{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как игры и технологии стали образованием будущего

Основательница развивающих курсов для детей Oyster Наталья Симоненко об образовании будущего, применении технологий для учебы и способах помочь ребенку найти свое призвание.

Набор Oyster для маленьких археологов

Дети еще в раннем возрасте могут попробовать себя в разных профессиях, а благодаря современным технологиям ― выйти далеко за пределы своего ближайшего окружения. Узнавая больше о мире и о том, какие бывают профессии и виды деятельности, ребенок, возможно, заинтересуется какой-то областью особенно и захочет узнать об этом больше. А может, у него появится мечта или настоящая страсть, которых раньше не было, ― например, стать ученым в области нейрофизиологии или биоинженером.

Если ребенок с четырех лет будет каждый месяц знакомиться с разными профессиями, то к двенадцати годам он сможет составить представление о почти ста разнообразных направлениях деятельности во всем мире ― от археолога и доктора до астрофизика и дизайнера виртуальной реальности. Это отличный старт для серьезной профориентации, которая последует уже в старшей школе. Подростку будет гораздо проще найти себя и свой настоящий интерес, когда он уже многое узнал и попробовал себя в различных областях.

Каким должно быть обучение

За последние два года мы изучили образовательные практики разных стран ― финскую систему обучения, International Baccalaureate, лучшие школы и инициативы США, Европы, Китая и Сингапура, наблюдали за ростом популярности STEM (Science Technology Engineering Math) проектов для детей во всем мире. Сейчас очень много говорят о том, что традиционная школа не успевает за изменениями в обществе, вызванными бурным развитием технологий. Теория, которую дают детям в школе, оторвана от реальной жизни, дети не понимают связь вещей, изучая предметы вне междисциплинарного подхода, без реальных проектов и собственных экспериментов. Важно помочь детям исследовать и творить во время игрового процесса, развивая при этом полезные знания и навыки.

Любому ребенку будет интересно попробовать реальные эксперименты и проекты из жизни профессионалов в разных областях, причем важно дополнить их интересной теорией, видео и VR-материалами о том, как эти эксперименты применяются в реальной жизни и как выглядит рабочий день или рабочее место настоящего ученого, доктора или инженера. Благодаря VR и видео любой ребенок сегодня может побывать в студии художника или на раскопках экспедиции, увидеть, как много людей во всем мире работают над самыми интересными проблемами человечества, кем создается все, что нас окружает. А проекты и эксперименты, выполненные детьми своими руками, помогут им попробовать себя в различных областях деятельности, почувствовать себя профессионалами, суметь самим совершить открытия или повторить эксперименты великих ученых. Эксперименты и проекты, имеющие связь с реальной жизнью, дают возможность ребенку гораздо быстрее, глубже и эффективнее понять суть явления, чем сухая теория в учебниках или наскоро составленная из Wikipedia школьная презентация на заданную учителем тему ― то, чем сейчас является проектная деятельность в большинстве российских школ.

Самое главное в этом ― раскрытие талантов детей, расширение их кругозора и возможность найти свой настоящий интерес, интеллектуальное и творческое развитие без сухой теории, оторванной от реальной жизни, в процессе увлекательных реальных экспериментов и игрового процесса.

Профессии будущего

Еще одна важная и широко обсуждаемая сейчас тема ― это профессии будущего. А точнее ― что будет востребовано в мире через 10 лет, когда большинство видов деятельности претерпят серьезные изменения в связи с развитием технологий, а многие существующие профессии просто исчезнут. В ряде стран сейчас проходит тестирование концепции UBI (Universal Basic Income) ― базовый доход, достаточный для жизни, который получает каждый человек, независимо от того, работает он где-то или нет, и ищет ли работу. На эту тему есть очень интересная дискуссия о том, чем вообще люди будут заниматься, и мы тоже много думаем об этом.

Я часто спрашиваю различных профессионалов из мира образования, науки, ИТ, в том числе работающих над искусственным интеллектом, ― как следует готовить наших детей к будущим изменениям в обществе? Какие профессии или навыки и знания будут востребованы? Чему следует учить детей и как? Я получаю самые разные ответы ― мечтать, рисовать, танцевать, программировать. Единого ответа нет, хотя многие согласны, например, что детям нужно быть с технологиями на ты, так как человек будет очень плотно работать рядом с роботами и искусственным интеллектом.

Важно, чтобы у ребенка была возможность познакомиться с теми направлениями деятельности, которые будут активно развиваться в ближайшее время ― изучение человека, освоение космоса, технологии и искусственный интеллект. Важно также развивать soft skills ― «гибкие навыки», не связанные с конкретным знанием или профессиональной деятельностью ― умение критически мыслить, коммуницировать с другими людьми и эффективно работать в группе, творческое мышление (креативность), эмоциональный интеллект. Все это представляется чрезвычайно актуальным для детей, вступающих в эру информационных потоков и быстрых изменений.

Опирайтесь на свой опыт

При исследовании темы детского образования команда проводила глубинные интервью с родителями. Мы спрашивали их, что они считают важным в развитии детей и как именно занимаются их развитием. Выяснилось, что родители могут по-разному организовывать для детей образование и развитие, включая разные кружки и занятия, но все сходятся в одном: главным результатом всех мероприятий по развитию детей родители видят обретение любимого дела, настоящего интереса в жизни, в котором ребенок сможет стать настоящим профессионалом, получать удовольствие от работы, а также финансовый успех и признание.

Когда-то я придумывала для своего маленького сына миссии супергероев. В миссиях были игровые задания на разные темы, и я была поражена, как быстро и с каким азартом он научился бегло читать, считать, узнал много интересного о мире. Преимущества игрового подхода перед скучными академическими занятиями были очевидны. Уже позже мы попробовали реализовать эту идею как самостоятельный проект, даже сделали прототип миссии, но супергерои были непонятны родителям, и тогда в нашей команде родилась идея делать образовательные миссии не от супергероев, а по профессиям, и супергерои здесь ― это не выдуманные герои из мультфильмов, а настоящие профессионалы, которые любят свою работу и делают ее превосходно, которые совершают важные научные открытия и создают технологии, которыми мы все пользуемся. Ученые, инженеры, художники ― это и есть настоящие герои.

0
4 комментария
Alexey Bolshov
Если начать знакомить ребенка с четырех лет с разными профессиями, то к двенадцати годам он сможет составить представление о ...

Изящный способ облегчать кошельки родителей. Спойте ещё что-нибудь про лобные доли и правое и левое полушарие...

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Davydova
Автор

А где-то разве говорится о том, что родителей заставляют тратить деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bolshov

Стоимость набора по одной "профессии" - 1990 р.
Это - не деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Veryasova

И развить какое-нибудь нервное заболевание

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда