{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Если разбудил человека, то у него какие-то проблемы с настройкой телефона»

К вопросу о цифровом этикете общения в мессенджере.

Наши привычки в общении меняются очень быстро — в темпе развития технологий общения. Сейчас мы привыкли, что звонить нужно в крайнем случае. И привыкли, что сообщения в почте могут приходить в любое время, а отвечать на них можно, когда будет на то время, а не моментально. Но какова ситуация с мессенджерами?

Как-то недавно мы общались с коллегой в 2:30 ночи по работе, и я упомянул, что только что написал новому партнёру сообщение по работе. «Как?! — удивилась коллега — После полуночи? В выходной?» (Да, дело было в субботу.) Я не вижу в этом ничего плохого. Партнёр, к счастью, тоже, так как в 2:45 я уже получил ответ (кажется, такое возможно только в России, кстати).

Однако это заставило меня задуматься. Если моя коллега считает такое поведение недопустимым, то значит, есть и другие, которые считают так же. Как любой другой нормальный человек, я задал вопрос в Facebook — и открыл ящик пандоры.

150 комментариев спустя могу поделиться умозаключениями общественности.

Противники писать в нерабочее время

Назовём их лагерь А. Интересно, почему лагерь А (кстати, в моём его представителями оказались преимущественно наёмные сотрудники) смотрит сообщения в первую очередь:

  • Если пишут в нерабочее время по работе, то это априори что-то важное, и нужно обязательно прочитать.
  • Есть особенно обязательные люди, которые не могут себе позволить не посмотреть сообщение по работе.
Комментарий Ксении Соболевской, HR-менеджера Aviasales

Чем чревато, что человек смотрит это сообщение, по мнению лагеря А.

  • В нерабочее время человек расслабляется, и любое сообщение по поводу работы или от человека, связанного с работой, вырывает получателя из контекста отдыха, заставляет думать о работе, волноваться, прерывать нужную для эффективной работы декомпрессию.
  • Те самые особенно обязательные люди, опасаясь, что к утру забудут о сообщении, чувствуют себя вынужденными либо сразу отвечать на сообщение, либо ставить себе напоминание, что утром нужно ответить. А это считается вдвойне прерыванием отдыха, так как требует выполнения уже фактической работы, а не только смещения фокуса.
Мнение некоторых экспатов: привычка писать в нерабочее время — возможно, третья глобальная проблема России

В итоге последствия для отправителя такие:

  • о его сообщении могут забыть и не ответить;
  • на него могут рассердиться;
  • его могут посчитать бестактным, назойливым или наглым.

Сторонники писать в нерабочее время

Назовём их Лагерем Б (кстати, в моём опросе его представителями оказались преимущественно руководители и владельцы компаний). Их контраргументы обобщить можно следующим образом.

  • Если человек не хочет, чтобы его беспокоили, то пускай ставит себе Do Not Disturb на это время.
  • Если увидел сообщение по работе или от человека, связанного с работой, просто не смотри, а подожди до утра — это требует совсем небольших усилий по самодисциплине.
  • Если просмотрел, но не хочешь отвечать или ставить напоминание, то попроси напомнить завтра — перенеси ответственность обратно на отправителя.
  • Если вообще не хочешь получать поздние сообщения — так и скажи.
  • В конце концов, мы можем быть в разных часовых поясах. Теперь что, думать за каждого получателя?
Комментарий Дениса Германенко, руководителя Clever Pumpkin

Итог: всегда будут люди, которые будут писать в нерабочее время; всех не переделаешь, и с этим надо научиться работать, иначе подвергаешься постоянному стрессу.

Комментарий Дмитрия Удимова, руководителя Topvisor

Консенсус

Своего рода консенсус такой: писать по работе лучше всё-таки в рабочее время; в нерабочее можно, но для этого должна быть предварительная договорённость. Например, «пишу в любое время, отвечаешь, когда сможешь» или «мы все работаем в это время и согласны получать сообщения в это время».

Моё мнение, почему возникает такое разногласие, — мы все, как правило, используем определённые мессенджеры не только по работе, но и в личных целях.

По небольшой фокус-группе моих знакомых я могу судить, что сообщение в Skype, например, который многие не используют для личного общения, уже не вызывает ощущения обязательства. Оповещение не мучает до самого утра, даже самых обязательных.

Наталья Руколь, главная в Quality Lab

Цифровой этикет требует согласования неписанных правил, хотя бы в пределах офиса. Ведь это тоже деловое общение, и то, насколько грамотно мы пишем, какие стикеры и смайлики используем, как интегрируем аудиосообщения и другие медиа-файлы, часто определяет, сделаем мы план в этом месяце или нет.

Мы не могли пройти мимо такой «вкусной» темы и вместе с автором канала Digital Eva разработали постер по этикету общения в мессенджерах. Надеюсь, в ближайшем будущем они никуда не денутся, и будет отлично, если мы найдём общие принципы работы в них.

Реплика в заголовке принадлежит авторству Алексея Подольского, основателя CryptoRadar.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Dan Cartman

Я для себя какой-то мидлграунд нашел: по работе пишу не позднее 9 вечера, а если срочно, то после чата/мессенджера продублирую звонком по телефону, попрошу посмотреть.
У меня просто проблема не в том, что я кого-то бешу или игнорирую (хотя наверное тоже бывает), а чтоб мои не садились дома работать до поздна/утра, если это не суперсрочное. А то мы как-то привыкли к переработкам на момент открытия, и щас это спустя 2 года кажется в порядке вещей.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

А как поступаете в те моменты, когда ночью приходит вдохновение и хочется разным людям всякого настрочить, чтобы до утра не забыть?

Ответить
Развернуть ветку
Dan Cartman

Хороший вопрос. Вы знаете, очень просто: пишу спокойно людям в Slack в любое время дня и ночи, зная, что у 99% он стоит только на ноутах/десктопах, а не в виде приложения на телефоне :)

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Вот! То есть, пользуетесь мессенджерами вов нерабочее время ) Нужно, правда, сказать, что слаком далеко не все пользуются, а часто заменяют телеграмом.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Cartman

ну вот в том-то и прелесть, что слак у нас чисто рабочий и чисто десктопный) а телеграмм уже для срочных/неформальных движений. т.е. то, что человеку приходит в слак он уже увидит только на работе сутра, и там уже не важно, когда это пришло

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Я, честно, размышлял, кому слак может заходить лучше, чем телеграм.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Cartman

Продуктовым конторам, наверное. Интеграция с трелло, с гуглдоком, код и скетчи скидывать. Хотя мы телеграм в таком ключе не пробовали, надо сказать. Но и нет необходимости пока. Ну и субъективно интерфейс больше нравится у Слака)

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Для коллективных разговоров лично мне Slack комфортнее. Располагает.

Ответить
Развернуть ветку
Katerina Malikova

У нас слак - официальный рабочий мессенджер, и все новости компании, общение по проектам и даже флуд идут через него. Компания приближается к 1000 сотрудников. Очень удобный инструмент, гораздо удобнее телеграмма (который все-таки да личного общения лучше подходит, имхо). Слак отличает как минимум возможность писать в треды (чтобы 10-50 комментариев в минуту не разорвали телефон) и много других плюшек. Но задачи ставятся уже через асану, так что слак остаётся больше как инструмент быстрого реагирования. И вот тут чем он удобен, так это тем, что там по умолчанию отключаются уведомления после определенного времени. И уже кастомно это время можно настроить под себя. А если срочное дело, при отправлении одного сообщения за вечер можно ткнуть "выслать уведомление", чтобы получатель увидел сообщение)

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда