{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Городские платежи: записки продакта в стартапе (часть I)

Последние 2 года я занимаюсь продуктом Citycard. Это такой сервис, где можно оплачивать разнообразные квитанции онлайн: ЖКХ, детский сад, штрафы там или налоги. Все это мы называем городскими платежами. Я хочу рассказать о том пути, который мы прошли за последние два года: возможно, этот опыт будет кому-нибудь полезен. Ну и критика тоже приветствуется: буду рад понять, в каком месте я делал что-то не так.

Это будет не очень подробный рассказ: за кадром останется много мелочей, которые я посчитал недостаточно любопытными, чтобы о них писать.

Начало

Задача продукта состояла в том, чтобы пользователь один раз в месяц заходил на сайт на пару минут, оплачивал все свои квитанции и штрафы, и забывал о нем на следующие 4 недели.

С конкурентами Citycard не очень повезло: прямые конкуренты в виде платежных онлайн-сервисов, косвенные в лице банковских приложений, для которых такие платежи - лишь небольшая часть сервиса. Но рынок представлялся довольно большим, а очереди в отделениях Почты России наводили на мысль, что есть еще аудитория, до которой конкуренты не дотянулись. Да и нет предела совершенству.

Команда разработки небольшая: 3 разработчика (сейчас это Артем, Андрей и Кирилл), тестировщик (Юра), дизайнер (сейчас это Катя). Я отвечаю за управление продуктом\проектом и интернет-маркетинг. Еще нам помогает другая Катя - она отвечает пользователям и заботится о них.

Когда я пришел в команду продукта, он уже был в продакшене. Слегка прихрамывал, но неплохо работал для небольшой аудитории, приглашенной со смежных проектов компании.

Предстоящую работу я грубо поделил на такие этапы:

  • критичные вещи, мешающие нормальной работе;

  • сценарии для новых пользователей;

  • возвращение пользователей и средний чек;

  • привлечение пользователей;

  • все остальное, чего я пока не понимаю.

И первой “критичной вещью”, с которой мы начали изменения, стала служба поддержки.

Нормальная служба поддержки

Для меня служба поддержки всегда была и остается священной коровой. Эти ребята не только закрывают собой косяки, допущенные в разработке, но и предоставляют бесценную информацию о том, с какими проблемами сталкиваются пользователи.

Мы решительно переехали с отсталого OTRS (с точки зрения UX) на zendesk, настроили интеграцию с ним, подключили онлайн-чат и нашли нашу бессменную сотрудницу Катю.

За месяц-полтора мы помогли ей разобраться в сервисе - и теперь она важный член команды, который активно участвует в формировании бэклога. Мы придерживаемся принципов человечной службы поддержки, об этом я писал отдельную статью.

В первые пару месяцев количество тикетов значительно увеличилось, но это было очень полезно. Мы исправили кучу багов, о которых вообще были не в курсе - раньше пользователи просто не понимали, куда о них писать.

Динамический каталог поставщиков

Нашим следующим шагом стало улучшение механизма работы с поставщиками. Поставщик - это довольно хитрая сущность. В нашей парадигме эта та компания, которая принимает деньги за услуги от пользователя. Это может быть как УК или какой-нибудь водоканал, так и посредник, например расчетный центр. Вообще, рынок коммунальных платежей устроен довольно сложно: там есть множество посредников и посредников-посредников.

На тот момент в сервисе можно было оплатить квитанции только тех поставщиков, с которыми у нашего “старшего брата” Монета.ру был договор (прямой и через посредников). Это нас сильно ограничивало: добавление нового поставщика требовало запроса, ожидания релиза и всяких прочих нюансов. Мы себе этого позволить не могли, поэтому реализовали добавление поставщиков на своей стороне без заключения договора. Для этого нам было достаточно фотографии квитанции от пользователя.

В дальнейшем мы доработали эту систему: теперь пользователю не обязательно ждать добавления поставщика на нашей стороне - он вводит банковские реквизиты самостоятельно и проводит платеж. Платеж уходит сразу, а мы через какое-то время проверим этого поставщика и добавим к нам в каталог. Потом его можно будет оплачивать уже без ввода платежных реквизитов.

Если поставщика нет у нас в каталоге, то степпер выглядит как-то так

Таким образом мы добавили уже несколько тысяч поставщиков, и ежедневно добавляем по 5-10.

Сценарии для новых пользователей

Закрыв самые животрепещущие проблемы, мы приступили к анализу сценариев привлечения пользователей. Было понятно, что сделано все не очень удачно, но насколько все плохо, было не ясно. Нашей основной задачей на этом этапе стало повышение конверсии в первый платеж - это событие мы считаем ключевым для нашего "user journey". Но сначала нужно было научиться все это считать.

Продуктовая аналитика

Мы написали небольшую внутреннюю систему аналитики: она показывала основные вещи, связанные с регистрациями, платежами, средним чеком, возвратами и всяким таким. Кстати, мы дорабатываем ее до сих пор: сейчас она умеет считать когорты по месяцам, поставщикам и категориям платежей и является нашим основным (вместе с Google Analytics) инструментом анализа.

Результаты анализа на тот момент были неутешительными: даже на сверх-лояльной аудитории смежных проектов, мы показывали низкие показатели конверсии в регистрацию, а платеж после регистрации делало менее 50% зарегистрированных пользователей. И мы начали это постепенно менять.

Посадочные страницы и регистрация

На тот момент, единственной точкой входа для пользователя была главная страница. Чтобы оплачивать квитанции, надо было найти своего поставщика и попытаться оплатить - в этот момент система запрашивала регистрацию. Мы решили, что это не правильно.

Для каждой категории платежа и для каждого поставщика мы сделали отдельные посадочные страницы. Их удобно рекламировать, и они хорошо индексируются поисковыми системами. Сейчас посадочные страницы они выглядят как-то так:

UX этих страниц впоследствии унаследовала кнопка “Новый платеж” для авторизованных пользователей.

Процесс регистрации мы тоже переработали: чтобы заплатить, регистрироваться больше не нужно. После платежа сервис запоминает пользователя, его платеж и поставщика и дает доступ в “личный кабинет”. Однако, там доступны не все функции и висит назойливое напоминание о необходимости “завершить регистрацию”.

Нормальная платежная форма

Следующим шагом нашего user-flow стала платежная форма. Если кратко: она нас не устраивала. Мы сделали ее лучше: адаптивной, понятной, стилизованной под гайды сервиса. Ну и конверсия заодно подросла ;).

Авторизация (зло)

Последним этапом стала авторизация. Это действие само по себе пользы не приносит, но портит конверсию - люди склонны забывать пароли. Нашей задачей стало снижение количества ручных авторизаций.

Мы переработали форму авторизации: она начала запоминать пользователя по умолчанию. Время жизни авторизации мы тоже заметно увеличили. Чекбокс “Запомнить меня” превратился в “Чужой компьютер”.

Дополнительно мы реализовали поддержку Google Smart Lock: пользователю предлагается сохранить пароль при первой авторизации, а при следующем заходе на сайт - предлагается авторизоваться автоматически.

В следующей серии...

В следующей части я постараюсь рассказать о том, как мы работали над возвратом пользователей, средним чеком, о повороте в сторону b2b и дальнейших планах. О том, почему у нас все еще нет мобильных приложений. О том, что получалось, а что - не очень.

Буду рад любым комментариям, а особенно - критике.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Тарас Островский

Дизайн вот говно. Не читается, не контрастно.

Огромный пламенный респект за уважение саппорта. Честно. Очень ценное качество.

Сервис странный, но я не плачу за вот это всё (арендодатели занимаются сами), поэтому моё мнение ничего почти и не значит))

Ну и текст написан хорошо, давай есчо.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov
Автор

Хотим переделать, даже сдизайнили уже концепты. Но пока не успели: хотим заодно на React переехать и все такое. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Островский

Если моя бабушка сможет разобраться, значит вы сделали достойный продукт. :)
Возьмите на заметку — пожилым людям очень сложно бывает ходить, а стоять в очередях тем более. И многие "компьютеризированы". Даже в глубинке.

Добавьте ещё фичу с увеличением шрифтов для слабовидящих. Очень помогло бы) и сразу миссия становится такой благородной :))

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov
Автор

Учтем. Протестируем это дело. Надеюсь, ваша бабушка справится ;). Теперь болею за нее.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Volkov

Расскажите, как квартиру разыгрывали)

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov
Автор

Был у нас такой сомнительный маркетинговый эксперимент. Не хочу о нем вспоминать ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Volkov

Ну так тем интереснее, посты об ошибках гораздо больше аудитории собирают)

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov
Автор

Польза для читателя сомнительная. Истина "честные розыгрыши квартиры - не окупаются" довольно очевидна.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Гридчин

Сделайте кэшбек для пожилых людей.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov
Автор

Константин, у нас есть специальные условия для пенсионеров и инвалидов - на сайте внизу есть специальный раздел. Хоть это и не кэшбек, конечно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда