{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Люди отчаянно желают, чтобы им чудом #навсюголову свалился Ван Гог»

Откровенное интервью с основателем арт-студии Liberann Анной Либер о том, как покорить Москву, отказаться от должности исполнительного директора и вопреки всему открыть свою творческую студию.

Анна Либер: 10-летний опыт в продажах и на руководящих должностях, в прошлом - журналист, в настоящем - художник в бизнесе

Сейчас у нее 30 человек в подчинении и десятки заказов от крупных клиентов. Всего за 6 лет хрупкая девушка добилась должности исполнительного директора в одной из крупных столичных компаний, но в один момент все бросила и…Открыла свою арт студию. Но приехала она в Москву как и очень многие жители регионов: с двумя сумками и мелочью в кармане в 24 года.

Эта трогательная и вместе с тем невероятно сильная история обычной девочки. Девочки – влюбленной в кисти, краски и холсты. Девочки, которая пошла против всего мира в попытках доказать, что художник – это престижно и высокооплачиваемо. Именно о ней – некогда одинокой, но отчаянно верящей в чудеса – и пойдет речь в интервью. Анна Либер – основатель известной арт студии «Liberann», популярный эксперт в массовых изданиях и куратор нескольких крупных выставок.

- Ань, расскажи начало своего пути.

У нас была прекрасная семья: любящие родители и две чудесные дочки. С виду мы казались идеальной семьей, прямо как в рекламе майонеза (смеется). У нас были практически все условия для комфортной жизни – отец бизнесмен, мама красавица. Но… но потом отец погиб, когда мне было всего 9 лет. Банальная история – маме пришлось растить двух дочерей самостоятельно, получать дополнительное образование и устраиваться бухгалтером в компанию, где отец раньше был владельцем.

- И у мамы получалось со всем справляться?

К сожалению, не совсем. Очень быстро фирма отца закрылась и маме пришлось идти работать в государственное учреждение. Нам было невероятно сложно, привыкнув к золотой ложке, переходить на дешевый металл – тяжело. Сестра уехала обратно в Ростов-на-Дону, как только закончила университет, и мы остались с матерью вдвоем. Вернее втроем: к тому времени появился «отчим».

- В такой среде сложно оставаться «девочкой» и просто наблюдать за происходящим. Как изменилась твоя жизнь после смерти отца?

Примерно через 5 лет меня словно заклинило – бунтарский дух и желание вырваться на свободу не давало покоя ни мне, ни моим близким. Работать я начала уже в 14, не говоря ничего маме. «Вышку» не закончила, бросив на третьем курсе, так как открыла свой первый бизнес. Но об этом позже. Нельзя сказать, что в родном городе я была тихоней. Совсем напротив! Мне было настолько тесно и душно, что я искала все возможности вырваться из этого плена!

- И как тебе это удалось?

В 19 лет я вышла замуж, желая скорее вырваться на свободу. Ну и, собственно говоря, вырвалась. Супружество для меня было формальностью, я гуляла по клубам, была моделью, журналистом желтой прессы, работала в отделе продаж первого глянцевого журнала в городе, возила по клубам исполнителей из «фабрики звезд».

Меня знали почти все из местного «бомонда». Помню первый заработок в 16 лет – 600 долларов. По тем временам – баснословная сумма для небольшого городка Белоруссии. Я разработала образы 12 драконов для московской игры «Арена». Это был крупный заказ, а мне было всего 16.

- В Гомеле ты, кажется, достигла всех высот, о чем многие могут только мечтать. Что же тебе не давало жить и наслаждаться?

Я задыхалась! Да, меня узнавали на улицах, пропускали в клубы бесплатно, уважали и ценили на работе, но я не понимала, к чему стремиться и что будет дальше. Я чувствовала себя загнанной лошадью, которая бегает вокруг стадиона, а ей-то хочется в горы, в поле, к океану… Мне было тесно. Чувствовала себя нереализованным ребенком, но я точно знала - мне суждено большее.

- Что стало решающим моментом бросить все и уехать?

После моей первой поездки в Москву я поняла - это мой город. Отношения с супругом зашли в тупик, компанию я закрыла, с матерью было сложно общаться. Я как будто стояла перед стеной. Обойти, проломить ее или уйти назад? Ответ был очевиден – ломать!

- Твое решение было очень неожиданным и смелым. Какова была реакция мужа?

Я просила мужа бросить все и уехать со мной в Москву. Он, к счастью или к сожалению, не готов был еще раз повторить такой подвиг ради меня. Еще год мы пытались спасти свои отношения и как-то начать видеть совместное будущее. Я готова была кричать и зубами грызть клетку, в которой находилась уже долгое время. Но буквально в один момент не выдержала, бросила все и уехала одна со 150 долларов в кармане в столицу. Это было 6 лет назад.

- Поступок в стиле лучших классических романов! Но о чем ты мечтала в тот момент? Как и кем себя видела?

Недалеко от съемной квартиры у нас открылась ночная забегаловка, там продавали кофе на вынос в пластиковых стаканчиках с крышкой и картофель фри. Чтобы вы понимали – в Гомеле такого не было! Ни кофе навынос, ни картошки. Я шла туда в два часа ночи, брала этот комплект и гуляла по городу, представляя, что я в шумной Москве, бегу на встречу, среди толпы, красивая, уверенная….

- Теперь твои мечты стали реальностью. Но переезд в Москву – это непросто, особенно, когда помочь некому. Как ты справлялась?

Я верю в знаки судьбы. В Гомельском клубе перед отъездом познакомилась с москвичом, который в будущем стал мне хорошим приятелем и очень мне помог. Буквально на следующий день, как я окончательно решила уйти от мужа и порвать с прошлой жизнью, мне предложили помощь с переездом в Москву. Я бросила все, уволилась, собрала сумку и – уехала.

- Ничего себе смелость! Не страшно было?

Было, еще как! Но страшнее было оставаться и застрять в этом городе навсегда. А я верила – меня ждет будущее, другое.

- Как Москва тебя приняла?

Жестко. Очень жестко. Она меня съела, выплюнула, съела, выплюнула, растоптала и так по кругу раз пять. Мне было больно, страшно, мне негде было ночевать, я жила за 20 тысяч в месяц и боялась даже их потерять. Знаете такое разъедающее изнутри чувство – когда ты ничего не имеешь, но боишься даже это потерять.

- Не хотелось все бросить и вернуться назад домой? Все-таки там была устроенная жизнь…

Как бы мне тяжело не было, но возвращаться домой я не была готова. От слова - совсем. Да, мне было невероятно тяжело в столице, но возвращение в родной город, где все было «на мази», для меня было подобно смерти. Так, все мои вещи лежали у одного знакомого в Москве, я с одной сумкой ночевала по ночи - две у знакомых. Но не буду лукавить и строить из себя железную леди.

В какой-то момент я все-таки дорвалась и взяла билет домой. Но именно в этот момент приехал мой знакомый из клуба в два часа ночи, молча посадил меня в машину и долго катал по ночной Москве. Скорость, музыка, ночные огни мелькают, кофе в стаканчике…. Когда он привез меня домой, стоял только один вопрос: «Ну что? Ты возвращаешься домой?» Ответ был очевиден.

- Видимо, этот момент стал решающим. Что ты делала дальше?

Я встала с колен и пошла. Я начала действовать и поднимать свой уровень знаний, свой уровень дохода и жизни. Стоит заметить, что если в Гомеле я была специалистом высокого уровня, то в Москве – я была никем и ничем. Мне пришлось поднимать свой уровень продаж и переговоров с нуля, погружаться в интернет-маркетинг и изучать прочие «радости жизни», о которых я и представления не имела.

Я, как танк, шла вперед, и уже через год мне удалось пройти путь от обычного менеджера по холодным звонкам до руководителя департамента коммерческой недвижимости и исполнительным директором. Правда, больше 3-4 месяцев я не держалась на одном месте.

- Неплохой результат всего за год для приезжей девушки! Но почему ты и это бросила? Кресло исполнительного директора было маловато?

- Мне становилось скучно, и я уходила в поисках чего-то нового. Прежнее ощущение, что я «иду в никуда» меня не отпускало. Я продолжала пробовать все: изучала разные направления, постоянно училась, узнавала много нового, открывала новые направления, пробовала себя во всем от коммерческой недвижимости до организации хореографических флешмобов.

Я выкладывалась по полной, работала без выходных, без перерывов, день и ночь была на связи. Мне могли в три часа ночи позвонить и попросить срочно вбить новые данные в бизнес-план или еще какую-то срочную задачу. Я была не против.

Но взамен я хотела видеть уважение и благодарность, а еще рост и развитие себя как специалиста. Я считала, что должна быть какая-то взаимозаменяемая энергия, а не только зарплата, которую постоянно задерживают. И это я сейчас говорю о должности исполнительного директора!

- Получается, тебе не хватало похвалы от руководства?

Отчасти и этого тоже. Все мои идеи, все мои вклады отторгались на стадии предложений. Если это не принесет денег здесь и сейчас, то это не интересно. Про пиар вообще не хотели слышать, работа со СМИ? Нет. Сотрудничество с другими компаниями по сертификатам? Нет. Много моих идей просто отторгали на корню. Сейчас, как владелец своего бизнеса, я понимаю ценность некоторых моих задумок и сколько надо вложить в другие. НО! Это пришло с годами и многое из предложенного тогда своим руководителям я прекрасно применяю сейчас.

- Что стало очередной точкой, когда ты решилась оставить престижную должность в крупной столичной компании?

Последняя работа довела меня до нервного срыва и из-за проблем со здоровьем я попала в больницу. Пожалуй, это стало финальной точкой в карьере найма. Два месяца я провела на больничном, поэтому время на рисование у меня было немало. В это же самое время количество творческих постов в Facebook увеличилось. К тому моменту на моей личной странице было примерно 2000 подписчиков, среди которых было много представителей элиты: предприниматели, топ-менеджеры и руководители.

Меня стали называть «художник в бизнесе». Сейчас я использую это определение везде. Он очень четко отражает мою позицию. Еще стоит заметить, что к этому моменту я 10 лет как не брала в руки кисти и карандаши. Мне пришлось с нуля набивать руку и искать свой стиль.

- А откуда взялось рисование? Ты же вроде всегда в продажах была?

Сколько себя помню – всегда рисовала. Когда была совсем маленькой, я бегала в библиотеку и просто взахлеб смотрела диснеевские журналы! Приходила домой и сразу же торопилась сделать наброски любимых персонажей из «Короля Льва» или Микки Мауса. Родители решили отдать меня в художественную школу, но в 8 лет меня туда не взяли: не смогла сдать вступительный экзамен. Помню, как будто это было вчера: преподаватели сказали, что мне необходим индивидуальный подход.

Мама не сдавалась и через несколько лет отдала меня в другую художественную школу на другом конце города. К слову, мне было очень тяжело учиться. Я была самоучкой. Правда, после школы десять лет не рисовала. Художники же бедные – говорили мне все вокруг. А я только верила в этот стереотип. Вот когда лежала в больнице, снова достала кисти и холст.

- Видимо, без работы ты и в больнице лежать не можешь…

Да! Я дикий трудоголик. Тогда на подходе был очередной Новый год, и многие из моих друзей в соц сетях задумались о корпоративных подарках. Я стала выкладывать свои работы, например, расписанную вручную кружку или обложку для паспорта. Буквально мгновенно прямо в больничную палату мне привозили чемоданы, каски, сервизы, дорогие блокноты, чтобы я сделала нечто уникальное и особенное.

В итоге я обомлела! За 2 недели работы я заработала столько же, сколько за 2 месяца на должности исполнительного директора. И на рекламу я не потратила ни копейки!

- Почему именно художник? У тебя огромный опыт в продажах и руководстве, а арт сфера – это совсем другое…

Всю жизнь мне говорили, что художник – бедная профессия. Сколько себя помню при фразе «он/она художник» люди сочувствующе говорили «ясно» и меняли тему. Художник не бедная профессия. Я это решила это доказать через личный бренд. Для меня художник это сложная, узконаправленная профессия. Более того, она еще и травмоопасная – спина, суставы, зрение. Все это страдает при мелкой работе. Я хочу показать, что художник совсем не бедная работа и что ей можно зарабатывать очень хорошо. Также я хочу поднять уровень оплачиваемости этой профессии в России.

Моя глобальная цель – сделать труд художников высокооплачиваемым. Потому что выбрать творческий путь в мире материальных ценностей – смелость. Эти люди заслуживают, чтобы чудом им на голову свалился Ван Гог. У творческих людей – другая шкала ценностей.

- Поэтому сразу решила заниматься корпоративными подарками?

Не совсем. Спрос на изделия ручной росписи был сезонным. Уже буквально через пару месяцев я сидела практически без работы, поэтому снова решила уйти в найм. Но тут я снова оказалась между двух огней: иметь стабильную работу в знакомой сфере либо же заниматься любимым делом, но в полнейшей неизвестности. Правда, тогда я четко понимала: хочу рисовать! Огромное счастье, что супруг меня поддержал и предложил рискнуть. Нам пришлось сократить бюджет на жизнь, чтобы все вкладывать в свое дело.

- Сильно сократили расходы на себя?

Честно – да. Иногда нам нечего было есть и мы ходили пешком, но все заработанные деньги тратили на развитие своей идеи. Мы могли питаться одной картошкой и макаронами быстрого приготовления, не покупать себе новых вещей месяцами ради общей миссии и любимого занятия. В это время мы прошли невероятную школу жизни, которая не только помогла развить бизнес, но и сплотила нас с супругом еще больше! Плюс у меня начались проблемы со здоровьем, которые я всю жизнь откладывала на потом.

За первый год бизнеса у меня было три операции, а это значит минус три месяца активной работы. Но даже лежа эти месяцы – я работала. Помню, лежала в кровати и рисовала матрешки. Было жутко неудобно, но сила воли зашкаливала – и я работала лежа, как могла.

- Какой именно бизнес открыли и много ли пришлось вложить в проект?

Весной 2016 года я открыла студию Liberann, соединив в названии собственное имя и псевдоним. Мы предлагали уникальные корпоративные подарки, проведение арт-тимбилдингов, мастер-классы, роспись на различных поверхностях. В общем, все, что так или иначе касается творчества и бизнеса.

Для меня было категорически важно – не вкладывать огромные суммы денег. Мы не брали кредитов, субсидий и не тратили баснословные деньги на рекламу. Я купила необходимые для рисования материалы и оплатила специалистов, которые сделали мне сайт. Все! Всю документацию, коммерческое предложение, соц сети – я все делала сама.

- И откуда же приходили клиенты, если рекламы не было?

Только сарафанное радио. В основном, ко мне приходили из Фэйсбука. У меня не было стратегии «обзвона» потенциальных клиентов с желанием продать свои услуги. Более того – ее нет и сейчас. Я придерживаюсь метода «кому больше надо, то и перезвонит». Например, я звоню клиенту с предложением своего продукта, отправляю на почту коммерческое предложение и жду его ответа.

Перезваниваю только единожды с целью уточнить, все ли дошло. Если он сомневается, медлит и прочее – я не настаиваю. Если мои услуги понадобятся, мне обязательно перезвонят. К слову, рекламу сейчас мы пускаем только в сезон, и то – только контекстную по низкочастотникам.

- Какой нестандартный подход к клиентам. А как же скидки?

Никаких скидок я не предоставляю. Очень редко такое бывает и то по той причине, если моя студия «накосячила» (правда, такое было только один раз). Мы задержали сроки изготовления заказа, поэтому сделали скидку на общий чек. Правда, перед сезоном я, рассылаю подарки людям, которые мне кажутся интересными. Персональные подарки – к примеру, виски с росписью и логотипом.

В прошлом году было выслано 7 подарков, 4 клиента из них ко мне вернулись с заказом, остальные оставили свои рекомендации, которые привели еще к 3 заказам. В этом году планирую разослать 30 подарков, как постоянным крупным клиентам, так потенциальным.

- Удивительно, но с таким подходом у тебя в портфеле достаточно крупные клиенты.

Да, так и есть. Я работала с Unilever, Rockwool, SM Trade, «Росатом», Фано, «Кванториумом» и другими крупными структурами.

- Расскажи, что ты делала для них.

В арт студии «Liberann» несколько направлений в работе. Это корпоративные подарки, проведение творческих тимбилдингов, мастер-классы, роспись на любых поверхностях и картины. Сейчас у меня есть также еще два направления – бренд эксклюзивных кожаных изделий с ручной росписью AnnaLiber и веб студия. Кстати, на примере первого я хочу доказать, что можно развивать бизнес с минимальными вложениями - 5000 в неделю и 20% свободного времени.

Но более глобальная цель этого – показать на собственном примере, что профессия художника может быть престижна и высокооплачиваема. А второе направление настолько перспективно, что я каждые два месяца увеличиваю штат специалистов и расширяю спектр услуг. К примеру, сейчас у нас появилась 3D анимации. Никогда не думала, что буду в этом разбираться. Но удивляю сама себя (смеется)!

- Интересный опыт. Есть эффект?

Еще как! Проекту всего несколько месяцев, однако уже два раза вместе с обувными брендами Pazilini и Soho и журналом Marie Claire мы участвовали в перфомансе по росписи обуви и сумок. У нас есть клиенты и заказчики на эксклюзивные аксессуары, более того - с представлением бренда я несколько раз выступала на страницах известных изданий. И это только начало!

- Здорово! Как ты думаешь, почему клиенты приходят к тебе, в твою студию, если целенаправленно ты их не ищешь?

Потому что я люблю то, чем занимаюсь. Я всегда абсолютно искренна, я не пытаюсь обмануть и побольше заработать на клиентах. Да, у меня нет выходных и очень редко бывает отпуск. Но в каждый проект и изделие я вкладываю себя, свои эмоции и энергию. К тому же, все переговоры веду сама. Сейчас у меня в подчинении почти 10 человек в штате и примерно 20 художников проектно на задачи – это немало, но доверить общение с потенциальным заказчиком кому-то другому – не могу. Да и на принятие окончательного решения очень влияет, когда клиент общается с руководителем и основателем бизнеса.

- Получается, ты и художник, и начальник, и исполнитель? Как ты успеваешь всем руководить?

У меня выбора нет. Взять и все бросить мне хочется практически всегда. Особенно это желание может нахлынуть в моменты наибольшей усталости, когда я днями «сижу» на одном кофе. Но одно я знаю точно – рисовать никогда не брошу. Правда, на данный момент я разрабатываю только образцы, а мои художники уже все реализуют. Перестать контролировать все процессы я никак не смогу, это в моем характере. По мне все должно быть идеально, а никто так не знает продукт лучше меня.

- Ты прошла большой путь от построения себя в родном городе к реализации себя в Москве. И все-таки, не страшно было? Вот даже тогда, когда к тебе обращался крупный клиент?

Страшно почти всегда первые полтора года, я боялась не справиться, подвести. Сейчас, когда моей студии 2 года, я уже почти ничего не боюсь. Даже когда большой заказ на арт-тимбилдинг для 200 человек по новому сценарию, который ни разу не отработан – даже тогда не страшно. Я просто иду и делаю.

Со временем я как крот из «Дюймовочки» научилась просчитывать все риски и возможные вариации исхода. А также я стала спокойнее, увереннее. Внутреннее спокойствие и гармония во всем на многое влияет. Правда, все же иногда волнуюсь, но не за себя или команду, а за то, что клиенты затянут с согласованием, а это может повлиять на сроки.

- Чем занимается сейчас твоя студия? Какие дальнейшие планы?

Сейчас у нас веб и арт студия. Веб студия занимается дизайном, фирменным стилем, брендбуками, разработками сайтов, иллюстрации, 3д модели и так далее. На арт направлении сосредоточены корпоративные подарки, роспись различных поверхностей, мастер-классы, арт-тимбилдинги и картины. Также у меня есть бренд кожанных изделий с ручной росписью.

В этом году планируем переделать web Liberann и art Liberann в студию Anna Liber, туда же войдет бренд кожаных изделий. Сейчас мы работаем над этим, но большая загрузка не позволяет делать все быстро. Как и 6 лет назад, когда я только-только переехала в Москву, у меня нет выходных.

- Твои услуги достаточно уникальны. Что насчет ценообразования?

Я считаю, что творчество нельзя оценить по типичным прайсам. Стоимость того или иного продукта или услуги зависит от нескольких факторов: размер, объёма рисунка, сложности исполнения, тираж, сроки изготовления, ручная работа или покупной вариант, натуральная кожа или заменитель и прочее. Тут все очень индивидуально.

Немного проще установить цену на корпоративные мероприятия. Бизнес ценит искусство. Мои услуги прямым образом не влияют на реальные цифры и продажи компании, они только лишь мотивирует сотрудников работать с душой и работать в команде. Поэтому сейчас особенно в тренде – арт-тимбилдинг – творческий корпоратив для повышения эффективности бизнеса и нестандартного варианта досуга с пользой и сплочение команды. Здесь все гораздо проще. Есть рыночное понимание цены и расчётные таблицы.

В большинстве случаев, корпоративные заказы включают в себя 20-50 расписанных вручную предметов. Средняя стоимость одного подобного заказа варьируется от 35 000 до 100 000 рублей. Иногда бывают и совсем небольшие заказы на 3-4 изделия – они обходятся заказчику в 7000-9000 рублей.

Были у меня и крупные клиенты. Например, к новому году мы расписывали шары. Он обошелся заказчику почти в 450 000, поскольку выполняли его три моих художника в течение месяца.

- Что пожелаешь тем, кто хочет заниматься любимым делом, но боится?

Конечно же, веры в себя и свои силы. Звучит невероятно банально, но именно желание постоянно двигаться, некое соперничество с самим собой, стремление реализовать себя в любимой сфере помогло мне не умереть с голоду и не застрять до пенсии на ненавистной работе. Весь мир был против меня, близкие не разделяли моих порывов и стремлений, наверное, даже с сочувствием наблюдали за моими порывами кому-то что-то доказать. Сейчас, конечно же, изменили свое мнение.

Но главное для меня – разорвать привычные шаблоны относительно художников и повысить престиж этой профессии. Поэтому верьте в свое дело, воображайте себя танком и идите только вперед! Если будет невыносимо тяжело, захочется убежать в свое теплое привычное логово – выпейте кофе и пройдитесь по ночной Москве. Я уверена, вас это вдохновит, как и меня когда-то.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
3 комментария
Алиса Аугенблик

Господи, какое говнище. Неужели нельзя было что-то интересное выложит, кроме как статью бабы, которая сама себе яйца вылизывает? Я сколько ее не читаю, один бред - я хорошая , я такая , я сякая. Скучно, тупо, невыносимо. И главное - делает же откровенное гавно и банальщину.

Ответить
Развернуть ветку
Evgenia Kreschuk
Автор

А зачем вы ее тогда читаете, если она пишет "один бред" и делает "откровенное гавно и банальщину"?

Ответить
Развернуть ветку
Eugenio Rudenkov

сколько грязи в одном посте. Неужели так жестоко припекло?)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда