{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

«Я вижу цель, иду к ней, достигаю, перехожу к следующей»

Интервью с собственником и учредителем ООО «Союз - Кейтеринг», владельцем ресторана северной кухни OLENЬ, участницей проекта Grand Mama Натальей Треумовой о бизнесе с женским лицом.

Собственник и учредитель ООО "Союз - Кейтеринг" и владелец ресторана северной кухни "OLENЬ" Наталья Треумова

Наталья Треумова уже почти 20 лет возглавляет одну из крупнейших компаний на рынке Северо-Запада - "Столичный кейтеринг", руководит рестораном "OLENЬ" и небольшой пекарней в центре города, а также курирует мастер -классы для взрослых и детей "Запекайка". Я решила поговорить с Натальей, чтобы выяснить, как ей удается в одиночку со всем этим эффективно управляться.

Наташа, расскажи, пожалуйста, что такое "кейтеринг"?! Лично я с этим понятием сталкиваюсь впервые.

Кейтеринг (англ. catering; от cater - поставлять провизию) - это организация питания для людей - заказчиков в удаленных точках, то есть это может быть, например, твой дом, твоя школа или приусадебный участок, крыша дома, вертолет, яхта, самолет, одним словом, где угодно.

То есть выездные свадьбы - это и есть кейтеринг?

Да, конечно. Это называется "событийный кейтеринг".

?

Кейтеринг делится на событийный и социальный (корпоративный). Основное их отличие в том, что событийный кейтеринг делается под событие, например: Family day, Новый год, 8 марта. У нашего города не так много помещений, которые могли бы вместить у себя 500 и более человек, а компаний с таким количеством сотрудников достаточно. И они хотят, как и все, где-то отпраздновать окончание года к примеру все вместе. Главный вопрос - "где"? И тут на арену выходят: цирк, Планетарий, Манеж Кадетского Корпуса, Этнографический музей, Мраморный дворец, Государственная резиденция К2, Николаевский дворец. А еду и оформление они делают у кейтеринговой компании. Когда я еще не работала в этой сфере, я сама заказывала кейтеринг. У нас было новоселье, и я всё думала, где взять официантов, которые бы пришли и все красиво сделали. Это был 2000 год. Я нашла компанию, которая предлагала подобные услуги, когда можно позвонить и вызвать персонал, который к тебе приедет и всё красиво накроет, а повара приготовят необходимые блюда на твоей площадке (например, в собственной квартире). Вот сейчас мы именно этим профессионально и занимаемся. В нашем портфолио есть события, которые насчитывают несколько тысяч человек (5-6 тысяч).

А кто заказывает такие масштабные события?

В основном это крупные иностранные концерны. На прошлой неделе у нас состоялись две дегустации (tаsting) - это когда по инициативе заказчика организуется либо одновременная, либо последовательная дегустация. Разные кейтеринговые компании приезжают на клиентскую площадку и привозят с собой все то, что они будут на этом празднике предлагать гостям. Мы выиграли по итогу дегустаций оба мероприятия, в каждом из которых будет участвовать около 1200 человек.

Скажи , пожалуйста, а что выгоднее: заказать кейтеринг или по старинке прийти поесть в ресторан, если , допустим, человек 30 -50?

Я думаю, что одинаково. Существует расхожее мнение, что кейтеринг дороже. Может, где-то и да, но на самом деле все зависит от выбора заказчика. В ресторан ты приходишь, и выбор делается тобой здесь и сейчас. Ты берешь в руки меню и заказываешь из того, что есть в карте. В кейтеринге все продажи происходят до того, как ты пришла в "выездной ресторан". Все обсуждения, нюансы меню и оформления происходят задолго "до". У тебя задолго до начала мероприятия есть совершенно четкое представление, что ты будешь есть и за какие деньги. Бюджет кейтеринга определяет заказчик, то есть ты. Когда ты приходишь в ресторан, я, как владелец, ставлю тебя перед фактом: "Вот меню, выбирай из того, что есть". А в кейтеринге все наоборот. Ты приходишь и говоришь: "У меня есть 30 тыс. и всё, сделайте мне что-нибудь на эти деньги". И поскольку наш ассортимент и калькуляция себестоимости позволяют нам быть достаточно мобильными и делать хорошую и качественную еду, но дёшево, либо хорошую, но качественную еду и дорого, то все , от чего мы в конечном счете зависим - это от бюджета клиента. Бюджет кейтринга на 30 человек может быть 50 тыс., а может быть 1млн.. И это реальные цифры.

Правильно понимаю, что для кейтеринга можно нигде не базироваться. Просто создать сайт с описанием услуг, ассортиментом и портфолио и всё.

А как же технологии производства и санитарные нормы? Бывают, конечно, случаи, когда посуду моют в ванне дома, но мы - крупные игроки на рынке и такого себе не позволяем. Кейтеринг - это всегда стационарное производство. Не обязательно ресторан, это может быть арендованное помещение, в котором находится кухня, например, обычная столовая. Но с учетом того, что за очень короткий промежуток времени (за 24 часа), требуется приготовить большое количество еды, тебе нужно помещение, где можно развернуться. Хотя современные технологии и позволяют готовить еду заранее за счет использования шоковой заморозки или вакуумной упаковки, но мы все-таки стараемся делать все день в день. Для масштабных мероприятий требуется большое количество поваров и море посуды. Квартиры тут точно не хватит. Хотя я помню, что у меня был такой период в жизни, когда закончились отношения с арендодателем в одном месте, а в другом они еще не начались. И все это длилось где-то месяц, который я не забуду никогда, потому что заказов на кейтеринг тогда было очень много, и отказать мы клиентам не имели право. За месяц мы сделали оборот в 500 000 на кухне в квартире у моей мамы.

Сколько человек у тебя в штате?

Штат не очень -то большой. Персонал в основном привлекаемый: официанты, метрдотели, грузчики, мойщики. Постоянные (ведущие) специалисты: 4 повара, менеджер по продажам и технический специалист.

За какое минимальное время в кейтеринге можно сделать заказ?

За 24 часа. Если сегодня нам сказать, что завтра будет банкет на 300 человек, мы его сделаем.

Как тебе пришла идея заниматься именно кейтерингом?

Я начала работать в общественном питании в 2003 году.

А как ты туда попала? Ты заканчивала пищевой колледж или просто любишь готовить?

Боже упаси! Я до этого момента себя считала очень счастливым человеком, потому что работала по специальности, по которой получила высшее образование. Я - филолог- финнист. Закончила кафедру финно-угорской литературы СПбГУ, и всю свою жизнь ДО общественного питания я посвятила переводам. Я и сейчас могу в любой момент взять и начать переводить с финского на русский и наоборот. Кстати, ресторан "OLENЬ" имеет прямое отношение к моей - той - жизни.

И что же произошло в 2003 году?

В один прекрасный день мне делают предложение, от которого невозможно отказаться. Звучало оно примерно так: "А теперь директором в ресторане будешь ты!", - сказал мне мой бывший партнер.

То есть ты была филологом и переквалифицировалась за один день в директора ресторана?

Да, я была филологом-переводчиком с абсолютно свободным графиком жизни.

И вот в один прекрасный день меня отправляют работать в ресторан, который на тот момент был ещё и убыточным. Первый год я в нём жила. Я увидела тогда всё, что только можно и нельзя было увидеть: заведующих производством, которые выносили еду сумками из ресторана, поваров, которые вставали в позу и говорили, что работать они не будут, вечно опаздывающих официантов . Мало того, что следовало разобраться с персоналом, мне в довесок упало программное обеспечение, которое на тот момент отсутствовало в ресторане. За короткий срок я освоила основы бухгалтерского учета, калькуляцию, себестоимость, рекламу, управление персоналом. Я, кстати, очень благодарна судьбе за этот опыт, потому что фактически я получила второе высшее образование. Так я проработала до 2007 года и вывела ресторан в заметный плюс. А потом тот же самый человек мне сказал: " Поработала?! Молодец! Ну всё, у нас теперь новый менеджер. Спасибо! До свидания!"

Неприятно, конечно. А что случилось потом?!

Потом я решила, что больше не хочу ни на кого работать и пора делать что-то свое. Уже в том ресторане (ресторан "Столичный" - прим. автора) стали появляться первые запросы на кейтеринг из соседних магазинов (просили сделать бутерброды с доставкой для сотрудников). Я поняла, что этот формат будет очень востребован, и стала искать место, где можно было бы организовать производство. На Пражской я нашла помещение, где сейчас располагается ресторан "OLENЬ": тут 400 квадратных метров и достаточно места для организации производства. Это место было довольно популярным, так как тут был пивной ресторан-клуб Шхера, который гремел на все Купчино своими танцами на барной стойке.

А почему именно кейтеринг? Это же совершенно иная область, отличная от того, чем ты занималась в ресторане?!

Кейтеринг сродни тому, чем я занималась раньше до общественного питания. Будучи переводчиком, я много ездила и работала на абсолютно разных объектах. И это мне очень нравилось, а рутина, которая так или иначе присутствует в ресторане, меня не очень устраивает. Кейтеринг дает мне разнообразие, которое я люблю. Мы каждый раз организуем что-то новое, у нас совершенно разные задачи от заказчиков. Только представь, у нас ни разу не было повторяющегося меню.

Ты не думала выйти на международный рынок с кейтерингом? В ту же Финляндию?

Такого разнообразия яств на столе, как в России, нет нигде. У нас до сих пор никак не могут понять, как 35-ти граммовым канапе можно наесться на весь вечер. Запад уже давно перешел на этот формат: человек приходит на какой-то прием (открытие/закрытие выставки, конференция), ему дают три канапе и этого достаточно. Ты же на конференцию не поесть пришел, в конце концов. У русских восприятие совершенно иное: если ты - хозяин, и к тебе пришли на прием гости, а ты их угощаешь тремя канапе, то гости подумают, что у хозяина дела идут неважно. В России большое количество еды на столе - это статус, количество, разнообразие, сервировка - это показатель успеха.

Наташа, как раз хотела спросить про сервировку. Должен же быть дизайнер, который разрабатывает все эти концепции?!

Да, вот он перед тобой (смеется). С того момента, как я начала заниматься кейтерингом, я стала понимать, что все время за кем-то подсматриваю, изучаю оформление на мероприятиях, на которых бываю, что-то придумываю сама. Для корпоративного питания (корпоративный кейтеринг) гораздое меньшее значение имеет подача, чем сама еда и то, во что она упакована. Ты просто, например, возишь вкусно и качественно приготовленную еду в эко-упаковке. Всё. Для событийного нужна идея, концепция мероприятия. Например, 25 лет компании. Что это будет? Фуршет стоя, банкет сидя, фуршет с рассадкой, барбекю. Или заказчик хочет, например, чтобы все столы, официанты и, может, даже блюда были в цветах компании. Тут как раз и начинается все самое интересное для нас как для исполнителя. Также важно понимать, какую функцию берет на себя еда: это фон или основной гость мероприятия?! Не забудьте, что сотрудники компании, как правило, приводят на мероприятие всю свою семью: есть дети, жены, которые, как правило, вегетарианки или сидят на строгой диете и ничего не едят. И мы обязательно должны позаботиться и об их комфорте тоже.

А ты у кого училась кейтерингу? Какие книги читала?

Я сама всему научилась за время работы. Интернета тогда как такового не было. Вся страна толком не знала, как это делать, кейтеринг ведь появился в 1998, может, в 2000. Поэтому мы все делали по старинке - методом научного тыка.

Ты обучаешь своих сотрудников кейтерингу?

Да, поваров обучаю. Им нужно рассказывать специфику бизнеса. Не каждый повар может работать в кейтеринге. В кейтеринге, в отличие, например, от работы в ресторане, повар должен не просто хорошо готовить заказ, он все время обязан помнить о сохранности и пищевой безопасности: как приготовить блюдо, как его правильно охладить, сохранить, сложить, чтобы можно было впоследствии его легко транспортировать.

Что самое сложное для тебя в бизнесе?

Взаимодействие с людьми. Это главное и самое сложное. Ты можешь научиться всему, но управлять -это самый неприятный и самый сложный момент. Он может стать приятным только при правильном взаимодействии на всех уровнях. Нельзя ни заигрывать, ни дружить с сотрудниками. Первое увольнение было как развод. Вот ты понимаешь про себя, что человек вообще не тянет, но при этом она ведь классная тётка. Жалко увольнять, хороший человек, но...Ужасные метания....Ну ничего: посидели, поплакали, выпили шампанского и расстались. Сейчас, кстати, дружим.

Были ли у тебя единомышленники, когда ты начала свой бизнес?

Когда я покупала Шхеру, встал , естественно, вопрос о партнерстве. Но когда по клубу я ходила с человеком, с которым планировала вести бизнес, и он, заглядывая в каждый угол, приговаривал: "Здесь я сделаю это, здесь то", я поняла, что не готова кого-то слушать, как мне жить и что делать. Я самолично взяла кредит в банке на 8 млн. под залог своей квартиры и купила этот клуб.

Какие задачи ты ставишь в бизнесе? Какая цель? Многие бизнесмены на Западе и в США часть прибыли перечисляют, например, в благотворительные фонды, потому что считают, что надо помогать не обласканным судьбой людям. Как ты к этому относишься?

У нас есть проект, направленный на благотворительность. Через наших знакомых мы узнали об организации "Петербургский родители". Это общественная организация, которая занимается детьми - сиротами, живущими в детских домах. У этой организации есть проект "Право выбора", объединяющих подростков от 14 и старше, которых уже никуда не берут, то есть их шансы попасть в семью предельно малы. На выходе в 17-18 лет это практически 100% преступность. Там нам, по крайней мере, сказали представители этой организации. Они искали для своих детей волонтеров - "значимых взрослых" до 35 лет, которые могли бы стать для них друзьями. Мы подумали, что было бы здорово как-то этим детям помочь встать на ноги, например, поделиться с ними нашим опытом приготовления еды, стать для них "значимыми взрослыми". Они живут в социальном учреждении, где не видят кухни, не знают, как заваривается чай, как готовится суп, сколько стоят продукты в магазине, что покупать, чтобы приготовить какое-либо блюдо. И в итоге на выходе из детдома мы получаем совершенно недееспособного человека с квартирой/комнатой от государства, который просто не представляет себе, как дальше ему жить и что есть. Эти 14 - летние дети вместе с шеф-поваром Александром Мухиным (30 лет), который ведет для них мастер - классы, учатся теперь готовить. Саша проходит с ними все этапы: он идет с ними в магазин, покупает вместе с ними продукты, чтобы у них появилось понимание, сколько это стоит и что из этого можно бюджетно приготовить, а, может, и не бюджетно, может, что-нибудь ВАУ. Потом они приходят сюда - в ресторан "OLENЬ", где мы ставим им столы, даем весь необходимый инвентарь. Они все режут, жарят, варят, готовят, потом садятся и все вместе едят то, что только что приготовили. В последний раз они, например, лазанью готовили.

Как считаешь, какие самые эффективные инструменты для рекламы?

Два поста в день в социальных сетях - этого вполне достаточно.

Чего тебе не хватает в жизни?

Времени. Ты вязнешь в рутине, которая свойственна почти любой работе, а ресторанному делу особенно. Это повседневная работа, которой я не очень люблю заниматься, но её надо обязательно делать, чтобы ресторан функционировал.

Но при всём при этом ты как-то нашла время для проекта Grand Mama?

Меня очень привлекло описание проекта. Публичность, различные тусовочные места, команда единомышленниц. Это интересно. Плюс ты становишься объектом для вдохновения для других женщин в возрасте 45+.

Как сочетать личную жизнь и бизнес?

Надо сознательно отходить от бизнеса, тогда, когда тебе это нужно. Вот сейчас я уезжаю в отпуск, а момент очень неудачный, потому что на носу мероприятие. Но удачных моментов не бывает, они всегда неудачные. Можно виснуть в этом, а можно просто бросить всё и умчаться на море. Не нужно думать о том, где найти время. Надо просто отпустить ситуацию и уезжать. Надо уметь посвящать время самой себе.

Какой у тебя девиз?

Все будет хорошо!

Беседовала Оксана Васько

#Навсюголову #натальятреумова # союзкейтеринг # ресторансевернойкухниolenь # бизнес # grandmama #

0
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Whateva Man

Все так гладко.
Нахватает вопросов, например как столичный кейтеринг обманывает сотрудников и заказчиков.
Ведь этот кейтеринг хорошо известен так скажем среди "фрилансеров".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Eugene Danilov

Да вы переплюнули Ларри Кинга

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Eugene Danilov
о бизнесе с женским лицом.

А вообще любопытно, что наши доморощенные интервьюеры любят обратить внимание на женский пол предпринимателя. На западе подобный сексизм (или как это называется, объективизация?) ничего кроме негатива не вызывает.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шубин

Ошибаетесь, на западе последнее время ни одно мероприятие и ресурс не обходится без упоминания "female founders". Пруфов, конечно, не будет, но по ключевым словам гуглится легко.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда