{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Не знаю людей, кто не любит шоколад»

Милана Привалова — о планах захвата мира через soft power: womеn & sweets.

Встречаться с «шоколадной принцессой» Миланой всегда приятно: много вкусного шоколада и интересных историй.

Но самое главное впечатление, которое оставляет молодая предпринимательница из Ульяновска, это то, что «можно все». Да, ей везет, она удачливая, факт. Но точно также везет каждому из нас, вам, мне, вашему другу-предпринимателю. Другой вопрос, используете ли вы эти шансы?

(Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Есть ли у бизнеса лицо?» — огромный тренд на женское предпринимательство

– Представься, пожалуйста?

– Привалова Милана Александровна, собственник кондитерской фабрики «Симбирское ателье».

– Примерно год назад вышла статья про тебя в «РБК». Скажи, пожалуйста, как она изменила твой бизнес, твою жизнь? Давай с морального аспекта начнём.

– После выхода статьи я получила мощный позитивный заряд. Очень боялась критики в свой адрес, но, к счастью, там комментарии не пишутся. Было очень много деловых контактов, репостов электронной версии, откликов на почту с благодарностью за вдохновение от истории.

Сейчас я в процессе налаживания нового партнёрства по проекту. Я поняла ориентиры, что всё правильно делаю, иду в верном направлении. Просто нужно идти ещё скорее, быстрее развиваться, чтобы были не точечные статьи раз в жизни, а периодичные с освещением моей деятельности.

– Можно сказать, что на тебя обратили внимание высшие государственные круги?

– Абсолютно точно! Во-первых, сейчас огромный тренд на женское предпринимательство как в мире, так и в России. Индекс WBI (Women Business Index) набирает огромную популярность. И действительно женский бизнес активно растёт. Он всегда был, просто сейчас уделяется этому особое внимание. Количество женщин-бизнесменов с каждым годом возрастает.

Если честно, я особо не вижу различий мужского и женского бизнесов. Классический женский бизнес – это что-то связанное с образованием, с какой-то индустрией красоты, моды, но на моём пути встречается очень много женщин-производственников, даже женщин, связанных с финансами, инвестиционной деятельностью.

И в такие моменты понимаю, что бизнес как такового лица не имеет.

– А откуда появился этот тренд, как думаешь? Почему женщинам в бизнесе начали уделять больше внимания?

– Женщины стали больше верить в свои силы. Современный ритм жизни, открытость, глобализация играют огромную роль, потому что женщины путешествуют, видят, стремятся, хотят также зарабатывать и всё больше и чаще уходят с работы по найму во имя занятия собственным бизнесом, собственной деятельностью.

Для многих девушек бизнес растёт из хобби.

Очень часто встречаюсь с девушками, которые выходят из декретного отпуска и не имеют желания возвращаться на прежние места работы по той или иной причине. Кто-то просто переосмысляет ценности в жизни, кто-то в себе открывает новые таланты во время отпуска по уходу за ребёнком, а кто-то просто хочет кардинально поменять свою жизнь.

И, кстати, по общероссийской статистике большинство женщин ведёт бизнес гораздо честнее мужчин. Они более законопослушные, чаще платят налоги, очень тщательны в выборе партнёров и поставщиков.

«Я на кондитерскую фабрику пришёл работать или куда?»

– А что поменялось в бизнесе со времён выхода статьи?

– На момент выхода интервью я начала строить собственное новое производственное помещение. Мы заказали автоматическую линию, и в последний момент я поняла, что некуда её ставить. Решили строить, совершенно не обладая знаниями и опытом, как это сделать. Но, говорят же, «когда что-то очень хочется, появляются ресурсы». Познакомилась с коллегами, которые также построили собственные производственные помещения, и мы по аналогии построили производственный корпус. Это делали очень быстро. Когда пришла линия к августу месяцу, у нас уже было всё выстроено на арендованном земельном участке. И в сентябре в тестовом режиме запустились, а в октябре – уже в полную мощность.

У нас увеличился штат. На сегодняшний день на производстве занято 37 человек. Год назад было всего 7.

Увеличился ассортимент продукции. Если изначально была задача делать много всего по чуть-чуть, то сейчас – делать много того, что у нас получается лучше всего. А именно шоколадную группу: шоколад, конфеты, батончики.

Мы немножко диверсифицировали линии, запустили несколько интересных предложений, например, весовое печенье. Но это не дешёвый экономрежим из экономсырья, а именно офисные наборы.

В нашем офисе есть традиция постоянного как минимум двух-, а то и трёхразового чаепития во время работы. У нас эти наборы печенья «улетают» просто с сумасшедшей скоростью.

А на печенье перешли благодаря нашему дизайнеру. Когда он к нам пришёл, то на меня так строго посмотрел и говорит: «Не понятно, я на кондитерскую фабрику пришёл работать или куда?» Тогда и поняла, что в офисе точно должна быть собственная продукция, которую можно пробовать, тестировать, обсуждать и потреблять.

– Вы стали активно работать на экспорт? Интересна история, когда доставка была «газелями» до фуры. Что ещё пикантного или необычного для тебя было в торговле с Китаем? И какие перспективы?

– Я понимала, что это очень сложный и длительный путь. Мне повезло, что первый этот экспортный контракт у меня под собственной торговой маркой одной из российских компаний, в которой меня очень сильно поддерживают, понимают и «двигают». Нам даже пришлось модернизировать новую упаковочную машину. Получили отрицательный ответ, когда обращались к её производителю. Он мотивировал это тем, что «такую маленькую конфетку невозможно упаковать во флоу-пак» (flow-pack - представляет из себя трехшовный пакет, с одним продольным и двумя поперечными швами, так назвала свою упаковочную машину компания Forgrove Machinery Ltd еще в 1957 году). Но нам удалось справиться своими силами. Сделали практически невозможное, выпиливая на 3D-принтере дополнительные запчасти.

Далее было несколько выставок в Китае, после чего нужно было поменять вес фасовки, и это тоже оказалось невозможно сделать на нашем поточном оборудовании. Тоже приходилось заказывать определённые комплектующие и терять на это время. А контракты уже «горели», и товар, который мы должны были произвести, был уже продан. Но наши партнёры довольно спокойно всё воспринимали. Очень им благодарна за терпение и понимание!

Спустя такой насыщенный событиями год, мы понимаем, что действительно востребованы на экспорт – этот огромный манящий рынок. А экспорт – это не только Китай, но и Корея, Казахстан, Япония – те страны, которые у нас сейчас в приоритете. И везде есть свои определённые культурологические, вкусовые предпочтения.

– А есть страны, где не любят шоколад? Или его везде любят?

– Могу сказать, что есть страны, которые очень любят шоколад, и, как правило, они сами его производят в огромном количестве. Например, европейские. Но здесь мы хотим всё-таки их привлечь упаковкой, дизайном, нестандартной формой, качественным продуктом. А есть страны, которые спокойно относятся к шоколаду. Сказать, что кто-то не любит шоколад, я не могу. Есть те, которые не любят сладкое, не имеют такой культуры и привычки есть сладкое в прикуску с чаем или просто сладкое. Но равнодушных к кондитерке нет.

Суперженщины России Она видела Путина

– После встречи в Совете Федерации, с президентом ты говорила, что «хейтеров прибавилось». Как ты к ним относишься, они тебя поддерживают в тонусе или бесят, или никак на тебя не влияют?

– Я стараюсь не читать комментарии. Написанное там узнаю только от кого-то из знакомых или от мамы. Стараюсь сохранять абсолютное спокойствие. И в статье, и в какой-то новости не всё всегда так, как есть в действительности. Многие видят только обложку и не понимают, какой колоссальный труд, сколько нервных клеток, сколько сил, денег, всего-всего стоит за этим.

Поэтому для меня это всё равно что бороться с ветряными мельницами или плыть против течения. Я не считаю нужным тратить свою энергию попусту.

У меня есть семья, сын. Им мне хочется уделить своё свободное время, которого не так много. Не мучаю себя лишними мыслями.

В любом случае любой PR, положительный или отрицательный, – это тоже пиар. И я благодарна тем, кто ко мне «не ровно дышит».

– Расскажи, а президент – он вообще какой? Каким он тебе показался вблизи?

– После встречи был организован ужин для присутствующих женщин-предпринимателей. И мы все в тесном кругу таким женсоветом обсуждали свои впечатления. Все почувствовали спокойствие, дипломатичность, уверенность и некую опеку над нами. Это может дать только очень сильный человек, потому что на самом деле настолько всё было уважительно, трепетно по отношению к нам.

Мы все вышли оттуда с выпрямленной спиной, нас настолько всё это воодушевило. Владимир Владимирович сильно нас зарядил уверенностью в себе. И мы все понимали, что делаем что-то очень важное, ценное, нужное. Это такой закал, запас, порыв, который нужно нести, развивать быстрее, чем это делали. Он нам оказал доверие, и мы не должны его подвести.

Затем мне многие говорили, что также хотят попасть на такую встречу. Искренне всем желаю это пережить в своей жизни, потому что это действительно стоит того. Именно то вдохновение, которое я ощутила после встречи, – и подарки, и цветы, и просто возможность по-человечески рассказать о своём пути, своей истории развития, о трудностях, удачах, неудачах, проблемах – это дорогого стоит.

– С какими ещё интересными людьми тебе удалось познакомиться на этой новой «орбите»? Девушки-, женщины-предприниматели, мужчины – кто эти люди?

– Совсем недавно я познакомилась с Зубовым Дмитрием Львовичем – это председатель Центросоюза Российской Федерации. И буквально в декабре договорились о совместном развитии темы «Новая кооперация» (rus.coop).

Сейчас мы открыли экспортный кооператив для продвижения собственных товаров и товаров, которые производятся в Российской Федерации под единым брендом. За это хочу сказать ему огромное спасибо. Значок rus.coop будет нанесён на продукцию, продаваемую в дальнейшем именно нашим экспортным кооперативом. Это первое.

Второе – это огромное количество новых знакомых женщин-предпринимательниц. Многие из них стали моими близкими людьми, с которыми мы каждый день на связи, обмениваемся опытом, поздравляем все друг друга с праздниками. Это женщины, которые в бизнесе более 25 лет. У них особая энергетика, они очень мощные, сильные, от них хочется «подпитаться» энергией. Очень хорошо к таким людям обращаться за советом в той или иной ситуации по бизнесу. И я пока ни разу не получила отказ. Одно дело – бизнес построить, а ещё очень важно его удержать и развивать, чтобы он жил годами.

Суперженщины России

– Самая яркая женщина, которая сильно тебя впечатлила? Можешь кого-то так выделить?

– Муслима Латыпова – хозяйка сети «Бахетле». Женщина в бизнесе очень много лет. Она рассказывала, как они проводили Олимпиаду в Казани и накормили огромное количество людей именно своей домашней едой, что очень важно. Мы также беседовали на тему каких-то сложностей в бизнесе в плане партнёрства и так далее.

Габбасова Флида Миргазимовна – генеральный директор крупной дистрибьюторской компании «Айгуль» в Якутии. Человек меня впечатлил своей любовью к своему делу, отношением к своей области. Сколько интересного нам рассказал про свой край. Она нас так приглашала к себе! Хорошо бы отправиться как-нибудь и посмотреть Якутию. Более того, за такую короткую встречу мне удалось наладить партнёрские отношения и с сетью «Бахетле», и с дистрибьюторской компанией «Айгуль». Мы сейчас работаем вместе.

Очень много молодых девушек впечатлили. Познакомилась Наташей Ларченко. У неё бренд «Матрёшка», ювелирные украшения, которые она продаёт в собственных бутиках, шикарный интернет-магазин с огромным количеством подарков. Есть ещё различные предметы с символикой матрёшки. Очень такой креативный, нестандартный подход. Также договорились о сотрудничестве. Мы сейчас для матрёшки будем делать линейку шоколада.

Дарья Мингалиева интересная, основательница компании по производству cinemood, Это компактный мультимедиа-проектор. Президент сказал, что у многих его друзей есть такие штуки.

«Экспортировать – не страшно!»

– Скажи, пожалуйста, почему бизнесменам, которые смотрят на экспортное направление развития бизнеса, стоит обратить своё внимание на кооперацию, изучить эту тему? И как она тебе помогла?

– Конечно, у нас есть и удачный опыт партнёрства, сотрудничества и неудачный. Но при решении сложных задач на сегодняшний день деньги – это не определяющее. Да, это инструмент, и, имея недорогой кредит, ты можешь купить оборудование. Но дальше развиваться, решать стратегические вопросы гораздо интереснее, проще в группе людей-единомышленников. И именно кооперации позволяет это сделать, тем более если товары как-то между собой связаны. Например, в «кондитерке» можно очень многие вещи экономить в плане налогов. Поэтому за кооперацией я вижу будущее. Это очень интересная форма объединения.

Второй момент – экспорт. «Экспортировать – не страшно!» – я всегда так говорю. До экспорта мы продавали свою продукцию, например, в Калининград. Помимо количества документов определённой сертификации и некоторых моментов это почти ничем не отличается от экспортных операций. В Казахстан мы поставляем, у нас схожее законодательство. И это тоже классическим экспортом невозможно назвать. Через кооперацию однозначно легче делать экспортные поставки.

– Блиц. Назови, пожалуйста, книги, которые тебя за последнее время впечатлили, если успевала читать, или фильмы, если ты успеваешь их смотреть.

– Недавно посмотрела фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Читаю сейчас больше бизнес-литературу, психологию, Михаила Лабковского. Недавно прочитала книги про «Starbucks», бренд «Zara».

– А, может быть, смотришь бизнес-блоги в YouTube?

– Смотрю «Трансформатор», Дудя, особенно когда в гостях известные мне люди. Люблю онлайн-трансляции «обучалок». Отозвалось и в голове осталось выступление Пашу (Павел Курьянов), когда он говорил о партнёрстве. Для меня эта тема больная, злободневная. Он сказал гениально, что «нужно давать своему партнёру возможность ошибиться. Только когда человек ошибается, он понимает свои ошибки. И он тебе внутренне благодарен за то, что ты ему дал поучить тот или иной урок».

И я эту историю сейчас очень часто использую в управлении людьми. Даю возможность людям действовать по их собственному сценарию, а потом, когда мы разбираем кейсы, человек сам, проговаривая определённые вещи, признаёт, что в определённом моменте я была права. И тем самым у него есть ко мне доверие, как к руководителю, потому что я ему доверяю, как работнику.

В то же время при следующих попытках он уже пытается ошибок не допустить именно уже на осознанном уровне, потому что сам понял, что так делать неправильно. Это иногда очень дорогая история, ведь вторых переговоров может не быть.

Ещё очень много смотрю и анализирую видеоуроки по продажам именно онлайн. От Екатерины Уколовой, например.

План захвата мира

– Какой глобальный план по твоему бренду? Он будет русским, мировым?

– Я достаточно гибкий человек. Единственная главная моя ценность – это качественный продукт. Готова работать под различными брендами, объединяясь с производителями или делая собственную торговую марку для них. Но 50% объёмов производства вижу в развитии собственного бренда. Это мне интересно с точки зрения инструментов продаж и инструмент-маркетинга. Буду двигать на экспорт несколько направлений, в том числе помогать начинающим экспортёрам и таким же не совсем начинающим, как я.

– Скажи, пожалуйста, будет классно, если твой бренд или твоя фабрика будет какой?

– Узнаваемой во всём мире. Но в России как минимум, а также это Китай, Корея, Казахстан. Причём это может быть не только «Симбирское ателье», а даже несколько марок. «Жигули» – это же «Лада» на экспорте. Не обязательно должно быть одно и то же название. Лишь бы товары, производимые нашей фабрикой, были узнаваемы на рынке.

– Если твоя продукция будет стоять в Старбакс по всему миру – это будет круто?

– Очень сильно хочу войти в эту сеть во всём мире, в сети Китая, потому что, по большей части, они мировые. Вначале вообще ориентируюсь на страны Средней Азии. Возможно, за счёт количества населения они меня так привлекают.

– Хорошо, успехов тебе!

– Спасибо!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
5 комментариев
Сергей Михайлов

Какая ванильная статья, пахнет афиллированностью с властью и без этого у вас ничего бы не получилось.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Maslennikov
Автор

На самом деле, без этого все и получилось.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Roman Maslennikov
Автор

Кажется, вы не так прочли заголовок: «Не знаю людей, кто не любит шоколад».

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Roman Maslennikov
Автор

;)

Вы, похоже, не из любителей сладкого?...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Roman Maslennikov
Автор

В этом интервью таких нет. И в других моих — тоже.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда