{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Кейс HeadHunter: как оптимизировать подбор розничного персонала для IКЕА

История о том, как мы стали причастны к изменению рекрутингового процесса в российских представительствах IКЕА, началась довольно интересно.

Автоматизация подбора персонала для лидера в области обустройства дома

Мы услышали на одной из радиостанций о том, что компания запускает во всех своих магазинах job-киоски — это компьютеры, к которым каждый посетитель может подойти и заполнить анкету, чтобы откликнуться на одну из открытых вакансий.

Как только мы узнали об этом проекте, то сразу же решили связаться с представителями компании и обсудить, как коллеги преуспели в этом. Пока мы смогли встретиться, уже прошло какое-то время после установки киосков и выяснилось, что в их работе можно кое-что улучшить.

Так мы предложили компании внедрить чат-бота — помощника HR-специалистов, который оптимизировал и автоматизировал процесс приема и первичной обработки откликов кандидатов из магазинов. Эта идея давно зрела в наших головах, но мы искали подходящего клиента для её реализации. И нашли!

От бумаги к диджиталу

Итак, когда мы подключались к проекту, он существовал уже несколько месяцев, но не отвечал запросам бизнеса и не в полной мере выполнял поставленные перед ним задачи. До установки job-киосков в IКЕА долгое время существовала традиционная схема работы с потенциальными кандидатами в магазинах: каждый желающий мог заполнить бумажную анкету и оставить её в ящике.

Благодаря такому «бумажному методу» в месяц IКЕА получала порядка 400 анкет, и что самое главное — это почти ничего не стоило компании. Однако с ним были сложности.

Анкеты терялись, где-то был «медицинский» почерк, который сложно разобрать. Никакие системы централизации сбора данных мы не использовали, и если один магазин хотел порекомендовать кандидата в другой, возможности сделать это очень быстро автоматически не было.

Анастасия Добровольская, руководитель направления развития бренда работодателя и подбора персонала в компании IКЕА

В итоге конверсия выхода на работу таких соискателей была довольно низкой, и это было неэффективно. Все понимали, что нужно сократить время пути анкеты от соискателя к HR-специалисту и оптимизировать процесс, поэтому было принято решение установить job-киоски.

В первые месяцы их использования поток входящих анкет сократился в несколько раз. Причиной тому был сложно составленный опросник: кандидат должен был обязательно создать аккаунт, авторизоваться и заполнить форму из пяти листов с большим количеством шагов.

Чат-боты как новая ступень к диджитализации

Идея job-киосков нам нравилась, однако нужно было найти способ, как их сделать более простыми в использовании для кандидатов, но при этом минимизировать затраты на переделку уже имеющегося оборудования.

Помимо этого, нужно было предусмотреть возможность быстрой корректировки анкеты в процессе использования, легко убирая и добавляя дополнительные шаги, а также организовать автоматический структурированный сбор откликов в базу для централизованной работы сервисного центра.

Начало общения с чат-ботом

Решением всех поставленных задач стали чат-боты, которых мы интегрировали в уже установленные в магазинах job-киоски. Была придумана специальная версия анкеты в формате чата, чтобы старт заполнения был легкий, а процесс — более интерактивный.

За основу оформления интерфейса был взят уже имеющийся у IКЕА дизайн, который мы за несколько дней адаптировали под бота. Также мы интегрировали его с API hh.ru, чтобы бот видел все вакансии IКЕА, которые размещаются на сайте.

Благодаря этому бот может сразу посмотреть, какие специалисты сейчас требуются, и показать кандидатам только те, куда набор сейчас открыт. Таким образом идет не просто процесс сбора откликов из магазина, а уже подбор кандидатов на актуальные вакансии. Причем не только в городе заполнения анкеты, но и в любом другом, где есть IКЕА в России. Для компании это было одним из важных пунктов, чтобы бот был всегда в курсе незакрытых позиций по всей стране.

Путь общения с кандидатом максимально прост: фамилия, имя, мобильный телефон, выбор подходящей локации магазина и интересующей должности из предложенного списка вакансий. Почему была выбрана такая простая механика? Для IКЕА на этом этапе было необходимо понять, что человек хочет у них работать, и собрать базовые данные.

Знакомство с чат-ботом

Дальше рекрутер после отображения анкеты в специальной системе Talantix связывается с кандидатом, задает уточняющие вопросы и приглашает на собеседование. В итоге требуется лишь несколько минут от того момента, как кандидат у терминала что-то заполнил, до получения отклика HR-специалистами.

Если кандидат «зависает» в процессе общения с ботом, то на экране появляются две фразы: «Мы можем продолжить» или «Мы можем начать новый разговор». Если пройдет чуть больше времени, то бот автоматически переходит в режим нового диалога.

Заглушка для чат-бота

Как мы уже говорили, вся информация по откликам собирается в единой системе и автоматически распределяются в базе по критериям. Обычно мы можем настроить ранжирование на основе общего рейтинга кандидата, когда бот оценивает его с точки зрения соответствия основным критериям отбора на позицию.

Это помогает рекрутеру определять, кто больше всего подходит и с кем общаться в первую очередь. Однако в проекте с IКЕА ранжирование происходит не по количеству набранных баллов, а по основным критериям — локация и должность. Если вопросов со временем станет больше, и анкета будет дополняться в ходе проекта, то система может оперативно перенастраиваться, учитывая в ранжировании новые данные.

Защита чат-бота от… ботов

Всегда есть риск, что job-киоск может заинтересовать не только тех, кто ищет работу, но и, например, детей. Первое, о чем мы подумали — классическая captcha, где нужно подтвердить, что ты не робот (и не ребенок). Однако это усложняет процесс взаимодействия с ботом, и на первом этапе внедрения технологии мы решили его пока не использовать.

Все неподходящие контакты отсеиваются системой скоринга. Также мы решили понаблюдать, какова будет доля откликов от детей и других играющихся, и только тогда привинчивать защитные механизмы. Спустя два месяца работы чат-бота в киосках риск незначителен, поэтому пока мы не усложняем процесс входа для пользователей.

Совсем скоро мы добавим еще одно преимущество чат-боту. Оно будет состоять в следующем: большая часть кандидатов, заполняющих отклики в киосках, и так имеется в базе данных HeadHunter. По номеру телефона мы научились определять, есть ли этот кандидат в базе.

Если такой откликающийся уже есть среди соискателей hh.ru, мы будем передавать ссылку на резюме рекрутеру IКЕА, и ему уже не нужно будет задавать кандидату лишние вопросы.

Внедряя новые технологии, мы в первую очередь хотели улучшить и сделать более удобной не только работу рекрутеров, но и опыт соискателей, чтобы от них требовалось минимум действий для отклика в компанию, и чтобы процесс их отбора был максимально быстрым и эффективным.

Хочется отметить что такой метод сбора откликов кандидатов легко применим для работы с типовыми массовыми вакансиями. Это не только довольно легко осуществляется технически, но и полностью легально, ведь каждый из соискателей сначала дает свое согласие на обработку персональных данных при отклике таким способом.

Ещё одно преимущество чат-ботов — легкая встраиваемость: бота можно встраивать в web-интерфейс, как мы это сделали для киосков, а также ссылку на него можно использовать при привлечении кандидатов из социальных сетей и других интернет источников.

Результаты проекта

Если говорить о результатах, то за первый неполный месяц работы job-киосков чат-боту удалось достичь показателя в 250 откликов. Мы предполагаем, что в дальнейшем цифра будет лишь расти. Она ниже, чем та, что была в IКЕА на этапе бумажных анкет, но выше, чем с предыдущей версией киосков.

Если мы выйдем на входящий поток 300 откликов в месяц — для начального этапа неплохой результат. Это будет означать, что киоск работает не хуже, чем его предыдущая версия. Однако для нас теперь еще ценнее, если изменится конверсия с этого канала. В 2017 году до перевода в digital было так: из 15 388 откликов брали на работу 284 человека, конверсия 1,8%. Мы бы хотели довести конверсию до уровня 10%.

Анастасия Добровольская, руководитель направления развития бренда работодателя и подбора персонала в компании IКЕА

Планы на будущее

Мы уже внедрили job-киоски с чат-ботом во все магазины IКЕА. И что для нас также немаловажно: проект оценили в штаб-квартире IКЕА в Швеции, этот опыт показался им интересным для внедрения в других странах присутствия IКЕА.

Стратегически мы хотим, чтобы люди не были ограничены только job-киоском. Иногда нужно время, чтобы подумать, или просто хочется откликаться за чашечкой кофе в ресторане, или просто в очереди к job-киоску – вот для этого мы придумали механику общения с чат-ботом.

Анастасия Добровольская, руководитель направления развития бренда работодателя и подбора персонала в компании IКЕА

Есть несколько способов, как это можно сделать: во-первых, уже сейчас это можно сделать через размещение объявления с QR-кодом работы в IКЕА, позволяющим сразу попасть на такого бота помощника; во-вторых — через номер телефона, по которому кандидат может позвонить и сразу получить ссылку на бота в SMS.

Подобный формат мы уже применяем для некоторых наших клиентов, он может быть удобнее для части соискателей, так как ему уже не нужно задерживаться в магазине, заполнить анкету и пройти отбор в этом чат-боте можно позднее, в более удобное для него время.

Конечно, молниеносно приучить людей сразу откликаться на вакансию через digital-инструменты не очень просто, поэтому мы планируем вводить нововведения поступательно. Для начала настроить саму воронку кандидатов и понять, насколько хорошо они конвертируются в вышедших на работу.

Нужно еще отметить, что канал откликов из собственных магазинов может стать очень ценным для компании еще и потому, что это бесплатный поток лояльных бренду кандидатов. Осталось только дать им удобный способ откликнуться на вакансию и пройти процесс отбора в компанию, которую они уже любят.

Стоит отметить, что HR-специалисты IКЕА могут уже сейчас размещать ссылку на этого чат-бота и в своих социальных сетях, что даст ещё один канал для притока кандидатов без дополнительных затрат. Так происходит централизация всех потоков соискателей из разных источников в одного бота, все они проходят одинаковый сценарий отбора, а данные попадают очень быстро в одну систему.

В скором будущем это поможет полностью объединить поиск и подбор в одном флаконе, чтобы все рекрутеры могли отрабатывать кандидатов по всем имеющимся вакансиям одновременно.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Выпил ли mojo?
Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Только надо было написать Абырвалг

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Гнвоерк

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Чатбот, потом собеседование проведет робот Вера...
Работать тоже среди роботов надо будет?

Ответить
Развернуть ветку
Marina Kha-Dina

вполне возможно что бот-рекрутер будет договариваться с ботом-представителем кандидата о работе.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

как в том анекдоте - вас двое - вы и разговаривайте :)

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

А почему решили, что лучше будет боту называть соискателя на «ты»?

Ответить
Развернуть ветку
Marina Kha-Dina

Как правило, это пожелание заказчика.

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

После потока в 400 подробных анкет получать всего 250 огрызков из пяти полей - это провал.
И "По номеру телефона мы научились определять, есть ли этот кандидат в базе hh" - а вас об этом никто не просил.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Kha-Dina

как вы поняли что отклик из пяти полей это провал за клиента?

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Это арифметика, бессердечная наука.

Ответить
Развернуть ветку
Микхаил Владимирович

Главное, чтобы приходило больше, чем увольнялось...?)

Ответить
Развернуть ветку
Фомушка Фома
В 2017 году до перевода в digital было так: из 15 388 откликов брали на работу 284 человека, конверсия 1,8%. Мы бы хотели довести конверсию до уровня 10%.

Я не понимаю какая тут конверсия?
Как тут робот-анкета может помочь? Либо вы занижаете требования к кандидатам, либо начинаете задавать правильные вопросы, чтобы не упустить нужного вам кандидата. Чем процесс сбора данных на это все влияет?
Главное, как я понял, ускорить процесс, чтобы удержать кандидата заинтересованным в данной вакансии. Т.е. судя по всему, в Икея кадровый голод и среди кандидатов Икея не популярна. Пускай у МакДональдс учатся с их компанией "Работай в Мак"

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Кузнецова

Недавно в Facebook в эйчаровских группах видела похожий продукт - https://goo.gl/wQEM34 - думаю, у них будет явно дешевле, чем у hh

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда