{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Если разбудил человека, то у него какие-то проблемы с настройкой телефона»

К вопросу о цифровом этикете общения в мессенджере.

Наши привычки в общении меняются очень быстро — в темпе развития технологий общения. Сейчас мы привыкли, что звонить нужно в крайнем случае. И привыкли, что сообщения в почте могут приходить в любое время, а отвечать на них можно, когда будет на то время, а не моментально. Но какова ситуация с мессенджерами?

Как-то недавно мы общались с коллегой в 2:30 ночи по работе, и я упомянул, что только что написал новому партнёру сообщение по работе. «Как?! — удивилась коллега — После полуночи? В выходной?» (Да, дело было в субботу.) Я не вижу в этом ничего плохого. Партнёр, к счастью, тоже, так как в 2:45 я уже получил ответ (кажется, такое возможно только в России, кстати).

Однако это заставило меня задуматься. Если моя коллега считает такое поведение недопустимым, то значит, есть и другие, которые считают так же. Как любой другой нормальный человек, я задал вопрос в Facebook — и открыл ящик пандоры.

150 комментариев спустя могу поделиться умозаключениями общественности.

Противники писать в нерабочее время

Назовём их лагерь А. Интересно, почему лагерь А (кстати, в моём его представителями оказались преимущественно наёмные сотрудники) смотрит сообщения в первую очередь:

  • Если пишут в нерабочее время по работе, то это априори что-то важное, и нужно обязательно прочитать.
  • Есть особенно обязательные люди, которые не могут себе позволить не посмотреть сообщение по работе.
Комментарий Ксении Соболевской, HR-менеджера Aviasales

Чем чревато, что человек смотрит это сообщение, по мнению лагеря А.

  • В нерабочее время человек расслабляется, и любое сообщение по поводу работы или от человека, связанного с работой, вырывает получателя из контекста отдыха, заставляет думать о работе, волноваться, прерывать нужную для эффективной работы декомпрессию.
  • Те самые особенно обязательные люди, опасаясь, что к утру забудут о сообщении, чувствуют себя вынужденными либо сразу отвечать на сообщение, либо ставить себе напоминание, что утром нужно ответить. А это считается вдвойне прерыванием отдыха, так как требует выполнения уже фактической работы, а не только смещения фокуса.
Мнение некоторых экспатов: привычка писать в нерабочее время — возможно, третья глобальная проблема России

В итоге последствия для отправителя такие:

  • о его сообщении могут забыть и не ответить;
  • на него могут рассердиться;
  • его могут посчитать бестактным, назойливым или наглым.

Сторонники писать в нерабочее время

Назовём их Лагерем Б (кстати, в моём опросе его представителями оказались преимущественно руководители и владельцы компаний). Их контраргументы обобщить можно следующим образом.

  • Если человек не хочет, чтобы его беспокоили, то пускай ставит себе Do Not Disturb на это время.
  • Если увидел сообщение по работе или от человека, связанного с работой, просто не смотри, а подожди до утра — это требует совсем небольших усилий по самодисциплине.
  • Если просмотрел, но не хочешь отвечать или ставить напоминание, то попроси напомнить завтра — перенеси ответственность обратно на отправителя.
  • Если вообще не хочешь получать поздние сообщения — так и скажи.
  • В конце концов, мы можем быть в разных часовых поясах. Теперь что, думать за каждого получателя?
Комментарий Дениса Германенко, руководителя Clever Pumpkin

Итог: всегда будут люди, которые будут писать в нерабочее время; всех не переделаешь, и с этим надо научиться работать, иначе подвергаешься постоянному стрессу.

Комментарий Дмитрия Удимова, руководителя Topvisor

Консенсус

Своего рода консенсус такой: писать по работе лучше всё-таки в рабочее время; в нерабочее можно, но для этого должна быть предварительная договорённость. Например, «пишу в любое время, отвечаешь, когда сможешь» или «мы все работаем в это время и согласны получать сообщения в это время».

Моё мнение, почему возникает такое разногласие, — мы все, как правило, используем определённые мессенджеры не только по работе, но и в личных целях.

По небольшой фокус-группе моих знакомых я могу судить, что сообщение в Skype, например, который многие не используют для личного общения, уже не вызывает ощущения обязательства. Оповещение не мучает до самого утра, даже самых обязательных.

Наталья Руколь, главная в Quality Lab

Цифровой этикет требует согласования неписанных правил, хотя бы в пределах офиса. Ведь это тоже деловое общение, и то, насколько грамотно мы пишем, какие стикеры и смайлики используем, как интегрируем аудиосообщения и другие медиа-файлы, часто определяет, сделаем мы план в этом месяце или нет.

Мы не могли пройти мимо такой «вкусной» темы и вместе с автором канала Digital Eva разработали постер по этикету общения в мессенджерах. Надеюсь, в ближайшем будущем они никуда не денутся, и будет отлично, если мы найдём общие принципы работы в них.

Реплика в заголовке принадлежит авторству Алексея Подольского, основателя CryptoRadar.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Диктор Павел Константиновский

Считаю мессенджеры (гражданские - вроде вацапа, телеграма, вайбера) личной территорией. Всю работу перевожу в почту. И считаю хамством писать в мессенджер по работе в нерабочее время. Мессенджер, как ни крути, средство оперативной связи, поэтому требует мгновенного ответа.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Захаров

Я думаю в этом деле примерно так:
Если ты значимый человек в деловых отношениях, то сам должен понимать, что контакты в "нерабочее время" - это более чем нормально. А если твоё мнение для компании особо не важно, то конечно, как только вышел из офиса, работа закончилась, отвалите все.

Ответить
Развернуть ветку
Диктор Павел Константиновский

Речь не о контактах вне рабочего времени, а об использовании для этого средств оперативной связи без весомых на то причин. Мессенджер требует быстрого ответа, а 99.9999% вопросов обычно прекрасно дожидаются следующего утра в почте.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Захаров

Что мешает просто не отвечать на вопрос, который вы считаете не срочным? У меня не вызывает это никаких сложностей. Выгадывать кому в 18:30 писать на емайл, кому в мессенджер, а кому в Слэк (или куда-то еще) - мне лично как-то не интересно. Я бы даже наверное сказал, что это внутренняя проблема того человека, который мне предоставил свои контакты для деловых связей.

Ответить
Развернуть ветку
Диктор Павел Константиновский

То есть, если вы решите набрать меня среди ночи, зная мой номер телефона, который я вам дал по работе, это моя проблема?
Хотя чего я спрашиваю? Весь ваш комментарий говорит о том, что думать о других - это не про вас.
Ответить на следующий день мне не сложно. Мне непонятно, почему его нельзя задать на следующий день.
Я разделяю рабочее время и личное (притом, что у меня своё дело), и не считаю модным быть на связи круглосуточно. И априори не лишаю этого права и других. Это называется - тактичность.

Ответить
Развернуть ветку
Диктор Павел Константиновский

К сожалению, множество людей лишены такта, поэтому позволяют себе такие мысли: "Я завтра могу забыть, поэтому вышлю сейчас". Это говорит лишь о том, что человек в данный момент подумал только о себе, и ему плевать, что я, например, уже отдыхаю. Зато он снял с себя беспокойство и переложил его на меня.
Надо сказать, что мне странно объяснять настолько очевидные вещи взрослому человеку.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Захаров

Ловко вы ярлыки начали раскидывать. Тактичность это не то что вы думаете, чуть-чуть перепутали понятия.

Если вам мешают жить сообщения по работе, заведите отдельный номер, который выключайте сразу как только вышли за порог офиса. Утром включайте и все уведомления придут без проблем. Мне звонят ночью иногда по работе, потому что не все знают где я нахожусь и сколько время. Я ставлю "ночной режим" и живу не напрягаясь.

Просто невозможно физически знать "рабочее время" всех. Если вы не в состоянии самостоятельно это время разделять, зачем напрягать других? Выключи телефон и не надо будет ни на кого обижаться. Тысячи людей заводят для этих целей второй номер и никто еще не умер.

Ответить
Развернуть ветку
Диктор Павел Константиновский

Если вы подставляетесь с фразой "Выгадывать кому в 18:30 писать на емайл, кому в мессенджер, а кому в Слэк (или куда-то еще) - мне лично как-то не интересно.", то тут и ярлык повесить не грех. Вы ясно дали понять, что часовой пояс или график работы партнёра вас не волнует.
Кроме того, я лишь высказал своё мнение, никому его не навязывая, как и просил автор, а вы пришли со мной поспорить, заодно научить как разделять каналы связи.

И кстати: выяснить рабочее время не так сложно. Главное - захотеть. Но это опять не про вас.

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда