{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Если разбудил человека, то у него какие-то проблемы с настройкой телефона»

К вопросу о цифровом этикете общения в мессенджере.

Наши привычки в общении меняются очень быстро — в темпе развития технологий общения. Сейчас мы привыкли, что звонить нужно в крайнем случае. И привыкли, что сообщения в почте могут приходить в любое время, а отвечать на них можно, когда будет на то время, а не моментально. Но какова ситуация с мессенджерами?

Как-то недавно мы общались с коллегой в 2:30 ночи по работе, и я упомянул, что только что написал новому партнёру сообщение по работе. «Как?! — удивилась коллега — После полуночи? В выходной?» (Да, дело было в субботу.) Я не вижу в этом ничего плохого. Партнёр, к счастью, тоже, так как в 2:45 я уже получил ответ (кажется, такое возможно только в России, кстати).

Однако это заставило меня задуматься. Если моя коллега считает такое поведение недопустимым, то значит, есть и другие, которые считают так же. Как любой другой нормальный человек, я задал вопрос в Facebook — и открыл ящик пандоры.

150 комментариев спустя могу поделиться умозаключениями общественности.

Противники писать в нерабочее время

Назовём их лагерь А. Интересно, почему лагерь А (кстати, в моём его представителями оказались преимущественно наёмные сотрудники) смотрит сообщения в первую очередь:

  • Если пишут в нерабочее время по работе, то это априори что-то важное, и нужно обязательно прочитать.
  • Есть особенно обязательные люди, которые не могут себе позволить не посмотреть сообщение по работе.
Комментарий Ксении Соболевской, HR-менеджера Aviasales

Чем чревато, что человек смотрит это сообщение, по мнению лагеря А.

  • В нерабочее время человек расслабляется, и любое сообщение по поводу работы или от человека, связанного с работой, вырывает получателя из контекста отдыха, заставляет думать о работе, волноваться, прерывать нужную для эффективной работы декомпрессию.
  • Те самые особенно обязательные люди, опасаясь, что к утру забудут о сообщении, чувствуют себя вынужденными либо сразу отвечать на сообщение, либо ставить себе напоминание, что утром нужно ответить. А это считается вдвойне прерыванием отдыха, так как требует выполнения уже фактической работы, а не только смещения фокуса.
Мнение некоторых экспатов: привычка писать в нерабочее время — возможно, третья глобальная проблема России

В итоге последствия для отправителя такие:

  • о его сообщении могут забыть и не ответить;
  • на него могут рассердиться;
  • его могут посчитать бестактным, назойливым или наглым.

Сторонники писать в нерабочее время

Назовём их Лагерем Б (кстати, в моём опросе его представителями оказались преимущественно руководители и владельцы компаний). Их контраргументы обобщить можно следующим образом.

  • Если человек не хочет, чтобы его беспокоили, то пускай ставит себе Do Not Disturb на это время.
  • Если увидел сообщение по работе или от человека, связанного с работой, просто не смотри, а подожди до утра — это требует совсем небольших усилий по самодисциплине.
  • Если просмотрел, но не хочешь отвечать или ставить напоминание, то попроси напомнить завтра — перенеси ответственность обратно на отправителя.
  • Если вообще не хочешь получать поздние сообщения — так и скажи.
  • В конце концов, мы можем быть в разных часовых поясах. Теперь что, думать за каждого получателя?
Комментарий Дениса Германенко, руководителя Clever Pumpkin

Итог: всегда будут люди, которые будут писать в нерабочее время; всех не переделаешь, и с этим надо научиться работать, иначе подвергаешься постоянному стрессу.

Комментарий Дмитрия Удимова, руководителя Topvisor

Консенсус

Своего рода консенсус такой: писать по работе лучше всё-таки в рабочее время; в нерабочее можно, но для этого должна быть предварительная договорённость. Например, «пишу в любое время, отвечаешь, когда сможешь» или «мы все работаем в это время и согласны получать сообщения в это время».

Моё мнение, почему возникает такое разногласие, — мы все, как правило, используем определённые мессенджеры не только по работе, но и в личных целях.

По небольшой фокус-группе моих знакомых я могу судить, что сообщение в Skype, например, который многие не используют для личного общения, уже не вызывает ощущения обязательства. Оповещение не мучает до самого утра, даже самых обязательных.

Наталья Руколь, главная в Quality Lab

Цифровой этикет требует согласования неписанных правил, хотя бы в пределах офиса. Ведь это тоже деловое общение, и то, насколько грамотно мы пишем, какие стикеры и смайлики используем, как интегрируем аудиосообщения и другие медиа-файлы, часто определяет, сделаем мы план в этом месяце или нет.

Мы не могли пройти мимо такой «вкусной» темы и вместе с автором канала Digital Eva разработали постер по этикету общения в мессенджерах. Надеюсь, в ближайшем будущем они никуда не денутся, и будет отлично, если мы найдём общие принципы работы в них.

Реплика в заголовке принадлежит авторству Алексея Подольского, основателя CryptoRadar.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
sdff
Но какова ситуация с мессенджерами?

Всё просто. Обсуждайте рабочие вопросы в почте, а не в чатиках.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Почему? И что делать с людьми, которые так или иначе общаются по работе в мессенджерах?

Ответить
Развернуть ветку
sdff

У меня не возникало ни разу проблем перевести рабочие вопросы в почту, если кто-то пытался устроить балаган в чате. Вы потом как с исполнителя собираетесь спрашивать про срывы дедлайнов?

— А помните, вы там в чате писали…

Ответственности в разы меньше и отношение соответственное, это моё личное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

По опыту могу сказать, что клиенты и покупатели в B2B массово перешли на мессенджеры. Для многих это уже стандарт. Да, при желании можно их всех мигрировать, но тут уже вопрос личных привычек — если всем удобно, то удобно.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Ну может. Я пока с этим массово не сталкиваюсь. Делаю выводы исключительно на своём опыте. Мне, честно говоря, и самому комфортнее рабочие вопросы в почте решать. Удобно вести переписку и держать всех участников в копии. Никто не отвертится, если что. А этических вопросов по времени отправки письма так вообще не возникает. :)

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

А может проще все-таки все задачи и дедлайны отдельно фиксировать, а не в почте и мессенджерах?
Ну и в Slack или Telegram можно добавить функционал для таск-менеджмента и сразу на месте записывать.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Знаю одну большую компанию b2b, которая так функционирует, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Большая — это какая?

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Хороший вопрос. Несколько десятков сотрудников, 300+ млн. дохода.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Это небольшой офис со скромными цифрами. ;)

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Ой, ну, простите )

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Ну вы же в рублях сумму назвали, верно?

Представьте хотя бы компанию в 100-150 сотрудников, где один проект столько стоит. А это далеко не крупный бизнес… При этом, если компания географически распределенная по разным странам и городам, то в чатиках будет неконтролируемый ад.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Наверное, я далек от таких реалий, как, наверное, и большинство бизнес-структур в России (и везде).

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Да это малый и средний бизнес по определению.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

А нормы то разрабатываются для большинства. Поэтому и нужны нормы для общения в мессенджерах.

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда