{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Технологии заставляют нас делать то, с чем мы плохо справляемся. Время изменений, которые сделает дизайн

Перевод статьи американского учёного в области когнитивистики, дизайна и пользовательской инженерии Дональда Нормана.

Отвлекаемость - это не проблема человека; это проблема дизайна, пишет эксперт по юзабилити Дональд Норман.

Существует широко распространенный миф о том, что человеческая ошибка вызывает около 90% автомобильных аварий. Девяносто процентов всех несчастных случаев обвиняют в человеческих ошибках. Здесь есть большая оговорка.

Реальная причина большинства несчастных случаев - это инженерный менталитет, который способствует автоматизации всего, что мы умеем, оставляя людей для заполнения пробелов. Это заставляет человека вести себя в соответствии с потребностями машины и на ее условиях: то, в чем люди плохи. И когда людей просят делать то, в чем они плохи, они делают это плохо, что приводит к несчастным случаям.

Одной из частых причин трудности является отвлечение, как если бы отвлекаемость была человеческой неудачей. Это не так. Это проблема дизайна. Люди не отвлекаются: мы любопытны и внимательны к изменениям. Это положительные качества для жизни в мире, наполненном неопределенностью, новизной и неожиданными событиями. Они приводят к умным озарениям, творчеству, а также к сопротивлению перед лицом неожиданных событий. Но эти самые добродетели выставляются как нежелательные, когда они происходят в среде, где люди вынуждены сосредотачиваться на утомительных действиях в течение длительных периодов времени, вынуждены быть постоянно внимательными и очень точными, с цикличным повторением этих действий. А это, как известно, люди делают плохо. Пришло время пересмотреть взгляды на то, как мы строим технологии.

Как технологии дополняют способности людей

Люди и технологии формируют естественное партнерство. Мы изобрели и создали технологию для улучшения нашей жизни и способностей. Теперь мы не можем существовать без этих технологий, которые одевают и кормят нас, воспитывают и развлекают, позволяют нам путешествовать и записывать мысли.

Люди и машины являются естественными партнерами отчасти потому, что они очень разные: эти различия дополняют друг друга, сливаясь при лучших обстоятельствах, образуя мощную и эффективную комбинацию – человек плюс технология.

Мы любопытны, креативны и чувствительны к изменениям вокруг нас, сочетая новые события с текущими в умных, изобретательных и продуктивных способах. Мы приблизительные и эвристические. Нам становится скучно, когда мы ничего не делаем, поэтому мы ищем новые виды деятельности, чтобы сохранить занятость. Люди являются аналоговыми созданиями; наше поведение подходит для естественного мира, а не для мира современных машин.

Сочетание этих человеческих качеств означает, что люди испытывают трудности с постоянным, сосредоточенным вниманием, когда мало что происходит, когда люди должны заниматься очень точными, повторяющимися действиями, такими как вождение. Человек хорошо видит общую картину, тенденции и возможности сочетания новых компонентов.

Машины, с другой стороны, могут поддерживать фокус. Они способны к постоянному вниманию на долгие, неопределенные периоды. Они точны, даже с повторяющимися действиями. Машины, по крайней мере, на данный момент, не имеют никакого любопытства. Они не переключают свое внимание с их текущей деятельности на изучение новых событий.

Будут ли машины когда-либо проявлять любопытство таким образом, чтобы не уменьшать их внимания к текущим событиям? Возможно, но может пройти много десятилетий. Между тем, давайте разработаем важную философию дизайна, которая рассматривает людей и машины как партнеров по сотрудничеству. Самые разные свойства людей и техники (машин) должны составлять мощную команду. Людям становится скучно, когда они вынуждены делать одно и то же снова и снова. Машинам нет. Так почему бы не избавить людей от необходимости выполнять повторяющиеся, высокоточные задачи и позволить машинам делать это? Почему мы не разрабатываем вещи, чтобы воспользоваться этими дополнительными свойствами?

Навстречу людям - первое видение технологии

Рассмотрим калькулятор. Творческая часть математики рассматривает проблему и возможный подход к решению. Но решение полученных уравнений требует внимания к деталям и большой точности.

Люди очень хорошо думают о проблеме, правильно формулируют ее. Но математическое решение требует внимания к деталям и большой точности. Люди не очень хороши в этом.

Я понимаю основы арифметики (и высшей математики), но делаю простые ошибки. Попросите меня сделать некоторые вычисления, требующие страниц работы, и я гарантирую, что я ошибусь где-то на этом пути.

Калькуляторы прекрасны при решении уравнений без ошибок. Но они не могут выяснить, что решать или определить, как сформулировать проблему, чтобы ее можно было вывести в уравнения, а затем, когда решение определено, оценить его, чтобы понять, подходит ли этот тип решения или нет. Эти вещи лучше всего оставить людям.

Таким образом сформируйте команду - человек плюс калькулятор – и полученная командная работа намного мощнее, чем любая другая.

Не нравится математика? Хорошо, рассмотрите карты мира или музыкальные инструменты или краски и кисти - инструменты для рисования и компьютерную графику (ну, некоторые инструменты рисования и компьютерной графики). Все это может дополнять людей, выполняя те части задачи, в которых мы не очень хороши, позволяя людям сосредоточиться на том, что они делают так хорошо: творчество, постановка проблемы и оценка (и изменение) результатов.

Иной угол обзора вопроса – вождение автомобиля. Водители должны смотреть на дорогу в течение длительных периодов времени, хотя от них требуется очень мало действий. Проблема в том, что потребность в действии может возникнуть в любой момент, часто непредсказуемо. В психологии это требование постоянного внимания к скучным задачам называется «бдительность». Люди плохо справляются с этим. Ум любит быть занятым. Если с основной задачей ничего не происходит, разум обращается к чему-то другому. Иногда он обращает внимание на другие события, на разговор с другими людьми в машине (или в сегодняшнем мире, с другими людьми, связанными с нами беспроводной технологией) или на свои собственные странствия и блуждания в голове. Это совершенно нормальное, обычное человеческое поведение. Когда происходит несчастный случай - обвиняют людей, утверждая, что они были отвлечены. Именно этот язык вины ведет нас в обратном направлении от прогресса. Это вина машин, технологий - или, точнее, вина людей, которые разрабатывали, внедряли и задействовали устройства, которые заставляли людей чувствовать себя некомфортно и не по-человечески (на языке машин) при взаимодействии с этими устройствами, - факт, который был известен более полувека.

Как мы должны конструировать?

Правильный способ проектирования - начать понимать задачу, которая должна быть выполнена, структурировать дизайн инструментов для удовлетворения человеческих потребностей и возможностей, а затем построить технологию, которая компенсирует наши недостатки и слабости.

На протяжении веков технологи ставили потребности машин над людьми, заставляя людей действовать как машины. Затем, когда люди оказывались плохи в этом деле, их обвиняли. Людей критикуют из-за отсутствия внимания, за то, что они отвлекаются. Нет. Именно технологов следует критиковать за то, что они заставили нас действовать не свойственными нам способами. Пришло время вернуть себе законное место.

Нам необходимо обратить вспять нормальную технологическую стратегию, где люди заполняют пробелы в производительности машины. Вместо этого мы должны требовать, чтобы машины заполняли пробелы в производительности человека. В конце концов, технология была изобретена для улучшения жизни людей, а не наоборот. Давайте создадим технологии, которые наделяют нас силой, позволяют нам использовать наши творческие способности и избавляют нас от того, что нам не нравится.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Ivanov

Я, честно, не понял (или не до конца понял), о чём статья. Он обвиняет технологии в том, что они "не так" дополняют его способности или дополняют "не те" способности? Ну так ножом можно порезаться, а можно мясо на ужин порезать...

На протяжении веков технологи ставили потребности машин над людьми...

Да что с ним не так? :-) Похоже, будто на человека напали трансформеры и пятый день поедают картошку у него в погребе...

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Читал, ожидая увидеть хотя бы намёк на решение хотя бы одной из проблем, ну например с ДТП. Ок, человеку сложно сохранять бдительность в течение долгого времени. И как конструкторы должны дизайнить автомобили, чтобы человеку было проще следить за дорогой? Воспроизводить рандомные громкие звуки через рандомные промежутки времени? Едешь 5 минут - слышишь кукареканье. Проехал еще 10 минут - звук гонга. Через минуту - ксилофон. Или может надо прикрутить на капот RGB-светодиод, который тоже будет рандомно мигать, обращая внимание водителя по направлению движения? Или может пускать через водителя электрический ток? Как надо-то?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Стимуляция полезна лишь в короткий промежуток времени. То, что вы перечисляете - весьма опасно на дороге. Долбанёт так током, мышцы непроизвольно сократятся. Одной проблемой меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Я шутил уж. Всё что я перечислил это бред. Просто не могу ничего другого придумать.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов
Автор

Статья о направлении искусственного интеллекта, который сейчас активно создается всеми ведущими странами и о том, какие приоритеты и базовые задачи в это направление будут входить.
Построение задачи отталкиваясь не от узкой направленности, а от глобальных человеческих запросов и нужд.
Грубо говоря, раньше мы читали инструкцию, чтобы научиться пользоваться прибором (технологией) и приспособиться к нему, а скоро будет наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
Грубо говоря, раньше мы читали инструкцию, чтобы научиться пользоваться прибором (технологией) и приспособиться к нему, а скоро будет наоборот.

Дай бог, конечно. Но вот ради любопытства, давайте пофантазируем все вместе. Какой должна быть машина, в которой человек не потеряет бдительность? Чур, автопилот не приплетать. Рассматривается ситуация, когда человек сам крутит баранку и жмёт тапку.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда