Владимир Рыжих: «Бизнес – там, где кипучая жизнь»

В канун Дня российского предпринимательства я встретилась с известным ульяновским бизнесменом первой волны.

Владимир Рыжих вспомнил времена, когда доллар стоил 63 копейки, сравнил их с сегодняшними буднями пассионария, рассказал об отношении к молодым коллегам по предпринимательскому «цеху».

  • Владимир Иванович, понятно, что у предпринимателей легких времен не бывает. Но все-таки, по ощущениям, когда вам было комфортнее вести дела?
  • Молодость всегда вспоминается с приятным ностальгическим чувством, и, мне кажется, что тогда, на заре рынка, работать было легче. Успех был более осязаем. Есть же разница - увеличение объемов в десять раз, или, как сейчас, скажем, на пять процентов. Пружина всегда поначалу легко сжимается, потом - все сложнее.

Тогда же рынок был «непаханным полем», любая отрасль, какую не возьми, была свободной для предпринимательства. А сейчас, за редким исключением, конкуренция — колоссальная, и чтобы в ней победить, надо прикладывать максимум усилий, нужны образование, знание технологий, рынка...

И потом, вспомните, какая психология была у народа в советское время? «Захотел поработать — посиди, пройдет», «работа не волк» и т.д. Годы застоя «убаюкивали» людей: зачем нужна какая-то личная инициатива, если и так все хорошо? И на этом фоне каждый, кто хотел и что-то делал, легко преодолевал препятствия.

Тогда прибыль или, как говорили, «навар», как правило, составлял до 400-500%, и никого это не удивляло. Вот если навар был тысяча процентов, тогда да, удивляло. Конечно, времена сверхприбылей остались в прошлом. В 2016 году, когда мой сельскохозяйственный бизнес был достаточно успешен, рентабельность составила целых 28%, а в прошлом году из-за резкого снижения цен на сельхозпродукцию - всего 3%. Сегодня, если хоть какая-то прибыль есть, — уже хорошо.

- А какие опасности подстерегали начинающих предпринимателей тридцать лет назад?

  • Тогда капиталы как быстро делались, так и терялись, - к тому, что доставалось без особых усилий, и отношение соответствующее было. Чаще всего дополнительная ценность не создавалась, - у кого были связи, тот по «блату» брал товар по государственным ценам и продавал - по коммерческим.

Криминал тогда поживился достаточно хорошо, не зря же говорили «лихие 90-е». Как пел бард Митяев, «тогда никто не мог пройти между братвою и ментами», бизнес «щипали» и те, и другие. Но тот, кто выжил и закалился, с ностальгией вспоминает прошлые времена. Думаю, если бы мы через эти испытания не прошли, то не ценили бы то, что имеем сейчас. Например, я глубоко убежден, что налоговая система, которую принято ругать, – вполне лояльная сегодня, по крайне мере, в АПК.

- О чем еще не могли мечтать предприниматели 90-х?

  • Первые кооперативы «варились в собственном соку», мы не ведали о возможностях интернета, за которым - мир без границ. Сейчас любой предприниматель может заниматься внешнеэкономической деятельностью, а тогда о ВЭД говорили с придыханием, слово «доллар» было как священное заклинание. Единицы могли пробиться за рубеж, и то только с помощью посредников - неких московских фирм.

Сегодня все – начиная от президента, заканчивая губернаторами — всячески поддерживают бизнес, а тогда наш Юрий Фролович, светлая ему память, даже не представлял, что малый бизнес это вообще-то тоже люди, которые тоже что-то делают. Однажды я случайно встретился с Горячевым, рассказал, чем занимаюсь, я к тому времени уже перешел в сферу АПК, начал инвестировать в сельхозпроизводство. Помню, губернатор меня спросил: «А сколько таких как ты? Которые не просто перепродают банку кофе в пять раз дороже?» Я ответил: «Человек-то десять знаю». В общем, губернатор нас тогда собрал, с удивлением выслушал, чем мы занимаемся, после чего сказал: «Ну, раз у нас появился малый бизнес, и вы, правда, что-то делаете, тогда давайте создадим комитет по развитию предпринимательства».

Вот тогда много удалось сделать, в том числе, заложить основы предпринимательского законодательства. На общественных началах мы занимались продвижением бизнеса в регионе, взаимодействием с контрольно-надзорными органами, властями, милицией. Но все это происходило с таким боем!

Конечно, малый бизнес сам во многом напортил себе репутацию, все эти «понты», малиновые пиджаки, демонстрация сверхдоходов раздражали население.

Сейчас подавляющее большинство жителей региона все-таки поддерживает частное предпринимательство, понимая, что бизнес это и работодатели, и налогоплательщики. Нет уже былого негативного отношения, люди видят, что малый бизнес зарабатывает деньги нелегким трудом, ежечасно рискуя. Не потому, что рисковые времена, а в силу природы бизнеса: ты всегда можешь проиграть. Я сам пару раз разорялся абсолютно. В ноль!

Представляете ситуацию, когда за один день доллар превращается из 32 рублей в 64. У меня никогда не было валютных кредитов, но я знал людей, для кого это стало колоссальной трагедией.

- А многие из ульяновских «бизнес-пионеров» ушли на заслуженный отдых?

  • Из тех, кого я знаю, пожалуй, никто, если не считать тех, кто отошел от дел по состоянию здоровья, а кого-то спиртное подвело… Остальные же, как и я, по-прежнему в строю. Мне кажется, если ты «заразился» бизнесом, то это навсегда. Да, бизнес — это риски, нервы, стрессы, это угроза разорения, даже порой ты мысленно прощаешься со свободой… Но если бы я мог все начать сначала, то снова вступил бы на этот тернистый путь.

- Ваша старшая дочь недавно открыла ресторан авторской кухни. Скажите честно, отговаривали Алену от предпринимательства?

  • Не только не отговаривал, а даже настаивал на этом. Сказал, «иди туда, где конкуренция, где тебе нужно будет доказывать, чего ты стоишь, туда, где жизнь! Та самая кипучая жизнь, которая помогает человеку наращивать «интеллектуальные мускулы», в том числе».

А вот от работы в госструктуре дочь отговорил, и от семейного бизнеса – тоже. Все-таки я хочу остаться отцом, а не начальником или, что еще хуже, подчиненным. Мы недолгое время поработали вместе, мне этого хватило.

- А какие чувства вы испытываете, общаясь с молодыми бизнесменами? Не ревнуете молодежь к предпринимательскому успеху?

- Я тут недавно прочитал в вашем журнале о бизнес-семинаре, посвященном стилю управления, и думаю, дай-ка схожу. Пообщался там с ребятами – молодыми, энергичными, умными, продвинутыми технически, увидел, какие они молодцы. Правильная у нас молодежь! Есть чему поучиться у них.

  • Владимир Иванович, а чему вы могли бы научить молодых коллег по цеху?

- Сложный вопрос… Пожалуй, тому, как нужно учить детей, чтобы у них сформировалось ощущение того, что они сами хозяева своей жизни, что с юного возраста нужно готовить себя к успешной взрослой жизни. Поэтому я (не только бизнесмен, но и отец, и дед «со стажем»), создал клуб «Профи», который показывает, чем занимается бизнес, чтобы молодой человек сам принял решение, чем ему заниматься, а не кто-то за него.

Еще мог бы научить вдумчивой работе с финансами. По моим ощущениям, мало кто в небольших компаниях грамотно это делает.

И, наконец, своим примером мог бы научить тому, что жизнь предпринимателя, это не только бизнес, но еще и спорт, и культура. Да, наш город маленький, провинциальный, но у нас есть много интересных мест, заслуживающих внимание. Мне есть, с чем сравнивать, я побывал едва ли не во всех столичных театрах, и могу сказать, что, например, театр-студия «Enfant Terrible» или наш симфонический оркестр – гордость Ульяновска. Я во всем этом участвую, и мне приятно в этом городе жить.

Беседовала Татьяна Задорожняя, Ульяновск

Фото Екатерина Эйрих

0
2 комментария
Serge Arsentiev

Поясню - да, закон об ИТР был принят в середине 80-х, а потом приняли закон о кооперации - но фактическое создание кооперативов проходило при "визированни" партией и комсомолом, равно как и открытие для кооперативов счетов в государственных банках (а других не было). Первое время открывали только своим и очень своим людям. Особенно в провинции.

В 1990-м году приняли закон об отмене 6-ой статьи конституции СССР http://eurasia.expert/otmena-6-stati-konstitutsii-sssr/ , про руководящую и направляющую роль КПСС в управлении государством. Однако, следующий логичный закон - о запрете бывшим аппаратчикам и КГБшникам занимать государственные должности - принят естественно не был. В итоге и в параде суверенитетов бывших союзных республик и в управлении регионами, городами ... во всей цепочке управления осталось более молодое поколение партийно-хозяйственной элиты СССР - т.н. "вторые секретари" (замы) и ниже (первые секретари в-основном деды уже были совсем, хотя деды-долгожители и никуда тоже не делись, кстати, тянули еще долго, сохраняя теневое управление и связи)

В 1918 году большевики такой ошибки не делали. После революции в правах были поражены целые категории населения, которым было запрещено работать в государственных органах ... потом ограничения смягчили (запрещено на руководящих постах), потом еще смягчили, но тем не менее ситуации, когда бывший товарищ (заместитель) генерал-губернатора в Царской России вдруг назначается главой города в России Советской - возникнуть не могло.
 
Плюсы: Развал СССР для России проше относительно мирно (в отличие от союзных республик, особенно на Кавказе и в Азии)
Минусы: Та же система элит осталась контролировать ключевые фабрики-заводы, и конечно месторождения, оставив "малому" бизнесу - мелкий купи-продай и всякие кафе-автомастерские-парикмахерские. Когда малый бизнес чуть-чуть поднимал голову, его последовательно нагибали - то "разгулом" бандитизма, то новыми поборами, то систематическими кризисами и дефолтами.

В конторы бывших комсомольцев (и понятное дело, КГБшные), бандиты в-общем как-то особо не заходили, кстати. Поэтому в интервью и рассуждается про бандитизм и милицию, как про проблему для тех, кто кофе перепродавал якобы в 5 раз дороже - про дураков этих, так сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Из других публикаций, чтобы понять кто и откуда ... и сделать выводы.

"Как отмечает бывший секретарь обкома ВЛКСМ по идеологии, известный ульяновский предприниматель Владимир Рыжих, в 90- годы в бизнесе больше ценились «комиссарские» качества - энтузиазм, энергия, настойчивость, даже наглость - девять раз тебя выгнали, заходи в десятый!"

"Владимир Рыжих: «Я - городской председатель колхоза»
«Честное купеческое» бывший функционер ценит выше «честного комсомольского»"

"Поначалу я был активным участником кооператива «Менеджер» при УлГУ, который создал замечательный Анатолий Блюдин. По сути, мы занимались созданием акционерных обществ открытого и закрытого типа, хотя тогда эти слова были просто запрещены, несмотря на гласность. Мы находили предприятия, которые хотели бы сменить заскорузлую форму собственности на передовую рыночную, проводили там экономический, социально-психологический анализ, помогали им выкупать недвижимость и т.д"
и дальше неплохо
http://mosaica.ru/interview/2015/05/20/vladimir-ryzhih-v-nastoyashchem-biznese-kak-v-lyubvi-vsem-dolzhno-byt-horosho#hcq=sitZmRq

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда