{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Я начал работать в девять лет, второй класс не закончил»: история владельца овощного павильона Рашада Алиева

С Рашадом я познакомился случайно: купил овощи и пошёл по своим делам. Когда я увидел человека, который бежит за мной через проспект Энгельса и машет руками, я и не знал, что думать. Оказалось, что я забыл пучок зелени, а он решил мне его вернуть. Посмеялись, разговорились: выяснилось, что он владелец этой фруктово-овощной лавки.

Я удивился.

— Вы так за всеми покупателями бегаете?

— Мы работаем на совесть, даже если надо побегать.

Недавно я вспомнил этот случай и подумал, что предприниматель — не только тот, кто руководит масштабными проектами. Порой предприниматель — тот, кто бежит за тобой с пучком кинзы.

Интервью получилось спонтанным: я встретил Рашада рядом с павильоном по пути домой. Коротко объяснил ему ситуацию, он улыбнулся и сказал: «Спрашивай».

Есть впечатление, что в этом деле люди не оказываются случайно. Как вас занесло?

Это семейное дело. В середине 1990-х годов нужно было кому-то продавать овощи и фрукты на Сытном рынке, у отца. Вот мой отец (Рашад показывает в сторону пожилого человека неподалёку). Я начал работать в девять лет, второй класс не закончил. Читать и считать я учился уже позже. Ну, ничего, вроде научился. Вот журнал: здесь все записи, доходы, расходы.

А сейчас вам сколько?

Тридцать три.

С тех пор много времени прошло. Как выглядит ваш рабочий день теперь?

С утра мои люди едут на базу. Уже в 5:30 присылают мне фотографии (достаёт телефон, открывает WhatsApp): вот это сегодня утром — черешня и клубника. Если товар хороший, покупают его и везут на продажу. Я в это время пью чай, потом играю с детьми и ближе к 8 утра еду на работу. Сейчас 10 вечера, я до сих пор здесь.

У вас вообще много точек по городу?

Точка только одна, и новые открывать я не планирую. Здесь всё просто: я в двух разных местах одновременно быть не могу. А без меня люди работают не так, как надо. Не потому, что они плохие работники, а потому что это просто сложно.

Я заметил, что здесь год от года работают одни и те же ребята. Это ваши знакомые или родственники?

Это всё родня. Вот этот мужчина, к примеру — муж моей сестры. Этот — двоюродный племянник. Здесь только так. Я пробовал нанимать людей со стороны, тех, кто приходил и хотел у меня работать. Но тут беда: посторонние люди часто наплевательски относятся к покупателям, грубят им. Хуже — пытаются обмануть, обсчитать, перехитрить. Это недопустимо.

Ваши продавцы не хитрят?

Мои знают: заберёшь чужой рубль, потеряешь сто. И наоборот, когда ты кому-то что-то отдаёшь, тебе возвращается намного больше — это такой закон справедливости. Если человек купил, к примеру, на 312 рублей, я беру с него 300. У меня только на скидки в день расходы 5000-7000 рублей, бывает и больше. Зато если я вежливо говорил с человеком, сделал скидку и продал ему хороший товар, он придёт снова.

Прямо программа лояльности.

Это даже не программа лояльности. Это доброе отношение к тем, кто кормит мою семью и семьи моих людей.

А своих людей вы как-то обучаете?

Ругаю их иногда (смеётся). Бывает, торопится продавец, положит огурцы в пакет и небрежно кинет покупателю на прилавок. Я ему говорю: «Возьми пакет обратно и аккуратно подай». Мне даже сами покупатели отвечают: «Да ладно, ничего страшного, это нормально». А я считаю, что ненормально: хочешь, чтобы тебе деньги на прилавок не бросали, хочешь, чтобы с тобой здоровались и приходили снова — относись к покупателю с уважением.

Вы сами со многими покупателями лично знакомы?

Знаком со многими. И многим помогаю. Не хватает у бабушки денег на картошку — отдаю так. Или недавно случай был — стоит женщина с ребёнком, явно небогатая. Говорит, у ребёнка зубы болят. В общем, вместе пошли в аптеку, купил им лекарства. Мне люди говорят, что я деньги теряю, а я думаю, что я больше приобрёл, чем потерял.

Это ведь какой-то личный момент, не ради бизнеса и прибыли?

Я всегда делаю только то, что хочется, поэтому для меня нет вещей только ради прибыли. Конечно, мы здесь зарабатываем деньги, но человеческое отношение никто не отменял.

Про деньги. Сколько вы сейчас платите за аренду?

Больше 200 тысяч рублей в месяц. Это много, но люди идут от метро мимо пяти овощных киосков и приходят ко мне. Оно того стоит, даже при таких затратах.

А какой в вашем деле процент рентабельности?

В «нашем деле», если говорить о всех продавцах, — это 50-100%. У меня — 30-40%. Почему такая большая разница? Потому что когда ты покупаешь килограмм черешни там (показывает куда-то вдаль), получаешь не килограмм, а 750-950 грамм: все подкручивают весы на 5-25%. А ещё у тебя в пакете будет какое-то количество гнилых ягод — это плохой товар, цена которому — ноль. Придёшь к этому продавцу ещё раз?

Приду возвращать ему то, что он мне продал.

Вот именно. А я по-другому делаю: не обвешиваю покупателей и продаю свежий товар. Нет такой бешеной прибыли с килограмма, зато ко мне возвращаются не ругаться, а покупать. Даже в 2010 году, когда едва удавалось отбить расходы — хватало на зарплату людям и чуть-чуть оставалось на жизнь — всё равно никого не обманывали.

Поэтому со временем покупателей стало больше: сперва у нас появился прилавок на 3 метра, потом 6 метров, сейчас ещё площадь помещения увеличили, плюс на улице часть товара. А ещё мы недавно положили здесь новый асфальт, всё за свой счёт.

Этой весной недалеко от Удельной дотла сгорел недавно открывшийся павильон. Возникает вопрос: конкуренция в стиле 1990-х годов никуда не делась?

Я не думаю, что их подожгли, если ты про это. Сейчас так уже никто не делает. Это раньше могли и поджечь, и милиция могла весь товар арестовать (забрать себе). Сейчас делают по-другому: если большие сети видят, что ты хорошо торгуешь и забираешь их выручку, могут просто выкупить землю, которую ты арендуешь. Им выгоднее заплатить, чтобы тебя там не было, а участок стоял пустой. Я сталкивался с этим пару лет назад, меня так хотели выгнать отсюда. Но я эту площадку отбил.

До этого ещё была ситуация: владельцы квартиры в доме напротив писали на нас жалобы постоянно, им не нравилось, что мы здесь торгуем. Меня даже в полицию возили несколько раз по всем этим доносам. Но мы ничего не нарушаем, всё по закону. Тем более, в полиции тоже знакомые есть.

А там знакомые откуда?

Одно время у нас часто промышляли воры. Воровали даже не у меня, а у покупателей: женщина товар выбирает, а они у неё кошелёк крадут. И так — постоянно. Я их сам гонял и разговаривать пытался, а они мне говорили: «Ты своим делом занят, а мы своим. Мы тебе не мешаем, и ты нам не мешай». Обращался в полицию, чтобы их всех разогнали, меня там посылали, мол, пусть потерпевшие заявления пишут. А для меня это плохо — ты ведь не будешь ходить туда, где у тебя воруют.

Я тогда купил дорогую бутылку виски, пришёл к их главному: внаглую, без записи и пожаловался — он пообещал разобраться. В итоге и воров разогнали, и главарей их поймали. Уже несколько лет на Енотаевской ни одного вора. А с главным из полиции с тех пор общаемся, он иногда приезжает у меня покупать.

Можно немного бестактный вопрос?

Давай.

Вы по национальности…

Азербайджанец. Мои люди — тоже.

Часто встречаетесь из-за этого с какой-то грубостью или с хамством со стороны славянской части населения?

Я всегда видел, что почти все петербуржцы ведут себя очень вежливо, поэтому я к ним очень тепло отношусь. Меня бесят люди, которые говорят: «Русские такие, русские плохие». Я их спрашиваю сразу: «Что ты тогда тут делаешь, почему в России деньги зарабатываешь?»

К нам тоже в основном хорошо относятся. Если грубят, то приезжие. Причём без разницы, откуда они приехали — из других регионов России или из Узбекистана, к примеру. Не знаю, почему так получается.

У меня здесь много русских друзей, один мой друг даже нашёл для меня курсы русского языка для иностранцев, чтобы я научился грамотно писать (смеётся). Я ему пообещал, что запишусь в октябре, когда здесь дел будет поменьше.

Вопрос напоследок: вы довольны тем, как сложилась ваша жизнь?

Да, думаю, я счастливый человек. Работаю тяжело, зато домой возвращаюсь гордо.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
271 комментарий
Написать комментарий...
Serge Arsentiev

Спасибо за отличный материал. Если так вспомнить и армяне и азербайджанцы - были первой массовой волной миграции в Питер (в начале 90-х). Многие уезжали подальше от войны, от нищеты, большинство уезжало просто _ни с чем_, кроме необходимости содержать свою семью (часто уезжали только мужчины).
Милиция постоянно тормозила "ЛКН" (лиц кавказской национальности, термин из 90-х), на предмет наличия регистрации - кто-то ежедневно откупался по нескольку раз в день, кто-то искал возможности легализации.
 
И они, на фоне слегка офигевших от перестройки экс-ленинградцев ("Он не пойдет в кооператив, ему еще 4 года осталось до стажа, при котором пенсия будет на 5 рублей больше" (с) реальная цитата жены токаря, которого звали на 10x зарплату в кооператив с завода) ... в массе своей сидящих на госпредприятиях, где потихоньку переставали платить ... и армяне и азербайджанцы поражали тогда бешеной энергией - готовностью жить по 5-6 человек в съемной комнате, идеальным внешним видом (одеколон, опрятный вид, запредельная аккуратность), и готовностью работать с 06 утра до 24 ночи, но можно и круглосуточно.
 
Были конечно и другие нюансы, в Невском районе СПб они особенно видны, ну и на улице Софийской на овощебазе тоже.
 
Но в-целом, ситуация, когда лоток с таким улыбчивым продавцом в 1993-м году через 3 месяца становится киоском, через 2 месяца в нем вместо хозяина работают 2 сменных продавца (и все время очередь), через месяц киоск поджигают "неустановленные лица", через 5 дней привозят и ставят новый киоск, на котором появляется наклейка "охранного агентства" ... а потом через годы хозяин уже отошедший от дел владелец того и этого, и уважаемый представитель диаспоры - поражало что тогда, что сейчас неимоверно.

"А что, и так можно в нашем сонном-вялом городе с 9 месяцами зимы работать, а не только курить куришку и бухать бухишку?"

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

можно, если правильная национальность. Хотя Вы там сами про нюансы написали.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

У меня друг пошел в 1994-м году на две недели пивом торговать, в киоск у метро. Во-первых с деньгами было очень тяжело, во-вторых по знакомству попросили его, потому что доверяли. Национальность не повлияла, вынудили обстоятельства - идти и работать на любой работе.
 
За эти две недели он заработал кажется 1.5 - 2 месячные зарплаты мерчендайзера ($200 x 1.5/2) в компании Uniland, куда устроился позже, после серии интервью, и куда все ходили в костюмах-галстуках.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Таки мы кажется не про наемных продавцов, а про мелких предпринимателей на овощном рынке? На больше я не претендую.

Даже согласен ограничится Москвой и сроком до начала 2000-х.

Вот после личного опыта торговли своей сельхоз продукцией, отношение к нашим "эффективным" братьям с Кавказа, несколько предвзятое.

А слюнявые восторги об их эффективности, особенно когда сравнивают с "пассивным" местным населением, расцениваю как предложение создать ОПГ с нацистским уклоном.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

О том, чего нет в интервью - и чему меня научил один знакомый - ты посмотри на любого наёмного продавца во фрукты-овощи, это человек который работает на хозяина, но одновременно каждую минуту думает о том, как заработать для себя - и хозяин это знает, и сменные продавцы знают, и это замкнутая система сдержек и противовесов, с жесткой ответственностью, подставами и разборками, в которой чего-то достигает тот кто много работает, но и глаза-уши держит открытыми, знакомства полезные заводит, и постоянно думает как их лучше использовать ...

1/ Путь от продавца до совладельца и далее владельца - был очень быстрый в 90-х. Фактически нужно было воровать хотя бы меньше других, не падать в запой на неделю (реальная проблема у многих предпринимателей), и быть очень осторожным в словах и действиях .. ну и конечно иметь сильную мотивацию (шило в попе), которая гнала бы вперед после достижения определенного уровня дохода.

"личного опыта торговли своей сельхоз продукцией"

2/ Да, рынки это особый мир, довольно жестокий. И я лично стараюсь от рынков держаться подальше, сознательно избегаю в качестве покупателя. Во-первых, потому что карманники и прочий криминал.
Во-вторых, потому что обстановка тревожная.

А слюнявые восторги об их эффективности
ОПГ с нацистским уклоном.

Ну анекдот про НР и охоту в заповеднике, Вы наверное помните. Можно по-разному относиться к тому, что сложилось - но если говорить о том, КАК складывалось - стоит упомянуть что фундамент - это способность работать по 16 часов на двух лепешках и стакане чая (позднее на дошираке).
Собственно, теперь когда видишь человека в строительном комбезе, берущего 8 огромных батонов, несколько банок тушенки, пачки макарон и блок сигарет - понимаешь, что где-то ждет бригада строителей/ремонтников, которая, возможно, зарабатывает на человека побольше чем ты, но тратит на еду и излишества нехорошие гораздо меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Товарищ. Вы сами сказали, что стараетесь держаться от рынков подальше.

И тут же начинаете рассказывать на чем основывается эффективность.

При этом путая наших кавказских братьев, с нашими средне-азиатскими братьями.

Не надо так делать.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Можно читать внимательнее - армяне и азербайджанцы были первой волной миграции в 90-х, но не последней.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Я могу ещё раз повторить. Я говорю, только про постсоветское время - начало 2000-х.

Как сейчас на рынках "таджики" с "кавказцами" месятся, я не в курске и это меня не очень интересует.

Ответить
Развернуть ветку
268 комментариев
Раскрывать всегда