Брендинг во время чумы: как агентства адаптируются в кризис
Экономика нынче не на подъёме, а брендинг — отрасль, которая реагирует на подобные колебания особенно чувствительно.
Но нужно быть оптимистами, ведь в любой ситуации есть минимум два выхода. Делимся своими соображениями, как брендинговым агентствам работать в кризисное время.
Расходы одни
Оставим за скобками причины всех этих экономических ненастий, на которые мы всё равно не можем повлиять. Сконцентрируемся на том, что касается нас напрямую — росте себестоимости брендинга.
Колебания доллара и другие неприятности вызвали рост цен на многие нужные штуки. Дорожает техника, программное обеспечение, шрифты, стоковые картинки, обучение сотрудников. В общем, важные средства и инструменты для брендинга становятся дороже. Особенно — каналы коммуникации, продвижения бренда, реклама.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в первом квартале 2018 года суммарный объём рекламных бюджетов вырос на 13% по сравнению с прошлым годом. Падение зафиксировано только в сегменте печатных СМИ. По остальным — рост.
Самое большое увеличение в онлайн-рекламе — 22%. Один из главных факторов — рост цен.
Доходы не доходят
Навстречу росту затрат на брендинг идёт снижение стоимости, которую готов заплатить за него клиент. Клиенты явно не готовы тратиться на брендинг так, как раньше. Те компании, которые ещё недавно работали с самыми дорогими агентствами, сейчас рассылают запросы с указанием довольно скромного бюджета на проект, ищут более экономные варианты сотрудничества. Как следствие, ситуация на рынке брендинга становится более сложной.
По данным исследования Ассоциации брендинговых компаний России, наиболее адекватная цена на аудит бренда сейчас — 500 тысяч рублей, разработка коммуникационной стратегии — 800 тысяч, разработка концепции айдентики — 800 тысяч, структурный дизайн упаковки — 600 тысяч. При постоянном росте затрат эти цены не меняются уже много лет.
Не в последнюю очередь рост цен сдерживает перенасыщенность рынка предложениями, а также множество открывшихся новых дизайнерских бюро.
В чём сила, брат?
Тут самое время вспомнить, что брендинг не сводится к одному лишь дизайну. Красивая картинка здесь — лишь вершина айсберга. Помимо этого проводится комплексная экспертиза: бренд-аудит, анализ рынка, анализ конкурентов и так далее. Брендинг — не украшение товара, а инструмент по увеличению продаж.
Когда обстановка в экономике благоприятная, компании не жалеют денег на шикарные проекты, которые по большей части направлены на то, чтобы удивить, восхитить аудиторию, громко напомнить о себе. В условиях спада красивые жесты — роскошь, которую себе может позволить не каждый. Проекты становятся более утилитарными, целенаправленными, усилия больше концентрируются на стимуляцию продаж.
В сложное время приходится тщательно продумывать коммерческий эффект не только для клиента, но и для себя. Иногда приходится выбирать между синицей в руках и журавлём в небе.
А ведь взаимоотношения — очень важный фактор, который почему-то часто игнорируются. Как только настают тяжёлые времена, некоторые люди сразу вспоминают Чарльза Дарвина и пытаются выживать, кусая соплеменников. И действительно, затягивание поясов может быть обидным, и принцип «умри ты сегодня, а я завтра» может показаться единственно верным. Именно поэтому одним из самых востребованных ресурсов в кризис становится добрая репутация и уровень доверия к агентству. Поэтому это как раз тот случай, когда порядочность окупается сполна.
Комментарий удален модератором