{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Если разбудил человека, то у него какие-то проблемы с настройкой телефона»

К вопросу о цифровом этикете общения в мессенджере.

Наши привычки в общении меняются очень быстро — в темпе развития технологий общения. Сейчас мы привыкли, что звонить нужно в крайнем случае. И привыкли, что сообщения в почте могут приходить в любое время, а отвечать на них можно, когда будет на то время, а не моментально. Но какова ситуация с мессенджерами?

Как-то недавно мы общались с коллегой в 2:30 ночи по работе, и я упомянул, что только что написал новому партнёру сообщение по работе. «Как?! — удивилась коллега — После полуночи? В выходной?» (Да, дело было в субботу.) Я не вижу в этом ничего плохого. Партнёр, к счастью, тоже, так как в 2:45 я уже получил ответ (кажется, такое возможно только в России, кстати).

Однако это заставило меня задуматься. Если моя коллега считает такое поведение недопустимым, то значит, есть и другие, которые считают так же. Как любой другой нормальный человек, я задал вопрос в Facebook — и открыл ящик пандоры.

150 комментариев спустя могу поделиться умозаключениями общественности.

Противники писать в нерабочее время

Назовём их лагерь А. Интересно, почему лагерь А (кстати, в моём его представителями оказались преимущественно наёмные сотрудники) смотрит сообщения в первую очередь:

  • Если пишут в нерабочее время по работе, то это априори что-то важное, и нужно обязательно прочитать.
  • Есть особенно обязательные люди, которые не могут себе позволить не посмотреть сообщение по работе.
Комментарий Ксении Соболевской, HR-менеджера Aviasales

Чем чревато, что человек смотрит это сообщение, по мнению лагеря А.

  • В нерабочее время человек расслабляется, и любое сообщение по поводу работы или от человека, связанного с работой, вырывает получателя из контекста отдыха, заставляет думать о работе, волноваться, прерывать нужную для эффективной работы декомпрессию.
  • Те самые особенно обязательные люди, опасаясь, что к утру забудут о сообщении, чувствуют себя вынужденными либо сразу отвечать на сообщение, либо ставить себе напоминание, что утром нужно ответить. А это считается вдвойне прерыванием отдыха, так как требует выполнения уже фактической работы, а не только смещения фокуса.
Мнение некоторых экспатов: привычка писать в нерабочее время — возможно, третья глобальная проблема России

В итоге последствия для отправителя такие:

  • о его сообщении могут забыть и не ответить;
  • на него могут рассердиться;
  • его могут посчитать бестактным, назойливым или наглым.

Сторонники писать в нерабочее время

Назовём их Лагерем Б (кстати, в моём опросе его представителями оказались преимущественно руководители и владельцы компаний). Их контраргументы обобщить можно следующим образом.

  • Если человек не хочет, чтобы его беспокоили, то пускай ставит себе Do Not Disturb на это время.
  • Если увидел сообщение по работе или от человека, связанного с работой, просто не смотри, а подожди до утра — это требует совсем небольших усилий по самодисциплине.
  • Если просмотрел, но не хочешь отвечать или ставить напоминание, то попроси напомнить завтра — перенеси ответственность обратно на отправителя.
  • Если вообще не хочешь получать поздние сообщения — так и скажи.
  • В конце концов, мы можем быть в разных часовых поясах. Теперь что, думать за каждого получателя?
Комментарий Дениса Германенко, руководителя Clever Pumpkin

Итог: всегда будут люди, которые будут писать в нерабочее время; всех не переделаешь, и с этим надо научиться работать, иначе подвергаешься постоянному стрессу.

Комментарий Дмитрия Удимова, руководителя Topvisor

Консенсус

Своего рода консенсус такой: писать по работе лучше всё-таки в рабочее время; в нерабочее можно, но для этого должна быть предварительная договорённость. Например, «пишу в любое время, отвечаешь, когда сможешь» или «мы все работаем в это время и согласны получать сообщения в это время».

Моё мнение, почему возникает такое разногласие, — мы все, как правило, используем определённые мессенджеры не только по работе, но и в личных целях.

По небольшой фокус-группе моих знакомых я могу судить, что сообщение в Skype, например, который многие не используют для личного общения, уже не вызывает ощущения обязательства. Оповещение не мучает до самого утра, даже самых обязательных.

Наталья Руколь, главная в Quality Lab

Цифровой этикет требует согласования неписанных правил, хотя бы в пределах офиса. Ведь это тоже деловое общение, и то, насколько грамотно мы пишем, какие стикеры и смайлики используем, как интегрируем аудиосообщения и другие медиа-файлы, часто определяет, сделаем мы план в этом месяце или нет.

Мы не могли пройти мимо такой «вкусной» темы и вместе с автором канала Digital Eva разработали постер по этикету общения в мессенджерах. Надеюсь, в ближайшем будущем они никуда не денутся, и будет отлично, если мы найдём общие принципы работы в них.

Реплика в заголовке принадлежит авторству Алексея Подольского, основателя CryptoRadar.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
sdff
Но какова ситуация с мессенджерами?

Всё просто. Обсуждайте рабочие вопросы в почте, а не в чатиках.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Почему? И что делать с людьми, которые так или иначе общаются по работе в мессенджерах?

Ответить
Развернуть ветку
sdff

У меня не возникало ни разу проблем перевести рабочие вопросы в почту, если кто-то пытался устроить балаган в чате. Вы потом как с исполнителя собираетесь спрашивать про срывы дедлайнов?

— А помните, вы там в чате писали…

Ответственности в разы меньше и отношение соответственное, это моё личное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

По опыту могу сказать, что клиенты и покупатели в B2B массово перешли на мессенджеры. Для многих это уже стандарт. Да, при желании можно их всех мигрировать, но тут уже вопрос личных привычек — если всем удобно, то удобно.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Ну может. Я пока с этим массово не сталкиваюсь. Делаю выводы исключительно на своём опыте. Мне, честно говоря, и самому комфортнее рабочие вопросы в почте решать. Удобно вести переписку и держать всех участников в копии. Никто не отвертится, если что. А этических вопросов по времени отправки письма так вообще не возникает. :)

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

А может проще все-таки все задачи и дедлайны отдельно фиксировать, а не в почте и мессенджерах?
Ну и в Slack или Telegram можно добавить функционал для таск-менеджмента и сразу на месте записывать.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Всё это подходит для небольших стартапов. Для b2b малоприменимо. Для этого существуют корпоративные CRM-системы. При этом почтовую переписку это всё равно не отменяет. Попробуйте координировать работу в телеграме нескольких департаментов: cэйлзов, технарей, проджектов и так далее по списку.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Так если вы будете ее чисто на емейлах держать, без всякой поддержки, тоже лучше не будет.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Нормально всё держится. Жили раньше без телеграмов и слаков как-то, никто не жаловался.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Скажу после трех лет работы практически без почты, что теперь почта кажется чем-то очень неудобным, неповоротливым, долгим и тяжелым.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

А мне нравится писать письма! ;)

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Охотно верю! Мне тоже когда-то нравилась.

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда