{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Если бы я пекла частные заказы, то зарабатывала бы больше, чем сейчас, и никому ничего не должна была бы»

Интервью с производителем северных пряников Юлией Поповой-Онучиной о развитии малого бизнеса в Архангельске, его проблемах и особенностях.

Юлия Попова-Онучина по образованию журналист, работала в ГТРК «Поморье» в статусе специального корреспондента и преподавала на кафедре журналистики САФУ имени М.В. Ломоносова «Основы телевизионной деятельности».

В августе 2010 года, будучи в декрете со вторым ребёнком, решила открыть свой бизнес по изготовлению козуль — северных пряников. В том же году зарегистрировала товарный знак. На производстве у неё работает восемь человек.

Юлия Попова-Онучина

Я сама дома пеку козули перед Новым годом, для меня это удовольствие: испечь, раскрасить их, увидеть эмоции близких. А что это для вас? Может, что-то особенное?

Конечно особенное. Это часть моей жизни. Это не только в Новый год и на Рождество, это круглый год, с утра до ночи, летом, осенью, зимой и весной, потому что это — моя работа.

Чем занимались до того, как вы пришли в этот бизнес?

Я — профессиональный журналист, работала специальным корреспондентом телепрограммы «Вести Поморья». Когда была в декрете со вторым ребёнком, то денег нам перестало хватать, надо было работать, чтобы младшую дочку устроить в частный детский сад, так как государственный не дали. Я попробовала сделать то, что до этого делала 30 лет моя мама, Татьяна Алексеевна Онучина, народный мастер России.

Начала печь, потом выиграла грант на открытие собственного дела, открыла мастерскую, сертифицировала товар, сделала сайт, зарегистрировала товарный знак, в общем, изменила свою жизнь полностью. Одновременно я преподавала «Основы телевизионной деятельности». Работала на трёх работах.

Когда вышла из декрета, то поняла, что надо в жизни что-то выбирать. Я не помню, откуда я сначала ушла, с телевидения или кафедры журналистики. Постепенно создала свой маленький мир, свой маленький бизнес.

Вы говорили, что в журналистике произошло перенасыщение профессией. Нет ли сейчас у вас такого?

Это катастрофа. Есть: мне надоела ответственность, мне надоело принимать решения. Это очень тяжёлая работа, ты отвечаешь не только за себя, ты отвечаешь за людей, которые работают на тебя по найму, ты платишь налоги, ты ежедневно сталкиваешься с огромным количеством проблем, с постоянными ситуациями, которые должен решить ты и никто больше.

Это очень тяжело, это огромная нагрузка, и, честно говоря, многие думают, что у предпринимателя есть лопата, которой он гребёт деньги. Эта лопата очень тяжёлая, денег немного, а сейчас, особенно с 1 мая, произошло увеличение МРОТ, налоговая нагрузка на всех опять увеличилась, и как крутиться? Мы повысили цены слегка, потому что надо выживать. Я сегодня бы просто пошла работать наёмным работником. Сегодня малому бизнесу становится работать непросто.

То есть пока вы не собираетесь уходить?

Нет, пока нет. Но ещё раз говорю, что я думаю о том, чтобы стать просто наёмным работником. Им быть проще: сделал — ушёл. А работа предпринимателя круглосуточная, круглогодичная. У меня отпуск меньше, чем у моих сотрудников, моя пенсия будет меньше, чем у них. Это очень сложно, и ты, руководитель и начальник, хорошим никогда не будешь для своих подчинённых, и им всегда будет мало денег, и они всегда будут считать твои деньги.

Как пришла идея создать музей?

Моя мама хотела музей открыть и сейчас активное участие принимает в его создании. Таких подобных проектов нет, у нас вообще город, я считаю, весьма скучный. У меня в планах переехать, если дети поступят учиться в другом городе. Я бы с удовольствием уехала. Архангельск депрессивный. К сожалению, у нас бизнес малокреативный в городе. Я попробовала создать музей, поддержки ни от кого особой не вижу.

То есть, например, государство, никак не способствует?

Мы частный музей. Если обратимся за помощью, чиновников обвинят в коррупции. Это же частный бизнес, значит, если какой-то чиновник поддержит тебя, он заинтересован. Есть справедливость в этих обвинениях, скажем так. С какой стати кому-то меня поддерживать? Каждый должен выживать так, как может.

Кто-нибудь помогал в создании музей?

Семья. Прежде всего, в любом деле вам будет помогать только ваша семья, мама и папа, дети и муж.

Сейчас вы сами печете козули?

Я всегда пекла и могу печь, только мне некогда. Я всё умею делать, когда у нас что-то не получается, я в шутку говорю: «Всех уволю, сама всё делать буду».

На дому работать намного легче, намного проще: не надо платить налоги, продлевать сертификат. Если бы я сидела дома и просто пекла частные заказы, я бы зарабатывала больше, чем я зарабатываю сейчас и никому ничего не должна была бы. Это было бы намного легче.

Вы говорили, что сложно попасть в торговые сети и вас только один гипермаркет поддержал.

Уже и тот не поддерживает. Они сами начали делать (козули — прим. автора), зачем я им, если у них есть своя пекарня. Я не одну площадку раскрутила таким образом.

Если вы делаете на заказ или для розничной продажи, как вы придумываете концепцию изделия? Есть какие-то изменения, особенности?

Они [козули] чем хороши? Они достаточно аутентичны, они не такие как остальные, они не вылизанные. Козулями сейчас всё вокруг называется. Из Москвы, из Таганрога, ещё откуда-то привозят — все выхолощенные, а наш пряник, скажем так, по-другому и расписывается, и, как я говорила, сюжетные линии другие. Мой пряник, я уверена, отличается от других. Архангельский пряник — это вырезной силуэтный пряник, расписанный тонкой сахарной глазурью. Это делали и делают. Да, он особенный.

Есть какие-то особенности ведения бизнеса по изготовлению козуль?

Конечно, есть. Конкуренция. Постоянно подделки мы обнаруживаем под свои изделия. Мы назвались «Архангельским пряником», надо обязательно кому-то печь тоже «Архангельские пряники». Я открыла остров торговый в определённой цветовой гамме, надо ведь такой же практически остров сделать, именно в таком же стиле. Я уже шучу, говорю, скоро возьмут мою фамилию Попова-Онучина. Пряничная специализированная мастерская только у нас.

Ваша мастерская называется творческой. Почему не профессиональная? Есть какие-то особенности?

Конечно, я не считаю себя профессионалом в этом деле, прежде всего потому, что у меня нет специального профессионального образования. Я считаю, образование — это основа всего. Нас делают наши знания. Знаний много, есть ум, есть интеллект и всё остальное, что положено образованному и воспитанному человеку. Нет знаний — ты не интересен. Творческая мастерская, потому что у нас творческое пространство. Мы проводим очень много мастер-классов, у меня вот новый бзик: я увлеклась набойкой. Знаете, что это такое?

Нет.

Раньше ведь не было фабрик по производству тканей, и рисунок набивался, то есть верховая набойка штамповалась по ткани.

И сейчас вы проводите мастер-классы не только по козулям?

Да, мы и кукол делаем. Люди, которые здесь работают, делятся своими навыками и знаниями. У меня работает выпускница из школы Бурчевского (Детская Школа Народных Ремёсел — прим. автора), мы можем провести мастер-класс в том числе и по кукле.

Расскажите про «Пряничную школу»

Мы открыли «Пряничную школу» в прошлом году.

Мы занимаемся с детьми и пропагандируем таким образом нашу северную выпечку: северные колоба, мезенский чёрный пряник, козули. Работа в школе разделена на два цикла: осенний — зимний и зимний — весенний. Летом полагаем, что будут как в любой школе каникулы. Дети учатся как теории, так и практике.

То есть они самостоятельно делают тесто, выпекают, раскрашивают?

Конечно, под чутким присмотром. Но всё, что сделали, съели.

У вас получилось создать собственную торговую марку?

Конечно, мы во-первых зарегистрировали свой товарный знак, свою торговую марку. Раньше ведь все пекли на дому, а не открывали собственное дело. И люди не знали, даже не предполагали, что на этом можно реально зарабатывать.

А было ли такое, что какие-то идеи не получилось реализовать, когда начали вести бизнес?

Надо вспоминать. То, что у меня не получилось, я не вспоминаю, я не буксую на одном месте, а двигаюсь дальше.

А пытались или есть в планах в других городах, близлежащих, например, развернуть деятельность?

Не хочу, нам предлагали заработать по франшизе, чтобы мы отдали всё, что у нас есть, и зарабатывали на этом. Я не хочу. В Великом Устюге филиал предлагали открыть, но я не хочу, мне эти деньги не нужны.

Лучше просто здесь?

Да, я считаю, синица в руках и... не хочу я этим заниматься. А бизнес сам себе хозяин, он чем хорош? Ты выбираешь, что ты можешь делать, что ты хочешь делать.

Вы говорили, что создали сайт, есть группа вконтакте. Как вы продвигаете в интернете продукцию?

Никак, если вы можете как-то продвигать, помогите. Мне не хватает на это времени. Сайт у нас очень дорогостоящий, рисованный, а группа «ВКонтакте» как-то развивается, что-то мы публикуем, но это непрофессиональная работа и те заказы, которые приходят из того же «Контакта», не дают нужного нам оборота.

Вы сотрудничали с «Почтой России», делали для них голубков. А сейчас есть какие-то компании, с которыми вы сотрудничаете?

С «Роспечатью» хорошо работаем, реализуем через них свою продукцию, с музеем «Малые Карелы» сотрудничаем, с другими городами, посылаем пряники в Сургут, Таганрог. Последний интересный проект — это сотрудничество с такой организацией, как «Спецсвязь» России, архангельское отделение. Делали для них по заказу пряники, они получились очень чудные и необычные.

Когда вам заказывают пряники, у заказчика есть уже идея полная?

Да у них безумные идеи, очень безумные.

То есть они дают эскиз, а вы выполняете?

Да, но мы не все заказы берём, например, с той же «Спецсвязью». Они принесли: серый фон и орёл нарисован, но там столько надо залить красителя, чтобы это было в тех цветах. Или там возьмём какую-нибудь сотовую компанию, они же все хотят логотипы, а, как правило, это ядовитые, очень яркие цвета. А что это означает? Это означает большое количество красителя, и я стараюсь (разумных заказчиков больше, чем неразумных) убеждать, что надо адаптировать их логотип к съедобному продукту, то есть надо что-то изменить.

И у вас получается?

Да, с кем не получается, мы не работаем.

Какие-то инновации вы используете?

Все очень просто, у нас был печатный принтер, но он, к сожалению, плохо работает. А инновации... те же формочки на 3D принтере, ненадежные, недолговечные, но зато быстро и дёшево получается, хотя работать, конечно же, лучше с металлическими формами: пластик расслаивается очень быстро.

Какие качества личные вы приобрели за время работы?

Терпение, я начала этим заниматься и одновременно сдала на права, стала водить машину. Если ты водишь и у тебя нет терпения, то лучше за руль не садиться, то же самое и в бизнесе, те же правила: «Не уверен, не обгоняй». Необходимо терпение везде. Такая аллегория: едешь за рулём, кто-то впереди тебя едет, тот же ученик, хочется газануть, обогнать, а нельзя, рядом двойная сплошная, иначе будет штраф.

То же самое и в бизнесе. Нарушаешь — получаешь штраф. Или хочется, например, посигналить, а этого делать не надо. если ты будешь нервный сам, и человек, который едет в соседней машине, тоже будет нервничать — от этого плохо всем, поэтому надо терпеть.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Лидия Агафонова
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Что-то в статье кое-где вопрос и ответ не отделены, идут одним абзацем.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Reinhardt

Автору спасибо за интервью. Юлии - удачи в творчестве.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда