Битва гигантов: как Alibaba и Tencent сражаются за китайского пользователя

Автор Telegram-канала «За стеной» — о борьбе интернет-конгломератов в ecommerce-сфере.

Оплата через мобильную платёжную систему в сети быстрого питания

Пока все говорят о «тарифной войне» двух первых экономик мира, в самом Китае разворачивается нешуточная борьба двух главных интернет-гигантов. Alibaba и Tencent — самые крупные компании в онлайн-пространстве Застенья — сейчас совместно контролируют отрасли ecommerce и social media, а также имеют солидные доли во многих других пирогах: от мобильных игр и развлечений до транспортных и финансовых услуг.

Ежегодно Alibaba и Tencent пожирают десятки стартапов и уничтожают несчитанное число конкурентов, однако со временем им всё теснее друг с другом.

Разобраться во всех хитросплетениях борьбы двух конгломератов за рыночные доли — это всё равно, что писать «Войну и Мир», однако к пониманию ситуации на китайском рынке есть ключ, основная точка столкновения компаний — мобильные платёжные системы, постепенно избавляющие Китай от бумажных денег и банковских карт. Это схватка Давида и Голиафа, после которого филистимляне пустятся в бегство.

Рынок оплаты через мобильные устройства в Китае — классический пример дуополии. На смартфоне практически любого платёжеспособного жителя Поднебесной установлено два приложения — WeChat (продукт Tencent) и Alipay (продукт Alibaba). Оба имеют функции интернет-кошелька.

Подобрать определения этим мобильным продуктам было бы нелегко. Каждое из них — экосистема различных онлайн-сервисов. WeChat — это в первую очередь мессенджер и социальная сеть, Alipay — платёжная система с набором финансовых услуг (инвестиции и кредиты).

Рост объёма мобильных платежей и рыночные доли WeChat Pay и Alipay

Немного про Alipay

Alipay, зародившийся как платформа для оплаты покупок специально для сайта taobao.com, в своё время перевернул индустрию онлайн-шопинга в Китае. Помните тёмные времена, когда мы трясущимися руками вбивали в окно незнакомого сайта номер кредитки? Alipay избавил китайского потребителя от подобных беспокойств ещё на заре ecommerce.

Система стала нейтральным «депозитарием», в который поступали средства покупателя, а после доставки продукта по адресу деньги капали на счёт продавца. Как результат — индустрия ecommerce в Поднебесной выросла с нуля в 2006 году до $1 трлн в 2016 году.

Откройте Alipay и увидите «смартфон в смартфоне» — набор встроенных приложений, практически исключающий необходимость закачивать что-либо ещё. Помимо функций оплаты онлайн-покупок в Alipay можно открыть процентный вклад, приобрести акции, оплатить любые коммунальные платежи или штрафы, арендовать автомобиль, пожертвовать деньги на посадку дерева в пустыне Гоби и записаться к врачу. Легче сказать, что в Alipay сделать нельзя.

Интерфейс Alipay

Немного про WeChat

WeChat — мессенджер с аудиторией в почти миллиард постоянных пользователей, разработанный Tencent в 2011 году. Он стал альтернативой уже имеющейся в арсенале компании социальной сети QQ. Приложение QQ, несмотря на каннибализм со стороны WeChat, остаётся популярным среди молодого китайского интернет-пользователя и сегодня.

WeChat со временем стал не только мессенджером, но и социальной сетью с лентой новостей. После этого в приложении подключились внутренние функции от партнёров — вызов такси Didi, аренда велосипедов Mobike, оплата коммунальных услуг, поиск и оплата авиабилетов. Так же, как у Alipay, сфера функций выходит за пределы ожидаемого (достаточно сказать, что в WeChat есть шагомер и «шазам»). За последние несколько лет набрал популярность и сервис WeChat Pay, по которому можно оплатить покупку в онлайне или по QR-коду в офлайне.

В 2017 году мессенджеру, очевидно, надоело конкурировать с другими приложениями — у китайского пользователя появилась возможность зарегистрировать и разработать мини-приложение на платформе WeChat.

За год эта функция превратилась в сеть приложений. К началу 2018 года среди 580 тысяч мини-программ WeChat можно было обнаружить онлайн-магазины, карты лояльности, новостные платформы и даже мини-приложения для разработки мини-приложений. Все они — дубликаты обычных продуктов из AppStore, только программы WeChat нет необходимости скачивать.

В одном из последних обновлений разработчики WeChat вынесли меню с мини-приложениями на самый верх над диалоговым окном, окончательно открестившись от наименования «мессенджер». Последняя страница отчёта в блоге компании от сентября 2017 года отличным образом подытоживает стратегию и амбиции Tencent: “ WeChat Lifestyle”. Иными словами, WeChat — это не мессенджер, WeChat — это образ жизни.

Интерфейс WeChat и раздел WeChat Pay

Борьба за доминирование

Несмотря на то, что приложения практически копируют функции друг друга, на экранах смартфонов большей части пользователей Застенья зелёная иконка WeChat соседствует с синим иероглифом "支" zhi (платить) от Alipay.

Почему рациональный пользователь забивает память смартфона сразу двумя идентичными приложениями? Для начала стоит признать — пользователь не всегда рационален. У многих из нас экран смартфона загружен бесполезными иконками, а с банковской карты ежемесячно сливаются деньги на подписку, которой мы не успеваем воспользоваться. Во-вторых, WeChat гораздо толковее справляется с коммуникацией, в то время как AliPay даёт проход в мир покупок на самых популярных сайтах (Taobao, T-mall) и спектр финансовых услуг.

Самый лакомый кусок пирога как для WeChat, так и для Alipay — это оплата покупок в онлайне на сайтах или в офлайне в обычных магазинах. WeChat, имея 15% в jd.com, втором по величине китайском онлайн-ритейлере, навязал компании собственную исключительность — оплатить заказ в jd.com можно или картой (таких безумцев немного), либо через WeChat Pay. На первом ecommerce-сайте Китая taobao.com (продукт Alibaba) без наличия Alipay даже не зарегистрируешься.

В 2017-2018 годах дуополия WeChat и Alipay, сожрав всё съедобное в онлайн-пространстве Китая, вышла на охоту в супермаркеты традиционной модели. Здесь Tencent оказался пронырливее, заключив партнёрское соглашение с сетью гипермаркетов Carrefour и склонив на свою сторону Walmart, который 15 марта этого года отказался предлагать посетителям сети в западной части Китая оплату через Alipay.

Walmart по-китайски

Ant Financial, дочерняя компании Alibaba, курирующая Alipay, отчаиваться не стала и взялась обрабатывать сектор малого бизнеса. В начале мая Ant Financial объявил о запуске платформы финансовой поддержки компаний типа "码商" ma-shang (собирательное имя-существительное для магазинов, забегаловок и ларьков, которые используют QR-код для приёма оплаты мобильных платежей).

Через платформу кредитования Alipay обещает поддержку малому бизнесу в размере 1 трлн юаней ($157 млрд). Не исключено, что в рамках традиционного для Китая «обмена одолжениями» Alipay «предложит» своим партнёрам использовать исключительно Alipay.

Однако как Wechat, так и Alipay ещё придётся побороться за доминирование — большинство сетевых ресторанов и ритейлеров сегодня принимают оба способа оплаты — им не так важно, как говорил Дэн Сяопин, «кошка чёрная или белая — лишь бы она ловила мышей». Иначе говоря, без разницы, как платит клиент, пока деньги капают на счёт заведения.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Cinema

Спасибо, крутой материал. Ценная информация между строк.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Стерх

Я пока не встречал, где бы принимали.
Сам пользуюсь WeChat для некоторых китайских сервисов.
А в Азиатских странах можно вообще пополнить кошелек вичата и 99.9% покупок там делать через него, начиная от супермаркета заканчивая уличным торговцем (бывает QR код нарисован на какой-нибудь картонке рядом с прилавком).
В Китае карты почти не используют, мой коллега по работе (сам из Китая, но долго живет в Малайзии) рассказывал что когда бывает в Китае у друзей и родственников и пытается расплатиться картой - все думают что он приезжий.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Станиславский

Надо походить по местам торговли для китайских туристов - думаю там уже все должно быть. Хотя непонятно, насколько это законно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Arhipov

Вичат работает только с китайскими картами.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Станиславский

Пока да. Но они уже в начале года организовывали пилотный проект по подключению иных карт. Я даже привязал Визу. Потом правда вырубили. Думаю сделают достаточно скоро. В конце концов это всем выгодно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Mamasydykov

Очень полезная статья. Все же жаль, что автор не пояснил в статье. WeChat - это средство не только платежа, но и в основном Общения. Alipay же - только для платежей, там есть чат. Но ни один китаец или иностранец не использует для общения Alipay - в этом-то и есть разница.
По поводу оплаты: везде в ресторанах и супермаркетах принимают оба способа оплаты. Только если вы хотите, что-то заказать на Таобао - тогда придется платить Alipay.
Победит ли какой-то способ оплаты - нет. Для этого компании Тенсент(WeChat) надо создать аналог Таобао. Что является нереальным.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
AshotMassive

Искусственная конкуренция как двигатель прогресса. Вспоминаем СССР.

Ответить
Развернуть ветку
DevilMayCry

Я бы не сказал, что она искусственная. Любой другой проект уже даже не заедет в Китай, и не сможет составить им конкуренцию.

Ответить
Развернуть ветку
AshotMassive

В мире полугоскапитализма как в Китае, государство может (и делает) создавать искусственную ситуацию противоборства 2-х больших компаний извлекая из конкуренции пользу. Именно так делал во многих сферах СССР, но тогда был не капитализм, а плановая экономика и план, как мы знаем, не сработал.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда