Тот самый ад для интровертов

5 причин, по которым нам нравится open space

Опенспейсы принято не любить. Ведь уважающий себя человек не должен сидеть «в хлеву» с десятком других несчастных, для психологического благополучия за спиной у него должна быть кирпичная стена не тоньше полуметра, а информация на его мониторе, конечно же, является служебной тайной (и при этом интимной частью жизни). И вообще: работать в такой обстановке невозможно.

В массовом сознании опенспейсы считаются изощрённой капиталистической выдумкой, направленной на подавление индивидуальности и тотальный контроль. В этом есть доля правды, но, на самом деле, опенспейсы популярны в двух «враждующих» культурах управления.

Первая — это та самая культура контроля. Такие опенспейсы делаются ради возможности в любой момент проверить, кто чем занят, не ослабил ли кто узел на галстуке, и, естественно, ради экономии на аренде за счёт более плотной рассадки.

Вторая — это культура, ориентированная на командную работу и гибкое управление проектами. Здесь отсутствие стен становится важным совсем по другим причинам, а офисная площадь в расчете на человека бывает даже больше, чем при рассадке по кабинетам. Честно говоря, я не уверен, что «Банда умников» вообще смогла бы сколь-нибудь сносно работать, рассади команду по отдельным кабинетикам.

Да, иногда шумновато, да, бывает сложно сконцентрироваться — мы находим способы решать эти проблемы. Но преимущества опенспейса с ростом команды (сейчас это 35 человек) становятся всё более критичными для самого существования нашей компании.

1. Потрясающая скорость коммуникации

В ситуации, когда вам что-то кому-то нужно показать и обсудить, есть два пути:

Первый. Вы делаете это в почте или в мессенджере: отправляете файл или сообщение, получаете комментарий, уточняете, и так далее. Обсуждение в таком формате может затянуться на полдня. Тем, кто привык работать исключительно в своём кабинете, далеко не всегда захочется покидать это пространство и идти в соседний офис или на другой этаж, чтобы обсудить вопрос очно. А уж собрать в одном месте сразу несколько людей — это надо найти окно у всех в гугл-календаре и назначить встречу.

Второй. Пишете в мессенджер: «Макет готов, давай обсудим». Как только появляется возможность, коллега делает десять шагов, подходит к вам, и все обсуждения с правками укладываются в полчаса — просто потому, что вживую это делать намного проще и быстрее. В этом случае уже как-то неловко будет по полдня обмениваться большими сообщениями, сидя по соседству.

Конечно, никуда не годится постоянно «дёргать» друг друга по любым мелким вопросам. Если вопрос не требует срочного решения, мы обозначаем его в мессенджере и договариваемся, когда будет удобно пообщаться или ставим встречу в гугл-календаре. С другой стороны, если дело срочное, можно за 10 секунд собрать рабочую группу прямо у монитора и быстро решить все вопросы.

А ещё такая скорость позволяет не упускать неожиданные возможности. Например, за два дня до выставки нам звонят организаторы и говорят: «Для вас осталась незаполненная страница в каталоге выставки, это бесплатно, но с вас макеты и текст в течение дня». Тут же вместе с маркетологом и дизайнером обсуждаем содержание и композицию, и уже через пару часов всё готово.

2. Ощущение общего дела

Этим аргументом часто прикрывают рассадку по схеме «как сельди в бочке». Но в здоровой обстановке (когда всем хватает места, и никто сильно не шумит) действительно воодушевляет ощущение, что все вместе заняты общим делом.

Вообще расположение в пространстве очень сильно влияет на людей, ведь 250 000 лет эволюции не прошли бесследно. Как только несколько коллег оказываются изолированы в отдельном кабинете, они автоматически начинают воспринимать это помещение как «их» территорию. Любой, кто появляется на пороге, уже воспринимается как чужак, который это сам чувствует и тоже напрягается.

Именно в «кабинетных» пространствах очень быстро начинают возникать микрогруппы, в которых даже на лексическом уровне проявляется обособление: «мы», «наш кабинет», «а вот они страх потеряли, всё общее печенье около кофемашины съели», «а давайте в наш кабинет будем отсыпать нашу часть печенья», «мы задерживаемся — у нас печенья должно быть больше», и так далее. В результате структура размещения по кабинетам деформирует социальную структуру команды.

Когда мы все в одном пространстве — не возникает такого деления территории (осознанного или неосознанного) на «моё» и «не моё», не формируются эти кабинетные группировки. При этом у каждого сотрудника есть достаточно личного пространства: большой стол, промежутки времени в режиме «не беспокоить» и возможность уйти поработать в «тихих кабинетах» — такие комнаты у нас тоже есть на случай, когда нужно сосредоточиться.

Интересное наблюдение: у нас в офисе есть несколько ширм-перегородок — мы подумали, кому-то из сотрудников захочется создать с их помощью немного приватности для себя. В итоге они оказались стоящими у стен — по факту они мешали коммуникации в команде и ребята сами просто избавились от них.

3. Все в курсе событий

В общем пространстве всем всё видно. Даже если кто-то сидит в наушниках или погрузившись в документы, он всё равно будет в курсе происходящего, когда происходит какое-то «выдающееся» событие.

Слышишь: в офис пришли какие-то люди и говорят на итальянском языке. Сразу вопрос: «Мы что, локализуем что-то на итальянский, у нас новый партнёр в ЕС?». И чудесным образом заранее выясняется, что наш склад в Эстонии (с которого должна грузиться и Италия) переполнен и хорошо бы уже сейчас искать варианты, или что один из сотрудников как раз ходит на курсы итальянского, и можно оперативно с носителем языка оценить точность перевода правил.

Смотришь: коллеги носят коробки и оборудование, говорят «к выставке готовимся». Ага, а может на этой выставке ещё потестируем прототип новой игры — покажем её реальным потребителям, соберем мнения?

Или вот попалась наша накладная на глаза дизайнеру. И он видит, что документ выглядит ну совсем страшно. «Ребята, мы же это клиентам отправляем — давайте сделаем красивый и удобный формат». В результате убиваем двух зайцев. Во-первых, информация проще считывается. Во-вторых, клиенты перестают терять наши документы, потому что все накладные выделяются на фоне прочих.

Была сотня ситуаций, когда кто-то что-то случайно услышал или увидел — и в результате возникала классная идея. Это, конечно, не заменяет всех остальных инструментов внутренних коммуникаций, но свой вклад вносит определённо.

4. Всем проще договориться

Когда люди физически находятся рядом, им гораздо проще найти общий язык — так уж мы устроены. Одно дело, когда для вступления в диалог нужно специально зайти в «чужой» кабинет и оказаться в поле зрения собеседника. Опять же, не знаешь, чем человек занят — лишний раз заглядывать и проверять тоже неудобно. Другое дело, когда вы всё время друг у друга на виду: в этом случае всё располагает к тому, что любой разговор состоялся сам по себе, без дополнительных условий.

Но если вселенная делится на «кабинет нашего отдела» и «кабинет не нашего отдела», это легко может перерасти в неформальное противостояние, соперничество или даже конфликт.

Дело усугубляется, когда речь идёт о так называемых «отделах-антагонистах», очагах типичных конфликтов внутри организаций. Яркий пример — отдел продаж и бухгалтерия. Одни хотят быстрее совершать сделки, а с документами разбираться уже когда-нибудь потом. Другие хотят получать аккуратно оформленные документы вовремя, желательно в промежуток времени с 9 до 12 часов. Если их посадить в разные помещения, это только драматизирует их отношения.

Конечно же, речь не о том, что решение «сгрести всех в одну коробку, как котят» станет панацеей от конфликтов в коллективе. Самый лучший двигатель не будет нормально работать, если не соблюсти ряд условий: хорошее масло, топливо и так далее.

Также и в опенспейсе: даже самые замечательные люди умудрятся поссориться, если не уделять внимание культуре управления, механизмам взаимодействия между отделами и другим важным вещам. Однако общее пространство может стать одним из способов предотвратить эскалацию напряжения.

5. Чуткая координация и поддержка

На мой взгляд, главные преимущества опенспейса теряются, когда руководители сажают команду в одно большое помещение, а сами закрываются в личных кабинетах. Да и странно было бы предлагать команде один стиль работы, а самому действовать абсолютно по-другому. Поэтому я и другой сооснователь компании Антон Семёнов работаем в общем опенспейсе.

Больше половины рабочего времени мы «обслуживаем» команду: координируем масштабные проекты, консультируем и обучаем коллег по сложным вопросам. Физически для этого нужно находиться в общем пространстве, чтобы быстро вникать в то, что происходит прямо сейчас, что получается, а что вызывает сложности.

Самое первое, о чём руководитель перестаёт узнавать, закрываясь в своём кабинете — это текущие проблемы. Он узнаёт о них тогда, когда они уже стали системными или фатальными, и исправление ситуации требует много времени и сил.

Часто, когда мы разбираем текущий рабочий вопрос с одним сотрудником, я прошу подключиться других членов команды, для которых эта тема может быть важна. Например, намного эффективнее обучать технике ведения переговоров на конкретных рабочих примерах, а не на книжных кейсах.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Alex Hold

Не дай бог так работать как у вас!
В гробу я видел работодателей которые экономят на личном пространстве сотрудников.
Тот кто это придумал в принципе не понимает мышление профессионалов в IT.
Не понимаете что программисту, дизайнеру, тестировщику нужно глубоко концентрироваться при своей работе.

А в подобном помещении его постоянно выдергиваете из концентрации.
Пару лет такой работы и все перегорел.
Абсолютно не эффективно.
Все ваши плюсы исчезнут когда ваш продукт будет слеплен из говна и палок.

Поэтому уже много лет фрилансер, а теперь уже свой бизнес.
Хорошо что подобная офисная работа теперь снится только в страшном сне.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Не буду спорить, просто для справки про "экономию": общая офисная площадь в СПб у нас 250 кв.м, количество сотрудников - 30.
Если рассадить всех их по 4 человека в не самые маленькие кабинеты по 18 кв. м., то можно уложиться в 144 кв. м.
Вывод: практично-экономичная кабинетная рассадка была бы дешевле, чем наша опенспейсовая.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Мертвоплясов

а вы попробуйте провести анонимный опрос сотрудников. возможно узнаете много нового.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Абсолютно не эффективно это нулевая эффективность. Т.е. они работают и вообще ничего не выдают. Я правильно понял?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Сутырин

По своему опыту программиста скажу, что как правило, концентрируешься хорошо, и выдаешь качественный проработанный продукт, но часто не тот, что был нужен (а часто и не тогда, т.к. проработка же!) Именно из-за отсутствия оперативной коммуникации.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Hold

Работал в разных компаниях офисах и рядовым разработчиком и в качестве ведущего разработчика.
По моему более чем пятнадцатилетнему опыту программирования вполне достаточно коммуникации через мессенджеры.
И подобная коммуникация ничем не хуже сидения рядом.
Сказать через стол Саня подойди или позвонить с демонстрацией экрана занимает столько же времени.
Причем не нужно никуда ходить.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Hold

Если была я хотел сказать нулевая эффективность я бы так и написал.

Абсолютная эффективность отражает­ся на производительности труда, росте прибыли и других показателей. Чем выше эффект и чем меньше затраты, тем выше абсолютная эффективность.
Здесь все наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Мертвоплясов

как же ты прав! не учитывают други специфику работы.

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Хотите настоящий ад интроверта? Я работаю в опенспейсе с 5 женщинами

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Бальзаковского возраста?

Ответить
Развернуть ветку
Вильгельм Богачев

До переезда в новый большой и просторный опенспейс, работали по кабинетам разных мастей. Мне нравится обновка. Во первых, это красиво ) Большие окна, высокие потолки, много светоприборов. Критичного уровня шума не заметил. Большинство все равно работают в наушниках.

Ответить
Развернуть ветку
анна каренина

как же я вас понимаю...

Ответить
Развернуть ветку
Revertron
Опенспейсы принято не любить.

Не принято, а их вред доказан несколькими исследованиями.

Да, иногда шумновато, да, бывает сложно сконцентрироваться — мы находим способы решать эти проблемы.

То есть, нашли себе проблемы, которые приходится решать.

Пишете в мессенджер: «Макет готов, давай обсудим». Как только появляется возможность, коллега делает десять шагов, подходит к вам, и все обсуждения с правками укладываются в полчаса

А ничего, что коллега может работать над чем-то другим, например над вторым проектом? А ничего, что вокруг вашего обсуждения сидят люди, пытающиеся работать?

неловко будет по полдня обмениваться большими сообщениями, сидя по соседству

Часто нужно документировать постановку задачи, и документировать выбор тех или иных решений для себя будущих.

С другой стороны, если дело срочное, можно за 10 секунд собрать рабочую группу прямо у монитора и быстро решить все вопросы.

А что помешает сделать то же самое не в опенспейсе? Религия? Это не преимущество опенспейса.

когда всем хватает места, и никто сильно не шумит

Когда посадите туда продажника, постоянно звонящего по телефону, посмотрим.

Весь третий пункт достигается правильным управлением.

Остальное уже вода.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Если короче, то:

Для маленькой команды/бутика (5-20 человек) - опенспейс хорошо.

В промышленных масштабах, когда 50+ человек сидят вместе - уже нет.

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

Нет. Когда в команде только "производители" продукта, то норм, а когда добавляют "продажников" или поддержку с телефонами, то жопа.

Ответить
Развернуть ветку
Darina Totkailo

Интересно то, что открытую планировку реально можно как превратить в кошмар, так и сделать уютным и способствующие продуктивной работе пространством. Зная из других материалов о Банде, как Вы подбирает сотрудников и помогаете их адаптации, предполагаю что случайных людей в Банде нет, а описание рабочего процесса как бе намекает нам, что для Банды такой вариант действительно оптимален :)
РасскАжете подробнее о времени "не беспокоить"?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Расскажу на примере. У нас есть хозяйка офиса Катя, с 11 до 12 часов она разбирает всю входящую документацию и работает в режиме «не беспокоить»: это значит, что никто из нас не будет её отвлекать в это время, даже если очень хочется

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

"Хозяйке офиса" простительно работать в таком режиме 1 час в день, а как быть с программистами?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Графоманство какое-то. Зачем вы это пишете?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Вы имеете ввиду, что написанное самоочевидно для вас, или то, что вы не поняли смысл?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Да, показалось очень самоочевидным

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Rosh

Почему нет? Написано в блоги и вполне читабельно.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

А зачем Вы комментируете?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Кулагин

Как-то рядом с нами, айтишниками, посадили девушку-эйчара. Телефон у неё не смолкал ни на минуту. Но в целом было очень интересно посмотреть на изнанку процесса найма. В особенности, что в сердцах говорят HR-ы после того как положат трубку)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Зависит от рожа работы. В большой части унылых российских контор с работой с 10 до 19 и нулевым интересом в финальном результате работы (когда интересует только свой кусочек, а всё остальное по барабану) действительно нет смысла в каком-либо взаимодействии сотрудников, помимо прописанного в должностных инструкциях.

Ответить
Развернуть ветку
AS

Купите хотя бы одному сотруднику механическую клавиатуру с синими переключателями, и очень быстро разлюбите опенспейс.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну тогда, наверное, не надо покупать сотрудникам такие клавиатуры.

Ответить
Развернуть ветку
AS

Я бы, например, не пошёл работать туда, где у меня не было бы возможности использовать то железо, которое я хочу.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну тогда Вам не надо работать там, где Ваши прихоти могут мешать другим, Вы правы.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

БОльшую часть жизни работал (и продолжаю работать) удалённо и мне это нравилось. Но в последнее время всё больше задумываюсь о ценности того человеческого взаимодействия, о котором пишет автор и о таких вещах как социальная физика (реально существующая область науки), командный дух и культура компании. Наверное, я бы не хотел ходить в офис каждый день по чёткому графику, но врнмя от времени «окунаться» в подобную атмосферу было бы полезно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Катков

Зачем-то 5 раз на разные лады написали "лучше коммуникация". Собственно, это всегда главный аргумент за open space. Но "забыли" упомянуть главный аргумент против - эта самая коммуникация заменяет часть работы.

Ответить
Развернуть ветку
Simon Ponkratov

В офисе, в котором я работаю около 10 сотрудников единовременно. В одном кабинете бухгалтерия, во втором назовем их "менеджеры", в третьем фин директор, четвертый для начальства, переговорка + закуток секретарши. Фин директор практически не отлипает от телефона, юрист любит очень подробно отвечать на вопросы, начальство курит прям в помещении, тех директор очень громко разговаривает, водитель любит пообщаться с родственниками на родном языке по скайпу с халявного вайфая. Если всё это объединить в рамках одной комнаты, то получится слово на букву пиз. При этом "потрясающая скорость коммуникации", "ощущение общего дела" и прочая ересь присутствует, ибо путь от рабочего места одного сотрудника до рабочего места другого - ровно те самые 10 шагов. Дело ведь не в организации рабочего процесса, а в заинтересованности сотрудников в этом самом процессе.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Azarov

Аргументы настолько надуманные и вымученные, что кажется автор просто себя успокаивает что работает на базаре.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Довольно странным кажется аргумент про преимущества живой коммуникации над виртуальной — весь мир, кажется, доказывает обратное. Старшие удивляются в ключе "почему не позвонить?", а молодёжь тем временем переписывается в мессенджерах по невероятно простой причине — многократно возрастает скорость обработки информации.

Даже если коллега, к которому мне нужно обратиться с вопросом сидит за соседним столом, я сначала напишу ему в мессенджер. Во-первых это уважение к его личному рабочему пространству, а во вторых — у него будет время подумать и ответить более предметно. И если нам будет проще объясниться на словах, мы отойдём в общее пространство и всё обсудим, чтобы не мешать другим и размять ноги после долгого сидения на пятой.

Отдельные кабинеты может и взаправду атавизм — слишком сильно поменялось отношение к границам личного пространства. Но и те аргументы в пользу оупенспейса, которые приводились изначально не работают: опять же, по причине сильно изменившегося мира вокруг.

P.S. Не смешивайте мизантропов и интровертов. Последние прекрасно чувствуют себя среди людей, если окружающие понимают и принимают специфику их склада мышления.

Ответить
Развернуть ветку
анна каренина

мечтаю об опенспэйсе т.к.: в таком пространстве трудно "всем кабинетом" обсуждать личные темы (только если говорить тихо и с ближайшим сотрудником), никаких сплетен и пересудов за спиной, никто не следит за тобой (внимание рассеяно)

Ответить
Развернуть ветку
Filipp Lyakh

Я уже четыре года работаю удаленно и изредка скучаю по офису и оупенспейсу. При условии, конечно, что в помещении сидит не очень много людей, просторно и большую часть времени все молча работают.

Настоящий же ад интроверта у меня был, когда я работал в рекламном отделе одной там торговой сети, где на площади около 30 кв.м. сидели 12 человек, из них 10 - женщины, безостановочно звонящие по телефону, обсуждающие рабочие вопросы, обсуждающие нерабочие вопросы, орущие друг на друга (это обсуждение рабочих вопросов). К концу дня ты вымотан и высушен, даже учитывая то что большую часть времени работаешь в наушниках. Там меня хватило на три месяца.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда