Я мечтаю привести в Абхазию своих друзей, показать им, где я родился, где я начал ходить, где похоронен мой отец… Где мои предки пели о любви, где танцевали, где разливали вино, где чачей лицо умывали…

- В какой культуре растут Ваши дети? На каком говорят языке?

- Очень тяжелый вопрос… Мы стараемся, чтобы наши дети знали, где их корни. Дома мы говорим на грузинском и родном мингрельском языках. Мы мингрелы. Но у нас нет письменности. И потому в школе нас обучали грузинскому языку. Эти два я зыка мы стараемся донести до детей. Когда я спросил сына, почему он не говорит на родном языке дома, он ответил мне так: «Я стараюсь! Но когда я начинаю разговаривать, я автоматически перевожу на русский язык, потому что я думаю на русском языке». И тогда я задумался, на каком же языке думаю я? И понял, что тоже думаю на русском языке. Правда, считаю на грузинском.

Мой сын с гордостью говорит: «Я грузин!». Это очень важно! Каждый человек должен гордиться своей национальностью. Что бы ни случилось. Человек родился с одним именем, национальностью, традициями, и сколько бы он ни познал других культур, традиций, он ни в коем случае не должен забывать про свою. Не может человек по-настоящему оценить другую культуру, если он не ценит свою…

- Мы начали разговор с легенды. Есть у вас любимая грузинская притча или легенда?

- В дословном переводе эта коротенькая притча звучит так: «Делай добро, клади на камень, иди дальше и не оглядывайся». То есть, если хочешь творить добро, твори добро и не жди одобрения или похвалы. Хочется верить, что у людей остается страх перед Богом, чтобы он не творил зло, чтобы понимал, что в жизни ничего не остается безнаказанным.

- Вы ходите в наши храмы?

-Да, конечно! Особенно люблю маленькие храмы где-нибудь в деревне, где нет городской суеты, где самое основное – вера и простота…Часто езжу в Чурашево к о. Василию. Бываю в Раифском монастыре, в соборе Грузинской иконы Божией Матери.

- А как Вы отдыхаете?

- Я обожаю бывать в разных странах, смотреть на мир. Уверен, самое большое богатство человека – это то, что он увидел своими глазами. Я много путешествую, и при этом я понял одно: ни одна страна в мире не имеет тех ресурсов, которые есть в России. Я открыл для себя очень много интересных, неповторимых мест – уникальные храмы, божественная природа… Плохо, что мы не знаем Россию. Не ценим, что имеем… Оглянитесь вокруг: какая кругом красота!

- Эмир, Ваша самая сильная черта характера?

- Упертость! Если я обозначил точку, до которой должен дойти, я должен дойти. Я достигну цели, чего бы мне это ни стоило! Но я никогда не перейду через людей, не продам свою совесть и свою гордость. Никогда не причиню боль своим близким.

- А чего Вы боитесь? Есть у Вас какие-то страхи?

- Страх потерять своих близких. Я готов, не раздумывая, отдать свою жизнь ради того, чтобы у близких было все хорошо. Потеря близких – это самое ужасное, что со мной может случиться. Но за себя я не боюсь – ни по здоровью, ни по финансовому положению. Боюсь только прожить жизнь, за которую мне было бы стыдно перед Богом и перед отцом. Я надеюсь, что смогу прожить так, чтобы отец мной гордился.

- Что бы Вам хотелось сказать важного, сокровенного нашим читателям, тем, кто придет в ресторан имени Вашего отца?

- Дорогие мои гости! Уважаемые жители этого города! Прошу вас понять - не все еще идеально в нашем ресторане, не так это просто организовать такой немаленький объект общепита. Поверье мне, я буду стараться все 24 часа, чтобы сервис улучшился. Чтобы каждый день вы открывали для себя что-то новое. Я не стесняюсь – я прошу у вас прощения за те неудобства, отрицательные эмоции, которые, может быть, у вас возникали. Прошу вас дать нам немного времени, чтобы исправиться и достойно показать, на что мы способны. Я всем обещаю, что вчерашний день будет отличаться от сегодняшнего в лучшую сторону. Совсем скоро вы сможете сказать: «Да, Эмир Омарович, у вас все хорошо!» За это я отдам все свои силы!

Всем нам желаю, прежде всего, оставаться людьми, мира, чистого неба над головой. Дай Бог, чтобы каждый житель этой планеты почувствовал, где его место в этой жизни. Чтобы мы с Божией помощью ходили по этой земле и чтобы нам не было стыдно оглядываться назад.

Мир вашему дому!

Светлана Кузнецова

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда