Гении любят тишину

Искусство и бизнес редко входят в один ассоциативный ряд. Считается, что это две параллельные вселенные. Однако, передо мной сидит хрупкая блондинка, которая вполне могла бы увлечься такими общепопулярными занятиями, как дизайн одежды или ювелирных украшений. Вместо этого она выбрала достаточно тернистый, но, безусловно, глубокий и невероятно красивый мир искусства. И уже успела разбить парочку стереотипов относительно того, что искусство не та сфера, где можно построить успешный бизнес.

Елена Шевченко является собственником компании «Lenni-Yur» и обладает внушительным кейсом по продвижению имен талантливых художников.

— Елена, у вас экономическое и психологическое образование. Это мало связано с живописью. Расскажите, как пришли в сферу искусства?

— Вы знаете, я до сих пор не могу избавиться от ощущения, что это искусство меня нашло. И у меня есть весомый повод так думать. Если помните, в одно время в Одессе стали популярны открытые лекции об искусстве. А мне долгое время не давало покоя то, что искусство для меня остается «темным лесом». И вместе со мной на планете живут люди, которым почему-то открыт этот неведомый мир. Более того, они готовы отдавать за картины сотни тысяч долларов. Мне хотелось понять, что же такое глубокое и прекрасное все время ускользает от меня. Я стала посещать лекции директора Одесского музея Западного и Восточного искусства, искусствоведа и профессионала своего дела - Владимира Островского, интересовалась историей картин, биографией художников.

Портрет незнакомки

— Я знаю, что с одной из работ случилась мистическая история, которой нет объяснения до сих пор.

— Да, это удивительная история. Дело в том, что по мере моего вхождения в мир искусства, я познакомилась с творчеством талантливого художника Вадима Кучера. Общеизвестно, что он не любил рисовать портреты на заказ, точно копировать черты, не привнося свое видение. И те картины, которые были очень похожи на прототипа, он просто уничтожал. Считал, что если художник не смог привнести свою интерпретацию, то картина недостойна быть показанной широкому кругу зрителей. Он часто говорил, что создает не фотографии, а людей.

В Лионский свой период, после долгих уговоров он написал портрет одной француженки. Но после некоторого количества пластических операций, она просто не узнала себя на портрете и отказалась от него. Картина долго хранилась в закоулках его мастерской.

Вадим Кучер ушел из жизни в 2013 году. С его творчеством я познакомилась в 2015 году. И загорелась идеей — создать документально-художественный фильм о его жизни и творчестве. В рамках съемочного процесса нам необходимо было организовать выставку его работ. Для этого подняли старые архивы. В этот момент и обнаружился портрет. И вы не поверите, там была нарисована я. То есть портрет написан в Лионе, датирован 2008 годом. Художник ушел из жизни в 2013 году. И мы точно нигде не могли встретиться. Конечно, первые мысли были, что это не его работа. Однако, реставраторы в один голос подтвердили, что это написал именно он.

Мне подарили тот портрет, хотя после смерти художника его родственники решили, что картины бесценны. И до сих пор ни одна картина не была продана.

Как после этого можно сказать, что искусство меня не выбрало?!

— Да, с этим трудно спорить. Однако, люди искусства редко становятся предпринимателями в этой сфере. Как это удалось вам?

— У меня не было цели строить бизнес на этом поприще. Однако, со временем пришло понимание, что наши проекты успешны. К примеру, премьера документально-художественного фильма "Симфония живописи Вадима Кучера-Куцана" состоялась в Одесском национальном оперном театре в заполненном зале на 1600 человек. Никто не верил, что мы справимся и заполним театр. Но он был полон и зрители аплодировали стоя.

Официальный трейлер художественно-документального фильма «Симфония живописи: жизнь и творчество Вадима Кучера-Куцана».

Кроме того, я считаю несправедливым, что произведения талантливого автора должны пережить своего создателя на 100-200 лет. И только тогда люди, возможно, признают, что картины написал истинный гений. Моя цель — сократить эту несправедливую дистанцию в пару столетий и показывать миру шедевры еще при жизни авторов. Очень важно, чтоб у юного поколения художников было понимание того, что еще 5 лет назад в нашем городе жил гений, ходил с нами по одними улицам, писал одесскую архитектуру, как и студенты сейчас.

— Вы первыми в Украине открыли магазин при оперном театре. Как правило первопроходцам приходится несладко. Какими были первые шаги?

— Да, нашему магазину сувенирной продукции недавно исполнился год. И было действительно трудно. Мы были первыми. Это и прекрасно, и ужасно. У нас не было примера, на который можно было бы равняться. Долгое время предприятие было убыточным. После окончания туристического сезона в театре есть так называемые «пустые» месяцы. В одно время нам даже предлагали на время этих периодов закрывать магазин. Но мы и мысли такой не допускали.

— Что помогло выстоять?

— Любовь к тому, чем занимаемся и осознание уровня ответственности, возлагаемого на нас. Возможно, это прозвучит пафосно, но мы понимали, что делаем хорошее дело: что поднимаем рейтинг нашего города и страны в глазах туристов. Первое время остро чувствовали непонимание со стороны местных жителей, и восторг - со стороны европейских туристов. Нас даже откровенно высмеивали некоторые посетители, аргументируя тем, что отечественные художники — не гении современной живописи.

И пусть наш родной потребитель пока не готов заходить в сувенирный магазин и заказывать продукцию, мы не собирались закрывать его из-за недостатка веры в людей и свое дело.

Мы привносим качественный продукт и ориентированы не только на туристов постсоветского пространства. Создаем ассортимент, который удовлетворит запросы искушенного европейского путешественника. Посетили магазины при музеях мирового уровня, чтобы понять: какая сувенирная продукция там представлена, что пользуется спросом. Мы разработали бизнес-модель, сформировали миссию, видение и стратегию компании - и теперь знаем, куда и как нам идти.

Уже не хлопаем в ладоши…

Сувенирная продукция с изображение Одесского национального театра оперы и балета.

— Сейчас не каждый сувенир-шоп широкого спектра окупается в первые годы. С какими результатами вы праздновали первую годовщину своего магазина?

— За прошлый сезон огромное количество открыток с марками собственного производства, магнитов и холстов улетело в Европу и по другим странам мира. У нас есть отзывы на многих языках мира: Китай, Япония, Италия, Чехия, Великобритания. Появился новый ассортиментный ряд. Мы основательно раскачали украинский рынок: «разбудили» Киев, обратили на себя взгляды крупных городов страны.

Раньше мы считали показатели роста по неделям. Сейчас уже считаем по сезонам, так как прирост значительный. Уже не хлопаем в ладоши, продав картину, а присматриваемся, кто наш потребитель, куда он летает, какая часть Европы лучше реагирует на продукцию. Это позволяет исследовать отношения потребителя к творчеству.

— Каковы эти отношения? Наверняка, сложные…

— Смотря, о ком мы говорим. Например, европейские туристы — это самая благодарная аудитория, с высоким уровнем культуры и восприятия искусства. Их можно привлечь к диалогу, задать вопросы и получить ясные ответы. Благодаря таким потребителям можно развиваться и расти дальше.

Например, сегодня утром в магазин зашли немцы. Они были в восторге от наших открыток с репродукциями. Мы предложили им написать пожелание и отправить родным прямо из оперного театра. Они ответили, что открытки настолько пришлись по душе, что им нужно подумать, что написать. И они зайдут позже, чтобы поделиться впечатлениями и изложить на открытках максимально искренние слова.

Украинского же туриста приходится воспитывать. Часто слышим от наших людей, что хотят приобрести только подлинную продукцию, а о репродукциях и слышать не желают. Это говорит об ограниченности понимания, что такое искусство. Сложно объяснить, что подлинники бесценны и на всех подлинных работ не хватит.

Посетители сувенирного магазина в Оперном театре

Европейцы выросли на понимании искусства. Они с удовольствием отмечают, что могут не только прогуляться по оперному театру, но и увезти с собой репродукцию с его изображением.

Подчеркну, что за последнее время я заметила — одесситы постепенно меняют свое отношение к нам. Делают корпоративные заказы для поздравления женщин или мужчин, делают подарки мамам. Большое количество заказов поступает из столицы и восточной части страны. Это я воспринимаю, как положительные результаты.

У нас нет литературы, как создавать и продвигать сувенирную продукцию от художников. Поэтому нам самим пришлось долго обучаться построению данного бизнеса и по крупицам изучать рынок искусства.

— Поделитесь секретом успешной работы магазина. Наверняка, кроме привычных бизнес-инструментов, вы применяли что-то свое.

— У нас уже есть свой корпоративный-университет, школа продавцов и бизнес-литература, которую изучают продавцы. Они получают бонусы за прочитанную книгу. Еще я говорю продавцам, что магазин — это их территория. Они в ней хозяева. Это помогает им лучше управлять различными ситуациями. Еще мы глубоко изучаем сервис в нашей нише, особенности клиентоориентированности.

Очередь в Louis Vuitton? Почему, нет?

Согласитесь одесский потребитель, равно как и постсоветский — очень избалованный. А вот когда заходишь в европейский магазин на посетителя реагируют совершенно по-другому: спокойно, без «хотите кофе-чая» и вот этого «кружите меня, кружите».

Наш же рынок вынуждает облюбливать покупателя.

И вот случай, который покажет контраст.

Недавно прогуливалась по Барселоне и наблюдала очередь перед магазином Louis Vuitton. Представьте себе, перед мультибрендовым магазином огромная очередь и туда пускают определенное количество людей, чтобы в магазине не образовывалась толпа. Остальные стоят и ждут на улице.

Мы планируем запускать новую наружную рекламу, менять название, так как давно уже вышли за рамки сувенир-шопа и развиваться за пределами магазина. Мечтаем открыть магазины во Львовском и Киевском театрах.

— Елена, я уже убедилась, что вы выходите за рамки привычного образа бизнес-вумен. Убедилась в этом еще раз, когда узнала, что вы еще и помогаете юным талантам найти свою дорогу в творчестве. Расскажите и об этой стороне вашей деятельности.

— Да, самым талантливым юным художникам Одессы мы предоставляем возможность встретиться с признанными мастерами кисти. Возрождаем историческую традицию — урок мастерства: от мастеру к ученикам. Помимо академических знаний они получают навыки, уникальные особенности исполнения от самого художника.

Мы уже привозили пятерых мастеров и приятно удивились, обнаружив, что стали неким магнитом для художников, которые хотели бы передавать свои знания талантливому подрастающему поколению.

Наша цель — выпускать на мировую арену искусства настоящих мастеров, которые могут заявить и рассказать, как минимум об Одессе, а, как максимум, об Украине на самом красивом языке мира — на языке искусства.

Я думаю, что уроки мастерства в перспективе будем проводить во всеукраинском масштабе.

Приглашения на мастер-классы получают, конечно, не все дети, обучающиеся в одесских школах искусств. Мы проводим отбор, смотрим работы. Разумеется, боимся ошибиться. Ведь часты случаи, когда ребенок очень талантливо рисует. Но через год может поступить на юридический факультет, потому что родители решили, что нужно зарабатывать деньги, а не просто творить. Мы хотим разбить стереотип, что талантливый художник - это бедный художник. И наша компания сделает все, чтобы в кратчайшие сроки это доказать.

От автора: Уговорить Елену на интервью оказалось делом непростым. По ее мнению на сегодняшнем арт-подиуме много бесполезного шума, напускной пыли, безликих разговоров.

А восхищение вызывают те, кто работает тихо, превознося силу искусства без чрезмерно громких слов и заявлений. Как те, кто творит бессмертные и бесценные шедевры, подразумевая, что зритель все поймет без вмешательства автора. Ведь гении любят тишину.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда