Шеринг экономика в телекоме
Пока все абоненты жестко привязаны к своему сотовому оператору ID в виде номера телефона в мире технологий происходят изменения, которые через несколько лет перевернут модели услуг операторов с ног на голову. Давайте заглянем закулисы потребления и разберемся в предпосылках этих изменений и зарождающихся в телекоме трендах.
Технологии
Вот всего всего одно наблюдений. Появились устройства-пионеры с eSIM (embedded SIM в виде чипа 2*2 миллиметра). Этот чип поддерживает новые стандарты. Компания ARM встроила eSIM в свои мобильные процессоры - ждем линейку IoT или носимых устройств с ними. Google в Pixel 2, предлагает пользователю подключение к своему проекту Project Fi через встроенную eSIM, а приложение eSIM Manager от Google уже может управлять профилем оператора в приложении без привычной SIM-карты.
Т.е. с прогрессом eSIM абоненту очевидно станут доступны профили операторов (телефонные номера) без обязательного физического форм-фактора (привычной SIM-карты).
Технологические трансформации которые произойдут с проникновением eSIM:
- Минимизация устройств и новые сферы применения IoT.
- Поддержка индустриального стандарта MFF2.
- Переход в парадигму always best connected или к UBER-модели потребления услуг мобильной связи.
Если посмотреть дальше, то сама Ассоциация GSMA активно участвует в трансформациях мобильных технологий и моделей потребления услуг операторов. В 2105 году был принят стандарт Remote SIM provisioning, который по сути, зажег зеленый свет свободе подключений абонента и описал технологию переключений. Его суть в том, что по требованию пользователя в SIM-карту "по воздуху" может быть загружен профиль нового оператора в любой момент времени. Мы в CwSim первыми реализовали этот стандарт еще в 2016 году.
Бизнес трансформации
Интересно сделать прогнозы на изменения, которые грядут и как они повлияют на жизнь пользователя услуг, компаний и сотовых операторов. Очевидно, что Царем-горы станет наконец-то клиент с ID, не привязанным ни к одному оператору. Вокруг него будут выстроены не просто услуги мобильной связи, а конвергентные услуги, построенные в открытых OEM экосистемах пока сильно закрытыми сотовыми операторами и компаниями-поставщиками услуг. Говоря простым языком, одним кликом можно будет купить услугу связи и получить бонус от сервиса бронирования гостиниц, банка, прачечной или наоборот. Но это не точно.
Сотовые операторы, с одной стороны получат новые каналы дистрибуции трафика через мобильные маркет-плайсы провайдеров подписок, с другой конкуренция сильно подрастет из-за возможности безшовной смены оператора одним кликом.
Компании смогут интегрировать свои услуги в одном окне с услугами связи. Пока это могут себе позволить только операторы и хороший пример такой интеграции синергия МТС и МТС Банка.
Дома на десерт
В России нет экосистем, в которых возможно создать что-то похожее на проекты Google, но несмотря на это делаются попытки играть в UBER модели уже сейчас. Буквально сегодня стартовала история про "оператора операторов" от Easy4. В прошлом году компания Sim2m начала продажи SIM-карты c агрегацией услуг Б4. СomfortWay c 2016 продает туристический продукт без роуминга, который подключается в разных странах к локальным операторам в 200 странах мира и в мае запустила линейку локальных тарифов по России. В целом неплохо.
Отлично. Предлагаю продолжить серию статей и рассмотреть использование есим в РФ.
В частности такие вопросы как возможное регулирование правового статуса - мы ж понимаем, что государство в ближайшие несколько лет не откажется от телефона-паспорта.
Вопрос о заработке операторов.
По хорошему, мобильному оператору уже пора бы стать просто гоняльщиком трафика. Возможно даже без голосовых минут.
Но очевидно, что такое событие тоже маловероятно. А если и случится, то стоимость услуг существенно возрастает.
С другой стороны - как существующая модель впишется в концепцию есим? Не выйдет так, что в результате пользователь окажется подписанным на платную рассылку гороскопов сразу от 5 операторов?
К тому же, такая система автоматически отменяет модель авансовых платежей, по которой сейчас работают опсосы в России.
Насколько такое нововведение интересно операторам и готовы ли они его внедрять?
Мне, как человеку крайне далёкому от этой темы, было бы очень интересно послушать мнение экспертов.
Если не ходить вокруг да около и не мяться с формулировками, то надо признать что система телефонной связи, основанная на нумерационном ресурсе давно себя изжила.
Этот атавизм должен уйти на покой вместе с азбукой Морзе и телеграммами.
Вы никогда не задумывались что тейлефонный номер на самом деле вам не принадлежит?
Оператор может его в любой момент, если что-то ему не понравилось (например вы перестали платить или потеряли учетные записи и не можете доказать что вы не слон) заберет ваш номер и отдаст другому.
Особым цинизмом и наплевательским отношением к людям здесь отличаются операторы фиксированной тейлефонии - они могут взять и удолить ваш старый номер, по которому вас знали много-много лет ваши друзья-родственники и выдать вам новый, спровоцировав тем самым невозможность связи дальних родственников и т.д. - в результате люди ищут друг друга как слепые котята. Хорошо что соцсети появилсь.
Но прикол в том что и сами операторы не являются владельцами этих номеров.
У них точно также могут отобрать, но теперь это делает уже государственный орган.
А привязка префикса номера к стране? В результате из страны в страну вы должны звонить и платить бабло, а сколько бабла должны платить операторы за интерконнект и за минуты, берется с потолка.
И все это происходит в то время как мессенджеры позволяют общаться бесплатно.
Номер не несет никакой ценности - это тоже самое чтобы например люди вместо vc.ru набирали бы в строке браузера IP адрес 95.213.255.156.
Ну, какбэ да.
Всё верно. Номер вам не принадлежит. И давно себя "изжила".
Но ведь существует. В силу ряда административных и экономических причин.
Проще говоря кому-то удобно контролировать ирубить бабло.
Я просто не вижу предпосылок к изменению ситуации, в тут вопрос не в технологиях.
Вопрос и в технологиях тоже.
Например тот же Скайп мог продавить эту тему и одно время у него получалось, но пришел МС и все превратил в г.
Проблема в том что тейлефония базируется на оборудовании, которое УЖЕ установлено и которое они не будут менять в ближайшее время в силу консервативности самого бизнеса. Соответственно оно сделано на открытых стандартах - все используют телефоны Cisco и SIP совместимое оборудование - и в АТС и в железе на столах.
Этот стандарт поддерживает только Скайп из больших и то за бабло и в одну сторону - Skype For SIP.
Одно время на сайтах компаний были логины скайпа, по которым бесплатно можно было позвонить прямо на АТС номер сотрудника, сейчас эта тема сдулась после покупки МС.
И может быть виной тут стало то что у скайпа было плохое мобильное приложение и абонплата за звонки из скайпа в АТС - трудно сказать.
Остальные попмессенджеры решили фигачить свои проприеритарные протоколы, чтобы оттягивать пользователей к себе - вацап, вайбер, ТГ и т.д.
В результате получилась интересная картинка - существует мир мессенджеров и мир бизнес-телефонии, которые не пересекаются.
Мессенджеры, хотя и используют номер в качестве логина, не могут совершить звонок на бизнес, который завязан на нумерации, хотя и те и те используют VOIP телефонию для звонков.
Пока Государство бросило все интеллектуальные ресурсы на осознание технологии блокчейн и ответа на вопрос, что делать с криптовалютой. Т.е. до момента, когда они обратят внимание на историю с eSIM еще года два :) А если серьезно, то мы уже участвуем в обсуждениях на уровне Министерства связи, но пока похвастаться нечем.
Операторы в курсе трендов, вся Б4 входит в GSMA и есть гипотеза, что сама ассоциация станет владельцем ID и будет раздавать их через единый сервисный центр. Детали в статье на Wiki - Remote SIM provisioning. Но я сам верю в модель появления множества сервис-провайдеров, стоящих между пользователем и оператором, и предлагающих пользователю не только трафик, но и пул конвергентных услуг.
в мире делают есим а в россии меняют закон о связи
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором