Продуктовые санкции - упущенные возможности российского бизнеса
Принято считать, что санкции - это всегда плохо. Я уверен, что санкции могли бы принести пользу.
Посмотрите на Беларусь. Они настолько молниеносно перестроились под санкции, что стали “выращивать” маслины и манго (наверняка вы об этом слышали). Не говоря об экспорте продтоваров, который вырос больше чем на 40%, на пару сотен миллионов долларов.
В это время российские производители продуктов питания могли бы увеличить оборот производства, расширить линейку продуктов. Вариантов масса. Когда перекрывается огромный поток, ниша открывается, и если вовремя включиться, поднажать, можно забрать целую долю рынка (в случае крупных компаний, конечно). А за производителями всегда следуют дистрибьюторы. Организовывается целая цепочка, ведущая новый продукт от производителя к потребителю.
Многие привыкли мыслить негативно. И, действительно, продуктовые санкции - это потеря для потребителя, но потенциал для амбициозного предпринимателя.
Как вывод, вот что могли бы дать санкции российскому бизнесу, но не дали:
- Увеличение количества предприятий-производителей продуктов питания.
- Рост оборота производственных компаний. Как следствие, расширение и большая капитализация.
Увеличение числа компаний-импортеров из стран, не попадающих под санкции.
Увеличение количества компаний-дистрибьюторов отечественных продуктов.
Разработка новых и усовершенствование имеющихся технологий производства продуктов питания.
Как результат, российский рынок мог бы усилиться, а производители - расширить бизнес. Дистрибьюторы отечественных продуктов - поставлять товары без затрат на дополнительную логистику.
Почему этого не произошло? По крайней мере в масштабах страны, а не отдельных кейсов:
- Наша предпринимательская культура ориентирована на быстрый возврат инвестиций. Немногие готовы вкладывать в долгоиграющие проекты.
Мы настолько привыкли к кризисам, что стали профессионалами в выживании. При любых изменениях мы ориентируемся на сохранение текущего положения и усиление сильных сторон. Это способствует выживанию бизнеса, но не его развитию, потому что боимся рисковать.
Слабо развита практика реинвестирования в бизнес. Особенно в малом и среднем.
Основная мысль такая: любой кризис отрасли - это изменения, которыми можно управлять. А если можно управлять,значит, можно извлечь пользу и выгоду из любой ситуации на рынке.
Даже недавние санкции против конкретных бизнесменов открывают возможности. От повышения конкуренции на рынке до экспансии новых рынков.
Смотреть нужно на точки роста. Смотреть постоянно и реагировать сразу. Успехов.
Наша предпринимательская культура ориентирована на быстрый возврат инвестиций. Немногие готовы вкладывать в долгоиграющие проекты.
Это основная причина, готовы вкладывать только те, кто реально очень близок к власти, а у тех нет мотивации, потому что дорогу проложить на бумаге проще, дешевле, выгоднее, чем заниматься предпринимательством
И речь даже не в том, что "отберут", как принято думать, а в том, что законодательство у нас не ориентировано на сохранение гарантий для предпринимателей. Сегодня у тебя молочка 10% НДС, ты считаешь экономику, считаешь риски, завтра у тебя НДС поднимают до 18%, потому что так надо, причем от обсуждения до принятия проходит какой-нибудь месяц и ты уже начинаешь проигрывать.
Послезавтра принимают какие-нибудь дополнительные ограничения по упаковке и т.п. - и ты все это должен сам как-то преодолевать.
Ну и автор, наверное, не в курсе что такое продукты. Проблема не в том, чтобы вырастить яблоки, помидоры и т.п. А в том, что мы даже семена все закупали из Голландии, то есть по факту, конечно, можно перестроиться по каким-нибудь ананасам, но по основной продуктовой корзине - там действительно ограничили достаточно сильно
Александр, какая голая теория.
В смысле, на словах это хорошо.
Но где Беларусь, а где Россия.
Тарас, рядышком же, ну:)
Комментарий удален модератором