{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Если разбудил человека, то у него какие-то проблемы с настройкой телефона»

К вопросу о цифровом этикете общения в мессенджере.

Наши привычки в общении меняются очень быстро — в темпе развития технологий общения. Сейчас мы привыкли, что звонить нужно в крайнем случае. И привыкли, что сообщения в почте могут приходить в любое время, а отвечать на них можно, когда будет на то время, а не моментально. Но какова ситуация с мессенджерами?

Как-то недавно мы общались с коллегой в 2:30 ночи по работе, и я упомянул, что только что написал новому партнёру сообщение по работе. «Как?! — удивилась коллега — После полуночи? В выходной?» (Да, дело было в субботу.) Я не вижу в этом ничего плохого. Партнёр, к счастью, тоже, так как в 2:45 я уже получил ответ (кажется, такое возможно только в России, кстати).

Однако это заставило меня задуматься. Если моя коллега считает такое поведение недопустимым, то значит, есть и другие, которые считают так же. Как любой другой нормальный человек, я задал вопрос в Facebook — и открыл ящик пандоры.

150 комментариев спустя могу поделиться умозаключениями общественности.

Противники писать в нерабочее время

Назовём их лагерь А. Интересно, почему лагерь А (кстати, в моём его представителями оказались преимущественно наёмные сотрудники) смотрит сообщения в первую очередь:

  • Если пишут в нерабочее время по работе, то это априори что-то важное, и нужно обязательно прочитать.
  • Есть особенно обязательные люди, которые не могут себе позволить не посмотреть сообщение по работе.
Комментарий Ксении Соболевской, HR-менеджера Aviasales

Чем чревато, что человек смотрит это сообщение, по мнению лагеря А.

  • В нерабочее время человек расслабляется, и любое сообщение по поводу работы или от человека, связанного с работой, вырывает получателя из контекста отдыха, заставляет думать о работе, волноваться, прерывать нужную для эффективной работы декомпрессию.
  • Те самые особенно обязательные люди, опасаясь, что к утру забудут о сообщении, чувствуют себя вынужденными либо сразу отвечать на сообщение, либо ставить себе напоминание, что утром нужно ответить. А это считается вдвойне прерыванием отдыха, так как требует выполнения уже фактической работы, а не только смещения фокуса.
Мнение некоторых экспатов: привычка писать в нерабочее время — возможно, третья глобальная проблема России

В итоге последствия для отправителя такие:

  • о его сообщении могут забыть и не ответить;
  • на него могут рассердиться;
  • его могут посчитать бестактным, назойливым или наглым.

Сторонники писать в нерабочее время

Назовём их Лагерем Б (кстати, в моём опросе его представителями оказались преимущественно руководители и владельцы компаний). Их контраргументы обобщить можно следующим образом.

  • Если человек не хочет, чтобы его беспокоили, то пускай ставит себе Do Not Disturb на это время.
  • Если увидел сообщение по работе или от человека, связанного с работой, просто не смотри, а подожди до утра — это требует совсем небольших усилий по самодисциплине.
  • Если просмотрел, но не хочешь отвечать или ставить напоминание, то попроси напомнить завтра — перенеси ответственность обратно на отправителя.
  • Если вообще не хочешь получать поздние сообщения — так и скажи.
  • В конце концов, мы можем быть в разных часовых поясах. Теперь что, думать за каждого получателя?
Комментарий Дениса Германенко, руководителя Clever Pumpkin

Итог: всегда будут люди, которые будут писать в нерабочее время; всех не переделаешь, и с этим надо научиться работать, иначе подвергаешься постоянному стрессу.

Комментарий Дмитрия Удимова, руководителя Topvisor

Консенсус

Своего рода консенсус такой: писать по работе лучше всё-таки в рабочее время; в нерабочее можно, но для этого должна быть предварительная договорённость. Например, «пишу в любое время, отвечаешь, когда сможешь» или «мы все работаем в это время и согласны получать сообщения в это время».

Моё мнение, почему возникает такое разногласие, — мы все, как правило, используем определённые мессенджеры не только по работе, но и в личных целях.

По небольшой фокус-группе моих знакомых я могу судить, что сообщение в Skype, например, который многие не используют для личного общения, уже не вызывает ощущения обязательства. Оповещение не мучает до самого утра, даже самых обязательных.

Наталья Руколь, главная в Quality Lab

Цифровой этикет требует согласования неписанных правил, хотя бы в пределах офиса. Ведь это тоже деловое общение, и то, насколько грамотно мы пишем, какие стикеры и смайлики используем, как интегрируем аудиосообщения и другие медиа-файлы, часто определяет, сделаем мы план в этом месяце или нет.

Мы не могли пройти мимо такой «вкусной» темы и вместе с автором канала Digital Eva разработали постер по этикету общения в мессенджерах. Надеюсь, в ближайшем будущем они никуда не денутся, и будет отлично, если мы найдём общие принципы работы в них.

Реплика в заголовке принадлежит авторству Алексея Подольского, основателя CryptoRadar.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Дима Зезюля

Раньше у меня был главный телефон. Он своими звуками сообщений решал как мне жить и когда отвечать на сообщения по работе или по жизни.

Отключил полностью все звуки кроме звонка. Теперь главный я. И я решаю когда мне отвечать на сообщения по работе или жизни. И пусть пишут хоть в 5 утра любого дня.

П.с. Удивительно но за это время город не развалился, никто не умер из-за меня и президент не изменился.

Ответить
Развернуть ветку
Yurist

Телефон на беззвучном режиме с выключенной (вообще всегда) вибрацией уже больше 2-х лет.
Дозвониться до меня можно лишь тогда, когда я этого хочу — кладу телефон в поле зрения и вижу светящийся экран в случае звонка.
Всё основное общение через мессенджеры и электронную почту.

П.С. Очень не люблю голосовые сообщения в мессенджерах (особенно в групповых чатах). Хотя, казалось бы, пора бы уже привыкнуть.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dan Cartman

что намекает на количество информационное спама, который мы каждый день поглощаем)
я даже удивляюсь, как у многих на соц. сети время остается.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
András Huszti
Автор

Да, до меня тоже дозвониться можно только случайно :/

Ответить
Развернуть ветку
Irina Choo

Та же история.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

У меня простое правило: срочное сообщение - телефон, как единственное оперативное, громкое и длительное средство оповещения. Если я хочу срочно получить ответ на свой вопрос и понимаю его важность, или такой же важный вопрос есть ко мне - это звонок, и в рабочее время тоже

Мессенджеры не являются средством оперативного оповещения. В рабочее время конечно все чаты читаются и отвечаются. Во внерабочее - как получится

Разбудить и прочее - бред, человек спит необязательно ночью по расписанию, и даже если вы его знаете досконально, он именно в этот момент может быть в другой стране и тд, где он заснул именно в то время.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Ну вот, как бы, да, но многие воспринимают мессенджер именно как способ экстренной связи. Об этом как бы и спор.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
sdff
Но какова ситуация с мессенджерами?

Всё просто. Обсуждайте рабочие вопросы в почте, а не в чатиках.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Почему? И что делать с людьми, которые так или иначе общаются по работе в мессенджерах?

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Cibron

Всё зависит от организации (и руководства этой организации).
Работал в двух компаниях:
1) в Телеком на 1000 сотрудников, вся коммуникация через почту и тикеты. Всё максимально структурировано, но медленно.
2) Девелоперская компания на 50 сотрудников. Почты нет у 90% сотрудников (даже личной). Всё через Телеграм. Немного хаотично, приходятся структурировать на своей стороне через разные инструменты, но на удивление всё быстрее и продуктивнее.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Choo

Я руководитель, и из лагеря Б перешла в лагерь А когда, собственно, стало много коммуникации с иностранцами и вообще приоритеты поменялись в жизни.

Для режима DND мне придётся иметь 2 телефона. Ибо я хочу, чтобы меня после 8 вечера беспокоили друзья (не хочу пропускать от них сообщения), но совсем не хочу слышать рабочие вопросы.

Как показала практика, 98% вопросов, заданных в нерабочее время, можно отложить до утра. 1% вопросов - это неправильно организованная работа и надо исправить ошибку. Оставшийся 1% - тот самый форс-мажор, по которому действительно надо писать/звонить и режим DND будет только помехой, если пропустишь.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

А если для работы использовать один чат, а для досуге — другой?

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Константин Нелюбин

Не существует никакого отдельного этикета для мессенджеров :)
Этикет един, независимо от того, каким средством связи вы пользуетесь.
Звонить, писать, телеграфировать или иными способами беспокоить человека в нерабочее время - дурной тон.
Позволительно ли руководителю быть невежей? Руководитель - тот же человек, для него не прописано отдельных правил этикета.
Что делать, если форс-мажор?
Предварительно извиниться за беспокойство и спросить, удобно ли человеку говорить. В случае подтверждения, связаться с человеком УДОБНЫМ ДЛЯ НЕГО способом. Иное поведение называется "хамство".

Хороший руководитель в идеале должен выстроить работу так, чтобы минимизировать шанс форс-мажора. Если форс-мажоры у вас явление регулярное, это означает, что вы либо преувеличиваете значение произошедшего, либо не можете отстроить процессы в своем бизнесе. Второе и хамство, как правило идут рука об руку.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

Так весь вопрос в том, считать ли мессенджер беспокойством.
При том, что его вполне себе легко проигнорировать и отложить сообщение на удобное время.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Maria Aleksandrovna

Кстати, пишу из лагеря А экспатов :)) Наше французское начальство из лагеря Б тоже себе особо не позволяет нам писать после 19. И ТЕМ БОЛЕЕ в мессенджер или смс. Ибо чтут кодекс (или сами просто расслабляются, у нас минимуи 5-7 недель каникул у населения :)) Так что это скорее вопрос культуры страны.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Боже, мы тут воем, когда на две недели страна умирает на майские или январские, но 5-7 недель?...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Stepan Vakhtin

Заголовок и подзаголовок говорит о более широком охвате, не только о правилах в разрезе рабочих отношений. Именно про этикет в мессенджерах в целом и хотелось почитать.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Спасибо за критику! Подзаголовок гласит «К вопросу о», но пониманию, о чем вы. Там, в конце, есть ссылочка на постер, где мы попытались охватить основные спорные вопросы в общении. Буду рад обратной связи на идеи в нем.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Igor Oleynick

Будучи исключительно подчиненным я крайне негативно относился, когда мне писали/звонили в нерабочее время, но тем не менее, по умолчанию считал, что это что-то важное. Теперь же, будучи руководителем, вполне спокойно действую по какому-то из следующих сценариев:
а) Если это подчиненный, то обычно исходя из пуша понятно, срочное ли сообщение: если ничего срочного, то спокойно читаю с утра (ну, а на случай чего-то сильно важного я разрешаю звонить и после работы: если это негативно повлияет на бизнес-процессы, но я лучше отвечу сразу);
б) Если это коллега, то чаще всего отвечаю на вопрос / говорю, что отвечу с утра (если не критично и нужно сделать какие-то доп. действия);
в) Если я все таки прочел и понял, что можно ответить завтра, то в телеге просто пишу "ответить" и не отправляю сообщение: утром получается неплохая напоминалка.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

1. Кажется, а и б делают все руководители. Что занимательно.
2. Отличный лайфхак в п. в! Очкруто.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Erokhin

Слак ненавязчиво всё это регулирует; он автоматически включает режим без нотификаций с вечера до утра. И в чате могут происходить войны флудеров, но узнаешь ты об этом только утром. Даже если захайлайтили, то просто меняется иконка, а не вываливается сообщение со звоном, заставляя тебя мисскликнуть при осаде замка в героях3.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Cartman

Я для себя какой-то мидлграунд нашел: по работе пишу не позднее 9 вечера, а если срочно, то после чата/мессенджера продублирую звонком по телефону, попрошу посмотреть.
У меня просто проблема не в том, что я кого-то бешу или игнорирую (хотя наверное тоже бывает), а чтоб мои не садились дома работать до поздна/утра, если это не суперсрочное. А то мы как-то привыкли к переработкам на момент открытия, и щас это спустя 2 года кажется в порядке вещей.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

А как поступаете в те моменты, когда ночью приходит вдохновение и хочется разным людям всякого настрочить, чтобы до утра не забыть?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Марк Захаров

Если бы мои партнеры мне писали только в мое "рабочее" время, то много каши бы не сварили уже точно. Утром просыпаюсь, в Телеграме всегда несколько человек уже написали ночью по рабочим вопросам, в т.ч. в моем часовом поясе. Они прекрасно знают, что утром я встану и прочитаю. Очевидно, что сидеть ждать до обеда, пока они сами проснутся и потом уже напишут - полный бред в современном мире.

Считаю хамство - тянуть время и заставлять людей подстраиваться по твои выдуманные временные рамки. У каждого рабочее время своё, как предлагаете под всех подстраиваться? Кто-то в 6 утра встает, кто-то в 12, кто-то живет за 12 часов часовых поясов.

Ответить
Развернуть ветку
Ваш самый горячий фанат

По мне, правильным будет настроить себе уведомления и никому не парить мозг своим распорядком дня. Если речь идет о мессенджерах и переписке вообще, срочность входящих запросов фактически определяет получатель, а не отправитель.
Телефонный звонок пора использовать только в действительно экстренных случаях, 2018-й год на дворе, всё-таки.

Ответить
Развернуть ветку
Диктор Павел Константиновский

Считаю мессенджеры (гражданские - вроде вацапа, телеграма, вайбера) личной территорией. Всю работу перевожу в почту. И считаю хамством писать в мессенджер по работе в нерабочее время. Мессенджер, как ни крути, средство оперативной связи, поэтому требует мгновенного ответа.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Захаров

Я думаю в этом деле примерно так:
Если ты значимый человек в деловых отношениях, то сам должен понимать, что контакты в "нерабочее время" - это более чем нормально. А если твоё мнение для компании особо не важно, то конечно, как только вышел из офиса, работа закончилась, отвалите все.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Семён Егоров

Опять матрица лагает

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

бывает :)

Ответить
Развернуть ветку
Карим Шакиров

Если начинаю с кем то общаться в мессенджере по работе, априори считаю возможным выход за рамки рабочего времени. (иначе зачем переходить в мессенджер?)

В почтовых переписках отвечаю в удобное для себя время, но использую функцию отложенной отправки на рабочее время в моем часовом поясе. (При чем не на самое начало дня, а часов на 11-12, чтобы не затерялось в «куче» полученных в нерабочее время).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Да, если связки с личным общением нет, то и никакого конфликта нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда