{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как просадить десятки миллионов долларов на походы в кино и изменить рынок кинопоказа

Такой тривиальный процесс, как поход в кино, может стать полем для создания суперпопулярного стартапа. Внедрения модели подписки, попытки заработать на больших данных — всё ради того, чтобы покупать билеты в кино стало дешевле и удобнее.

Тема стартапов, технологий и абонементов в кино вкратце поднималась на примере Moviepass в рубрике «Стартап дня». Попробуем посмотреть на неё чуть более широко, используя новые данные.

Как часто вы ходите в кино? Сборы мирового кинопроката в прошлом году выросли до рекордных $40,6 млрд (на Россию пришёлся $1 млрд). Рекорд связан с выходом популярных блокбастеров, увеличением числа залов и экранов, с ростом средней цены билета, но заметной тенденции притока людей в кинотеатры нет.

Пора что-то менять, чтобы конкурировать с другими способами развлечений, и в дополнение к уже стандартным решениям кинотеатров (более удобные кресла, новые технологии изображения и звука, программы лояльности, онлайн- и мобильные сервисы продажи билетов, расширенное меню) жизненно необходимы инновации.

Представим, что в кинотеатрах продаётся подписка. Ежемесячный платёж 250 рублей (средняя цена билета в России), и вы можете посмотреть три, четыре и более фильмов. Интересно? Будете ходить в кино чаще?

Идея для стартапа

Стартап Moviepass появился в Сан-Франциско ещё в 2011 году и несколько лет не слишком успешно экспериментировал с различными форматами и технологиями подписки на билеты в кино, набрав несколько тысяч пользователей. Прорыв случился летом прошлого года, после чего клиентская база рванула и сейчас уже превышает впечатляющие 2 млн.

Напомним, что сервис начал предлагать очень дешёвую подписку на походы в кино — $9,95 в месяц, что на уровне или для некоторых регионов даже ниже цены одного билета. Вы подписываетесь на сервис, получаете специальную карту Mastercard, ставите мобильное приложение, выбираете интересующий фильм, приходите в кино и покупаете билеты, при этом деньги списываются с карты, пополнение которой на сумму покупки делает сам Moviepass.

Вы не поверите, что здесь нет ограничений, и будете правы. Билеты можно купить только на обычные 2D-показы (нет 3D, IMAX, фестивальных показов и так далее), только находясь недалеко от кинотеатра, только на сегодняшний показ, не во все сети кинотеатров, только на одного человека, только на один показ в день. И тем не менее, через Moviepass уже продаётся более 6% билетов.

2 млн американцев-пользователей Moviepass не могут ошибаться

С точки зрения клиента сервис подписки идеален, если вы живёте в городе, где высокая стоимость билета, и при этом неистово любите кино, смотря фильмы несколько раз в неделю. С точки зрения сервиса идеальным клиентом будет тот, кто живёт в регионе с дешёвыми билетами и ходит в кино не чаще раза в месяц. Сервис говорит, что последних — более 80%.

Покажи мне деньги

Эксперимент Moviepass, безусловно, серьёзно влияет на индустрию кинопоказа, но для самого стартапа результат пока печален. Посмотрим на данные. Крупнейшая в США сеть кинотеатров AMC сообщила, что в апреле клиенты Moviepass в среднем покупали 2,75 билета в их кинотеатры по $12,02, что даёт расходы в $33 (клиент, как вы помните, платит $9,95). В этом случае сервис выплачивает сети полную стоимость билета, фактически субсидируя зрителя.

Масштаб проблемы можно понять и из отчётности компании-владельца сервиса. Сейчас в месяц Moviepass требует финансирования более чем на $20 млн, но с учётом бешеного роста клиентской базы и того, что по подписке люди ходят в кино всё чаще, расходы будут только расти.

Компания привлекала инвестиции и кредитные линии, продолжая прожигать кэш, но устойчивой бизнес-модели пока не появилось. Показательно, что недавно было заявлено об отказе от формата безлимитной ежемесячной подписки, в попытке урезать абонемент до трёх-четырёх фильмов в месяц, но почти сразу компания откатила модель к начальным условиям.

Возможные источники дохода для такого бизнеса понятны: комиссия от кинотеатров с продажи билетов, комиссия с продажи еды и напитков, реклама. Проблема в том, что это пока не работает. Крупнейшие сети в целом не испытывают радости от появления сервиса, не говоря уже о разделении доходов, а крупные рекламодатели задумываются о том, сколько ещё проживёт сервис. Зрители разделяют эти опасения, быстрее подписываются и бегут в кино, чтобы успеть сэкономить.

Ещё одно направление — это зарабатывать на самих фильмах, билеты на которые продаются через Moviepass. Так, неделю назад компания объявила об инвестициях в фильм «Готти» об одном из самых известных американских гангстеров с Джоном Траволтой в главной роли. Сделать фильм, прорекламировать его для огромной базы своих клиентов, продать на него билеты — звучит неплохо и даже похоже на бизнес, но ключевым моментом для сервиса могли быть стать большие данные.

Если вы не платите за продукт, значит, продукт — это вы

Надувание многомиллионного пузыря Moviepass началось после приобретения стартапа компанией Helios and Matheson Analytics. Эта компания занимается технологическими решениями в области анализа больших данных, искусственного интеллекта, бизнес-аналитики, мониторинга социальных медиа и прочего.

Moviepass — не единственный её проект, но самый большой, самый известный, самый перспективный и проблемный. Если создавался стартап людьми из индустрии развлечений, то «полетел», когда за него взялись специалисты по большим данным.

Поведение кинозрителей — это лакомый кусок, например, для студий, которым интересно знать, как и когда люди ходят в кино. Инвестиции в наращивание клиентской базы в этом случае были понятны — контролируя всё большую долю рынка билетов, компания получала всё более ценные данные для анализа и продажи.

Это позволяло снижать цену подписки до минимума. Здесь напрашивается сравнение с бесплатным Facebook, который зарабатывает на продаже своей аудитории рекламодателями, но ещё и с Cambridge Analytica (ирония в том, что крупнейшим инвестором Moviepass был Крис Келли, бывший юрисконсульт и Chief Privacy Officer Facebook).

Какое-то время рынок верил в перспективную связку кино и больших данных, прошлой осенью на пике Helios and Matheson стоила больше $1 млрд. Но эйфория прошла, убытки росли, нужно было размещать новые акции, а Moviepass требовал всё больших вливаний.

Во вторник компания раскрыла информацию о своём печальном финансовом положении — низком остатке денежных средств, дефиците ликвидности, невозможности оценить потребность в дополнительном финансировании и неуверенности с привлечением последнего. Цена акций за пару дней упала в три раза, а стоимость компании рухнула до $50 млн. Единорог как-то не родился.

Большие данные потребовали слишком больших денег

Светлое будущее подписки

Какими бы ни были варианты дальнейшего развития событий непосредственно для Moviepass — от банкротства до продажи стратегическому инвестору, походы в кино не станут прежними. Подписка заставляет людей потреблять больше, и для рынка кинопоказа это может стать спасением.

Новый стартап Sinemia предлагает всё то, чего не хватает Moviepass. Можно покупать билеты не только для себя, но и для своей половинки, необязательно приходить в сам кинотеатр для покупки — покупайте дистанционно, можно смотреть IMAX и 4DX. И не нужно платить $9,95 — подписка на месяц может стоить от $4,99.

В чём подвох — это всего за один билет. Sinemia имеет турецкие корни, но хочет быть глобальной компанией, сейчас ищет финансирование для расширения не только в США, но и на развивающие рынки. Будут ещё проекты с новыми форматами и стоимостью подписки, но выигрывать от этого будут зрители.

В России можно ждать копирования Moviepass местными венчурными предпринимателями, введения своего сервиса подписки крупными сетями кинотеатров (особенно если у их владельца есть билетный оператор), прихода в этот бизнес операторов связи (напомню, что МТС недавно купил билетные сервисы), интернет-холдингов и финансового бизнеса (например, «Яндекс» и «Сбербанк»).

Ходите в кино!

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Макс Пономаренко

Гениальный стартап. Платить кинотеатрам вместо клиентов за деньги инвесторов. Моя твоя не понимать.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov

Откройте отчёт, раздел "расходы на управление", становится яснее :)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov
Автор

И в Moviepass и в Sinemia истории в большей степени про капитализацию и disruption. Но в первом случае неправильно оценили спрос, который рос быстрее ожиданий, и связанную с этим потребность в инвестициях. Во втором случае есть возможность сделать выводы и более адекватную модель.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Все же, у них видимо смещается интерес публики к премьерам _сериалов_, а кино стало такое пластиково-картонное, что его смотрят только подростки, причем один фильм настолько похож на другой, что бежать на премьеру смысла нет.
Есть еще кое-какие предпочтения белых/черных/латиносов - из-за которых пробный шар, Черную Пантеру - побежали смотреть "всем гетто", только потому что там, в кои-то веки - главные герои - черные.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov
Автор

Вопрос здесь (как обычно) в том, смогут ли они монетизировать клиентскую базу. Если все перечисленные в колонке каналы получения доходов сработают, то можно будет говорить о гениальности без иронии.
Ну и стартапы, несущие убытки и тратящие деньги инвесторов на субсидирование клиентов - это реально кого-то удивляет?!=)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Пономаренко

Здесь уже даже не тот анекдот когда 90 за 100 дают, здесь в 2.5 раза разница.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov
Автор

Есть сети, которые платят комиссию, есть те, кто делится доходами от продажи еды/напитков. Пока их немного и это мелкие сети кинотеатров.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Интересно?! Будете ходить в кино чаще

Нет. Кино для подростков и студентов.

впечатляющие 2 млн.

Кого именно, есть половозрастные данные? Как регистрации конвертируются в продажи билетов, не совсем ясно. Регистраций может быть и 50 млн, сделанных и забытых после пары купленных билетов на утренние сеансы - где зритель обнаружит что в кассе дешевле, чем через приложение. И вот еще раз дешевле. И ну нафиг.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z
Нет. Кино для подростков и студентов.

В России большинство зрителей возрастом 25-34 лет
http://www.fond-kino.ru/news/kto-ty-rossijskij-kinozritel/

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov
Автор

Данных непосредственно по Moviepass нет, но можно посмотреть по первой ссылке в колонке отчет MPAA, там хороший массив данных по кинозрителям (подсказка - это не только подростки и студенты).
Обратите внимание, что это платная подписка, а не просто регистрация в билетном сервисе.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

По сути, попытки "подтянуть" побольше пользователей в базы, и заставлять их расставлять рейтинги фильмам (и книгам) - это одни из первых проектов в Internet, интересных и скучных, самых разных.
У IMBD база пользователей огромная, но что они с ней делают? Я не знаю.
Насколько я понял из Вашей заметки, стартапы в этой сфере двигаются по схеме
1. Набрать X млн. пользователей, гарантированно посещающих кино не менее Y раз в месяц.
2. Продавать некие выборки по предпочтениям этих пользователей Голливуду, с тем чтобы например - представить альтернативу проводимым всеми маркетологами социологическим исследованиях и фокус-группам (за участие в которых в Штатах платят вполне внушительные суммы - в онлайне $10-15, в оффлайне - $50 и выше за 2 часа времени ответа на вопросы)
3. В-целом это продолжение тренда Cambridge Analytics - сейчас мы соберем целевую аудиторию в отдельную базу - и будем продавать доступ к этой базе.
 
Пока, не сработало. Возможно потому, что современные кинопремьеры плотно завязли в "мыле" - в сериальном подходе к выпуску и перевыпуску кинокомиксов - в которых в принципе уже путаешься - что это часть 2, часть 3, или приквел? Ориентировано это на всё более молодую аудиторию, вкусы которой самые разнообразные, и по принципу "надо все попробовать" - т.е. надеяться что два раза сходив в кино на то, и три раза на это, купив брендированную маечку с лого - этот же самый парень или девушка и последующие годы будет ходить на все продолжения и покупать коллекционные издания на DVD - сложно.
Наоборот.
Через год этот зритель пойдет на психологический триллер, через полгода купит и посмотрит 50 оттенков серого-2, над которыми все так смеялись, и все это время будет смотреть 2-3 сериала бесплатно (за просмотр рекламных роликов) - и все это вместе будет образовывать ту культурную среду, позволяющую о чем-то говорить в тусовке - а билет в кино постепенно будет уходить в прошлое - вплоть до рождения собственных детей, которых в 6 лет понадобится отвести на диснеевский мультик.
А может быть и нет, потому что к этому времени технологии домашних кинотеатров все же дойдут до права называть их таковыми.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Идея «абонемента в кино» довольно офигенная. Стартап доказал, что потребители чувствительны к цене.

Но все равно этот бизнес мне напоминает продажи доллара по 90 центов: обороты ого-го, но бизнес-модель чего то не прорисовывается.

Вот, думаю, абонемент на 6 походов в кино на 2 месяца по цене 4х билетов... Я б взял.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov
Автор

Для таких сервисов важно убедить кинотеатры в том, что они помогают повышать заполняемость, частоту посещения кинотеатров и продажи еды/напитков, то есть повышают доходы кинотеатров, кооторыми надо поделиться. Тогда бизнес уже более понятен.
Пока вырисовывается стандарт подписки на месяц с включенными 3 сеансами за цену 70-80% от обычного билета.

Ответить
Развернуть ветку
Alex M

Данную идею можно переработать в реально работающий сервис, только возникат другая проблема - техническая реализация

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда