{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Каждый человек должен стремиться к индивидуальности и к тому, чтобы создавать что-то свое»

Ирина Чичендаева – профессиональный журналист. Она работала на ведущих телеканалах города Кемерово, но потом решила создать собственный бизнес. Многие могли подумать, что она оставила журналистскую деятельность, но это не совсем так. Рассказываем, кто и чему учит в «Школе тележурналистики Ирины Чичендаевой».

Ирина Чичендаева

Учеба в школе

- Училась я в городском классическом лицее. Вообще вся моя учеба началась в обычной среднеобразовательной школе, в которой дети на перемене бегали покурить в садик. Это школа, в которой постоянно происходили какие-то стрелки. Старшеклассники стояли на учетах в специальных учреждениях. А потом я абсолютно неожиданно для многих поступила, на мой взгляд, в одно из лучших учебных заведений – городской классический лицей. Есть небольшая история. Туда берут детей с 8 класса, и я поехала просто поддерживать подружку, она ехала сдавать экзамены. Она мне сказала: «Ну что ты так будешь просто сидеть в коридоре ждать? Давай ты тоже попробуешь сдать».

Без подготовки, без всего я пошла сдавать экзамены. Все закончилось тем, что набрала минимальные баллы для поступления, а подруга, увы, не поступила, хотя ходила до этого и готовилась на подготовительных курсах. Городской классический лицей перевернул мою жизнь, потому что это атмосфера творчества и свободы. Это место, где у каждого подростка меняется мировоззрение и представление о жизни, о том, что мы свободны и должны делать то, что мы хотим.

Начало журналисткой деятельности

- После школы я очень легко поступила в университет, потому что к тому моменту, когда я выпускалась из лицея половину преподавателей с филологического факультета знала, поскольку они у нас параллельно вели какие-то факультативы. Очень легко было поступить, знаний лицейских хватило до такой степени, что я с самого первого курса начала все получать автоматами, так и получала. Несмотря на то, что училась на одни пятерки, я не была зубрилкой или заучкой, не сидела в библиотеках.

В основном я занималась работой, то есть уже на первом курсе я пошла работать. Как только поступила у меня появилась одна знакомая, которая работала на канале СТС-Кузбасс в программе «Включайся». Я ей говорю: «Слушай, а ты можешь меня устроить? Я мечтаю с самого детства работать на телевидении и быть журналистом». Мне было поставлено условие. Если поступаю, то меня берут. В итоге я поступила и сразу же пошла работать внештатником. У меня не было никакого образования, я только-только поступила, не учившись на первом курсе, я уже пришла работать на губернский канал СТС-Кузбасс. Также есть в моей практике опыт работы на канале ТВ-Мост, проходила практику на ГТРК Кузбасс, но большую часть времени я отработала на СТС-Кузбасс.

Уход с телеэкранов в собственный бизнес

- Что подвигло вас к созданию собственного бизнеса, школы тележурналистики?

- Было несколько причин из-за которых я решила открыть свое дело. Они в первую очередь связаны с моим личным желанием находиться в более-менее относительной свободе. Я не люблю давящего ощущения того, когда у тебя есть какой-то работодатель. Я очень люблю свободу. Не люблю, когда есть человек, который говорит: «ты должна делать это. Ты должна идти направо или налево. Ты должен, ты обязан». Когда мы идем работать по найму у нас обязательно появляется такой человек, а я такой человек, который ценит личную свободу и независимость, поэтому мне важно было создать свою жизнь и пространство вокруг себя таким образом, чтобы у меня не было условностей, мельтешащих передо мной, директоров и начальников. Людей, которые могут мной распоряжаться.

Я считаю, что мы давным-давно живем не в рабовладельческом строе. Вообще, каждый человек должен стремиться к индивидуальности и к тому, чтобы создавать что-то свое. Кроме того, была хорошая бизнес-идея. Она началась с того, что меня, как практикующего журналиста, приглашали в школы провести у них всевозможные мастер-классы. Я прихожу в одну школу и там собирается огромный зал. Дети хотели послушать, пообщаться на тему создания телевизионных материалов. В другой школе такая же ситуация, аншлаг.

Мастер-класс от Ирины Чичендаевой

- И был спрос?

- Да, я понимаю, есть спрос на обучение журналистскому мастерству. Как делать новости, как работать в кадре, как не бояться и бороть страх публичного выступления. Спрос на понимание правильного выступления, становление дикции, артикуляции и интонации. Я попробовала провести несколько платных мероприятий. И стоило мне рассказать нескольким знакомым об этом и дать небольшое объявление, которое я разместила у себя на личной странице в социальных сетях, как тут же набралась моя первая группа. Я как сейчас помню эту группу, помню всех поименно и продолжаю с ними общаться. Тут я поняла, что спрос есть. И дальше начала постепенно, планомерно развиваться в этом направлении.

- С какими трудностями вы столкнулись при создании школы тележурналистики?

- Их не было.

- То есть, вы просто решили и сделали?

- Да, так просто, решила и сделала. Не было никаких трудностей.

Студенты с Ириной Чичендаевой в телестудии

- В России нет тенденции, как в других странах, называть бизнес своим именем, есть только единичные случаи. Почему вы назвали свой бизнес «Школа тележурналистики Ирины Чичендаевой»?

- За деятельностью всей школы стоит личная программа, которую я разработала, авторское ведение всех занятий. Многие школы пользуются разными методами. Мы же используем особый метод, который подразумевает практическое преподнесение материалов. Наверное, 70-80% всех наших программ и курсов построены в первую очередь на практике. Практика – это то, чего не хватает многим школам и вузам. Без нее грош цена знаниям, которые мы получаем. Это равносильно тому, как учить плаванию на суше. Надо сразу же отправлять человека в воду для того, чтобы он учился там плавать.

Я считаю, что главный принцип – это практика. Также программа всех курсов была написана мною персонально, она не сдута с учебников. Это то, что я наработала за все время моей работы на телевидении. Суммарно, если исчислять в годах, это 15-16 летний стаж работы. Я не считаю, что здесь надо скромничать. Тут вопрос нескромности или наоборот хвастовства, это вопрос констатации того, что эта школа действительно моя и здесь есть моя авторская программа и принцип обучения, вот и все.

Чем полезна школа тележурналистики

-Вы приглашаете работать в свою школу и других практикующих журналистов. Какой вы видите свою школу через несколько лет?

- У меня есть расписанный план на несколько лет вперед. Так, к примеру, в сентябре 2018 года мы открываем филиал в Новокузнецке, в следующем году в Новосибирске. Мелкие города Кемеровской области мы тоже рассматриваем, сейчас анализируем платежную способность населения, их заинтересованность и способность принимать такую школу. Я думаю, что это программа будет интересна везде, потому что мы занимаемся не только журналистикой. У нас более глубокие цели и задачи.

Я знаю точно, что через несколько лет мы будем представлять собой уже сеть наших учебных заведений, которые будут располагаться, как минимум, на территории Кемеровской области и, возможно, нескольких городов Сибири. Это то, что произойдет через несколько лет. Мы к этому идем, все для этого имеется. На данный момент не вижу никаких препятствий. Что касается журналистов, тут точно также я буду в других городах приглашать для сотрудничества других корреспондентов. Для меня очень важно, чтобы преподавали исключительно люди, не начитавшиеся учебников и книг, а люди, которые были в той самой воде для того, чтобы обучать человека плаванию.

-…практикующие.

- Да, люди практикующие, не просто какие-то там дешевые журналистики, которые два месяца работали, а люди с опытом, люди с практикой, в качестве сюжетов которых я не сомневаюсь, которых я видела и знаю, что они делают качественные материалы, ориентируясь на федеральный стандарт, на федеральный уровень. Поэтому я приглашаю исключительно таких журналистов, исключительно практикующих. В каждом городе найдутся такие, которых я буду приглашать для сотрудничества

Отзыв студентки о курсе тележурналистики

- С тележурналистикой все понятно, вы сами работали на телевидении. Также у вас есть нетипичный курс «Риторика лидера». Может быть вы будете учить печатной журналистике, радио и, возможно, пиар?

- Мы постоянно развиваемся и разрабатываем разные программы, в том числе и те, которые вы перечисляете. Много смежных дисциплин, которые на прямую не связаны с тележурналистикой мы готовим. К примеру, уже на данный момент есть курс «Риторика лидера», он напрямую не является тележурналистикой. Этот курс, который включает в себя некоторые смежные умения навыки и знания. Например, как держаться перед публикой, как презентовать и подавать себя, как выходить на сцену, как отвечать на провокационные вопросы, уходить от критики. Здесь, конечно же, другая аудитория: чиновники, предприниматели, руководители. То есть совершенно другой класс, но тем не менее, это та информация, те знания, в которых на данный момент есть проблемы и потребность, спрос. Да, конечно, есть все возможные курсы, которые постоянно разрабатываются, планируются и добавляются.

К примеру, у нас был прекрасный эксперимент, курс, который называется «Интервью по-английски». Здесь мы не только обучали тому, как сниматься и работать в кадре, но мы параллельно ещё обучали ребят английскому языку. Приводили для практики иностранцев: американцев и англичан. И с ними ребята записывали интервью. Эксперимент? Да! Крутой? Да! Нигде на территории России нет такого курса. Искала, гуглила, нет такого. Это, опять же, наше авторская уникальная разработка. И постоянно смотрим, чувствуем, трогаем.

Что надо нашей аудитории, нашим жителям. Требуется пиар? Пожалуйста, будет вам пиар. Кстати, сейчас готовится курс для продажников, потому что он тоже связан с умением правильно преподносить себя, знать и использовать законы продаж, уметь общаться с клиентами. Поэтому готовится курс, в котором мы будем рассказывать нашим клиентам как правильно продавать, как не вызывать раздражения у своей аудитории и так далее.

Беседовал Сергей Устинов

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда