«Я начал работать в девять лет, второй класс не закончил»: история владельца овощного павильона Рашада Алиева

С Рашадом я познакомился случайно: купил овощи и пошёл по своим делам. Когда я увидел человека, который бежит за мной через проспект Энгельса и машет руками, я и не знал, что думать. Оказалось, что я забыл пучок зелени, а он решил мне его вернуть. Посмеялись, разговорились: выяснилось, что он владелец этой фруктово-овощной лавки.

Я удивился.

— Вы так за всеми покупателями бегаете?

— Мы работаем на совесть, даже если надо побегать.

Недавно я вспомнил этот случай и подумал, что предприниматель — не только тот, кто руководит масштабными проектами. Порой предприниматель — тот, кто бежит за тобой с пучком кинзы.

Интервью получилось спонтанным: я встретил Рашада рядом с павильоном по пути домой. Коротко объяснил ему ситуацию, он улыбнулся и сказал: «Спрашивай».

Есть впечатление, что в этом деле люди не оказываются случайно. Как вас занесло?

Это семейное дело. В середине 1990-х годов нужно было кому-то продавать овощи и фрукты на Сытном рынке, у отца. Вот мой отец (Рашад показывает в сторону пожилого человека неподалёку). Я начал работать в девять лет, второй класс не закончил. Читать и считать я учился уже позже. Ну, ничего, вроде научился. Вот журнал: здесь все записи, доходы, расходы.

А сейчас вам сколько?

Тридцать три.

С тех пор много времени прошло. Как выглядит ваш рабочий день теперь?

С утра мои люди едут на базу. Уже в 5:30 присылают мне фотографии (достаёт телефон, открывает WhatsApp): вот это сегодня утром — черешня и клубника. Если товар хороший, покупают его и везут на продажу. Я в это время пью чай, потом играю с детьми и ближе к 8 утра еду на работу. Сейчас 10 вечера, я до сих пор здесь.

У вас вообще много точек по городу?

Точка только одна, и новые открывать я не планирую. Здесь всё просто: я в двух разных местах одновременно быть не могу. А без меня люди работают не так, как надо. Не потому, что они плохие работники, а потому что это просто сложно.

Я заметил, что здесь год от года работают одни и те же ребята. Это ваши знакомые или родственники?

Это всё родня. Вот этот мужчина, к примеру — муж моей сестры. Этот — двоюродный племянник. Здесь только так. Я пробовал нанимать людей со стороны, тех, кто приходил и хотел у меня работать. Но тут беда: посторонние люди часто наплевательски относятся к покупателям, грубят им. Хуже — пытаются обмануть, обсчитать, перехитрить. Это недопустимо.

Ваши продавцы не хитрят?

Мои знают: заберёшь чужой рубль, потеряешь сто. И наоборот, когда ты кому-то что-то отдаёшь, тебе возвращается намного больше — это такой закон справедливости. Если человек купил, к примеру, на 312 рублей, я беру с него 300. У меня только на скидки в день расходы 5000-7000 рублей, бывает и больше. Зато если я вежливо говорил с человеком, сделал скидку и продал ему хороший товар, он придёт снова.

Прямо программа лояльности.

Это даже не программа лояльности. Это доброе отношение к тем, кто кормит мою семью и семьи моих людей.

А своих людей вы как-то обучаете?

Ругаю их иногда (смеётся). Бывает, торопится продавец, положит огурцы в пакет и небрежно кинет покупателю на прилавок. Я ему говорю: «Возьми пакет обратно и аккуратно подай». Мне даже сами покупатели отвечают: «Да ладно, ничего страшного, это нормально». А я считаю, что ненормально: хочешь, чтобы тебе деньги на прилавок не бросали, хочешь, чтобы с тобой здоровались и приходили снова — относись к покупателю с уважением.

Вы сами со многими покупателями лично знакомы?

Знаком со многими. И многим помогаю. Не хватает у бабушки денег на картошку — отдаю так. Или недавно случай был — стоит женщина с ребёнком, явно небогатая. Говорит, у ребёнка зубы болят. В общем, вместе пошли в аптеку, купил им лекарства. Мне люди говорят, что я деньги теряю, а я думаю, что я больше приобрёл, чем потерял.

Это ведь какой-то личный момент, не ради бизнеса и прибыли?

Я всегда делаю только то, что хочется, поэтому для меня нет вещей только ради прибыли. Конечно, мы здесь зарабатываем деньги, но человеческое отношение никто не отменял.

Про деньги. Сколько вы сейчас платите за аренду?

Больше 200 тысяч рублей в месяц. Это много, но люди идут от метро мимо пяти овощных киосков и приходят ко мне. Оно того стоит, даже при таких затратах.

А какой в вашем деле процент рентабельности?

В «нашем деле», если говорить о всех продавцах, — это 50-100%. У меня — 30-40%. Почему такая большая разница? Потому что когда ты покупаешь килограмм черешни там (показывает куда-то вдаль), получаешь не килограмм, а 750-950 грамм: все подкручивают весы на 5-25%. А ещё у тебя в пакете будет какое-то количество гнилых ягод — это плохой товар, цена которому — ноль. Придёшь к этому продавцу ещё раз?

Приду возвращать ему то, что он мне продал.

Вот именно. А я по-другому делаю: не обвешиваю покупателей и продаю свежий товар. Нет такой бешеной прибыли с килограмма, зато ко мне возвращаются не ругаться, а покупать. Даже в 2010 году, когда едва удавалось отбить расходы — хватало на зарплату людям и чуть-чуть оставалось на жизнь — всё равно никого не обманывали.

Поэтому со временем покупателей стало больше: сперва у нас появился прилавок на 3 метра, потом 6 метров, сейчас ещё площадь помещения увеличили, плюс на улице часть товара. А ещё мы недавно положили здесь новый асфальт, всё за свой счёт.

Этой весной недалеко от Удельной дотла сгорел недавно открывшийся павильон. Возникает вопрос: конкуренция в стиле 1990-х годов никуда не делась?

Я не думаю, что их подожгли, если ты про это. Сейчас так уже никто не делает. Это раньше могли и поджечь, и милиция могла весь товар арестовать (забрать себе). Сейчас делают по-другому: если большие сети видят, что ты хорошо торгуешь и забираешь их выручку, могут просто выкупить землю, которую ты арендуешь. Им выгоднее заплатить, чтобы тебя там не было, а участок стоял пустой. Я сталкивался с этим пару лет назад, меня так хотели выгнать отсюда. Но я эту площадку отбил.

До этого ещё была ситуация: владельцы квартиры в доме напротив писали на нас жалобы постоянно, им не нравилось, что мы здесь торгуем. Меня даже в полицию возили несколько раз по всем этим доносам. Но мы ничего не нарушаем, всё по закону. Тем более, в полиции тоже знакомые есть.

А там знакомые откуда?

Одно время у нас часто промышляли воры. Воровали даже не у меня, а у покупателей: женщина товар выбирает, а они у неё кошелёк крадут. И так — постоянно. Я их сам гонял и разговаривать пытался, а они мне говорили: «Ты своим делом занят, а мы своим. Мы тебе не мешаем, и ты нам не мешай». Обращался в полицию, чтобы их всех разогнали, меня там посылали, мол, пусть потерпевшие заявления пишут. А для меня это плохо — ты ведь не будешь ходить туда, где у тебя воруют.

Я тогда купил дорогую бутылку виски, пришёл к их главному: внаглую, без записи и пожаловался — он пообещал разобраться. В итоге и воров разогнали, и главарей их поймали. Уже несколько лет на Енотаевской ни одного вора. А с главным из полиции с тех пор общаемся, он иногда приезжает у меня покупать.

Можно немного бестактный вопрос?

Давай.

Вы по национальности…

Азербайджанец. Мои люди — тоже.

Часто встречаетесь из-за этого с какой-то грубостью или с хамством со стороны славянской части населения?

Я всегда видел, что почти все петербуржцы ведут себя очень вежливо, поэтому я к ним очень тепло отношусь. Меня бесят люди, которые говорят: «Русские такие, русские плохие». Я их спрашиваю сразу: «Что ты тогда тут делаешь, почему в России деньги зарабатываешь?»

К нам тоже в основном хорошо относятся. Если грубят, то приезжие. Причём без разницы, откуда они приехали — из других регионов России или из Узбекистана, к примеру. Не знаю, почему так получается.

У меня здесь много русских друзей, один мой друг даже нашёл для меня курсы русского языка для иностранцев, чтобы я научился грамотно писать (смеётся). Я ему пообещал, что запишусь в октябре, когда здесь дел будет поменьше.

Вопрос напоследок: вы довольны тем, как сложилась ваша жизнь?

Да, думаю, я счастливый человек. Работаю тяжело, зато домой возвращаюсь гордо.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
271 комментарий
Написать комментарий...
Влад Алексеев

Красиво рассказывает, а на самом деле за этими восточными розовыми кружевами коррупция, взяточничество, админресурс и клановость с национализмом.
Желающие в этом убедится попробуйте сами куда нибудь встать поторговать или пойти поинтересоваться почему фермеры из подмосковья и др. российских областей не могут встать торговать.
Заодно поинтересуйтесь почему в крупные города не могут заехать фуры с российскими овощами и почему у русских желающих продать товар, всё гниет на подступах к оккупированным рынкам.
Приехавшие с "южных стран" как рыба в воде чувствуют себя в этих первобытно-общинных-феодальных условиях игры (которые в их странах процветают пышным цветом) и с лёгкостью встраиваются в эту систему.
upd В качестве домашнего задания, расширения общей картины и общей тенденции явления, сходите в больницы поликлиники и почитайте фио врачей в коих вам предстоит лечится ближе к пенсии (бесплатный бонус: изучите географию южных стран бывшего сср). Поинтересуйтесь сколько стоит диплом врача в этих странах и сравните их с ценами Российских дипломов.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Grekov

" в крупные города не могут заехать фуры с российскими овощами"
Вы где это видели? По моему опыту - это просто откровенная ложь.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Алексеев

мы это видели в независимых сми в новостях и читали на фермерских форумах.
сми захваченные путенской гэбнёй об этом не расскажут.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Grekov

Круто. Я лично занимался продажей овощной продукции в сети Москвы и Санкт-Петербурга, товар шел со всей России. Врут, видимо, ваши сми и фермерские форумы.

Ответить
Развернуть ветку
268 комментариев
Раскрывать всегда