Почему договоры так сложно читать?

Всем привет!

Меня зовут Павел Мищенко, я юрист и сооснователь Runetlex.

Хочу поговорить о наболевшем. Большинство договоров очень и очень сложно читать.

Открываешь документ, смотришь и впадаешь в транс. Сначала шапка на треть страницы. Потом раздел терминов, каждый из которых занимает абзац. Следом «предмет договора» на несколько страниц. Наконец, «права и обязанности сторон», где точно потеряешь нить повествования, если смог дочитать до этого момента.

Почему так происходит? Честно говоря, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть несколько версий:

1. Взяли шаблон договора из интернета, потом доделывали под себя, потом доделывали по правкам клиентов. В итоге структура договора просто испарилась под грузом изменений.

2. При разработке все силы и внимание уделялись тому, какие риски следует закрыть. На проработку структуры и формулировок у юристов просто не осталось времени (или желания).

3. Договор специально писали сложно, ведь вроде так принято. Чем запутанней и сложнее — тем круче и солидней.

Наверное, есть еще варианты, кидайте свои версии в комментарии.

Так или иначе, непонятные договоры причиняют большие проблемы.

Расскажу пару примеров из практики:

• Отказ от сделки

Несколько моих клиентов рассказывали истории, как контрагенты отказывались подписывать их старые договоры, потому что они были плохо составлены. Нет денег на нормальный договор — значит и компания не солидная.

• Долгое согласование

Стороны могут месяцами согласовывать договор, потому что юрист или бухгалтер контрагента не может быстро прочитать и осознать документ.

• Долгое внесение изменений

Для внесения изменений в запутанный клубок пунктов его сначала надо распутать, чтобы не написать противоречивые вещи. В итоге дополнительное соглашение на 3 строчки можно делать и согласовывать неделями.

• Сложность при конфликтах

Двойственные и противоречивые положения договора порождают споры, каждая из сторон ссылается на свои пункты, судебный спор превращается в русскую рулетку. Поверьте, из-за плохого договора и несоблюдения его условий споры проигрываются во много раз чаще, чем из-за заинтересованности судьи, как у нас принято считать.

А можно делать понятные договоры? Да, но нужно постараться.

В предмете договора писать только про предмет. Термины и определения нужно использовать только тогда, когда в этом есть необходимость. Раздел права и обязанности не превращать в свалку бесполезных пунктов. Не злоупотреблять ссылками на другие пункты. И так далее и тому подобное.

Я решил поделиться приемами, которые позволяют сделать договор понятней.

Рассказы будут выпускаться в двух вариантах:

• заметки в этом блоге

• ролик на Ютубе или в Фейсбуке.

UPDATE

Сегодня расскажу о том, как упростить раздел права и обязанности сторон. Итак, 4 простых приема:

1. Посмотрите, есть ли повторения между правами и обязанностями.

Например, в правах исполнителя написано, что он может запрашивать необходимую информацию для оказания услуг. А в обязанностях заказчика указано, что он должен предоставлять информацию для оказания услуг.Очевидно, что это одинаковые пункты, надо оставить что-то одно. Я, как правило, оставляю обязанность стороны.Более того, иногда все права дублируются обязанностями. В этом случае стоит задуматься, а нужно ли вообще перечислять права сторон, или можно ограничиться обязанностями.

2. Посмотрите, нет ли пунктов в стиле «капитан очевидность»

Парочка моих любимых примеров: «Заказчик обязан оплатить услуги исполнителя.» Если этого пункта не будет, то он не обязан оплачивать услуги по договору?

«Подрядчик обязан выполнить работы качественно.» Опять же, а в ином случае он может делать некачественные работы?

Уберите эти пункты, и договор от этого ровным счетом ничего не потеряет

3. Посмотрите, нет ли пунктов, дублирующих положения других разделов

Например: «Исполнитель обязан выставить счет Заказчику на оплату услуг».

Смотрим раздел порядок оплаты и видим: «Заказчик оплачивает услуги на основании счета от Исполнителя».

Убираем дублирование и получаем надлежащий результат. Если дублирование происходит частично, и в правах и обязанностях находится какая-то важная информация, то переносим ее в пункт профильного раздел.В этом случае мы получим 2 взаимосвязанных условия рядом, а не в разных разделах договора.

4. Посмотрите, есть ли пункты, из которых можно сделать раздел «порядок исполнения договора».

Например, по договору исполнитель должен через 10 дней подписания договора провести семинар у заказчика. При этом за 5 дней до мероприятия заказчик должен подготовить помещение и оборудование. За 3 дня до мероприятия исполнитель должен подвезти в помещение раздаточные материалы. За 2 дня заказчик должен направить исполнителю список участников. В день мероприятия исполнитель должен приехать на объект заблаговременно и проверить оборудование.

Как видно из примера, в промежуток между подписанием договора и мероприятием у сторон поочередно возникают обязанности по договору. Если эта информация будет в правах и обязанностях, читающему придется для понимания последовательности шагов выписывать ее на бумажку.Если же она будет в отдельном разделе, то порядок взаимодействия будет сразу виден наглядно. Это упростит и согласование договора и его применение в работе.

Эти 4 простых правила существенно облегчат ваш договор. Возможно вы с удивлением увидите, что раздел прав и обязанностей в принципе оказался не нужен. Не пугайтесь, такое тоже бывает, ничего страшного в этом нет. Он не священная корова)

Если есть вопросы/предложение - пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Константин Панфилов

Так а где приёмы-то, Паш

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Ну идея блога шаг за шагом рассказывать о приемах, раскрывая на примерах. Это вступительный пост, где поднимается общая проблема - плохая читаемость договора, и объясняется, почему это действительно проблема. Приемов штук 40, не имеет смысла все в один пост впихивать.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Имеет :(

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Перечитал пост, ты прав, выглядит не очень. Добавил приемы про один раздел. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Гораздо лучше

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Ну погоди, это же формат блога) Должна быть интрига, все дела. Или пользы недостаточно? Могу тогда в эту статью добавить один из приемов, так будет норм?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Договор - попытка застраховать себя от другого участника и его претензий. Качество договоров даже в банках крайне невысоко, но универсальной "серебряной пули" не существует. Договора согласовываются долго не потому, что их долго читают, а потому что есть прения по его пунктам, после чего он либо изменяется, либо не заключается.
"Права и обязанности" должны чётко быть прописаны и не иметь открытого списка, который будет использован против вас. Ведь ваша задача застраховать себя от претензий другого участника договора. К сожалению, в нашей стране это совсем не редкость.

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Спасибо за мнение! Мне кажется серебряной пули вообще нигде не существует. Чтобы начать прения по пунктам - нужно договор изучить. Чем он хуже структурирован, чем сложней написан, чем противоречивей его условия - тем больше будет время на изучение, тем больше будет правок, тем дольше будет идти согласование. Разумеется, главное в документе - защита интересов сторон. Но если владелец бизнеса гадает, почему его документы плохо и долго согласуются - возможно стоит увеличить его читаемость, и дело наладится. По моему опыту эффект от понятного договора положительный.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Чем больше компания, тем больше опыт, тем длиннее договор. :)

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Есть такое дело))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Наумов

Здарова!

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Привет!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Наумов

Салам!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Erokhin

Посмотрите на договора вот этих парней: http://outlaw.center/documents.html

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Спасибо! Ребята - мои коллеги по цеху и друзья. Я не до конца готов принять их подход, предполагающий полный отказ от канцеляризмов, потому что это влечет ряд неудобств при применении (на мой взгляд).
Но в остальном - да, мы делаем одно дело, через понятность ускоряем бизнес-процессы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда