Оффтоп Masha Lazareva
216

История и дальнейшее развитие телемедицины

На прошлой неделе интернет облетела новость, посвященная отставке Германа Клименко, (теперь уже экс-) советника президента, который запомнился в том числе лоббированием закона о телемедицине и активной поддержкой этой отрасли. Людей, которые интересуются этой темой в частности (и качеством медицины в целом), волнует вопрос о будущем этого направления в России. Повлияет ли его уход на развитие?

В закладки

Наше мнение, что хотя вместе с Германом Сергеевичем и уходит существенная доля медийности этого вопроса, но прогресс и развитие рынка сильнее любых сиюминутных изменений.

Небольшое историческое отступление

По нашим наблюдениям, многие люди узнали такое слово как “телемедицина” совсем недавно. Те, кто слышали этот термин, обычно вспоминают новость про инвестиции в один из российских стартапов, упоминание этого слова в контексте выступления Клименко, либо в контексте носимых устройств (Fitbit и все их аналоги).

На этом примере весьма интересно осознать одну простую вещь — на самом деле, отрасль начала свое развитие гораздо-гораздо раньше и принятие закона о телемедицине это лишь изменение правовой базы под давно изменяющийся мир. Безусловно отдельные люди и события могут ускорить или замедлить развитие в какой-то определенный момент времени, но они никак не влияют на общий тренд и направление движения.

Телемедицина, как и многие глобальные, инфраструктурные продукты и решения, начала свое развитие далеко не из заботы о здоровье населения, а с вполне конкретной государственной необходимости: космическая гонка между СССР и США в пятидесятых-семидесятых годах привела не только к появлению тефлоновых сковородок, но и к использованию телерадиометрии для контроля физиологических показателей космонавта во время полета. Во время крупных катастроф и аварий, таких как землетрясение в Армении в 1988 г., взрыв нефтепровода в Уфе в 1989 г., авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1998 г., телемедицинские технологии использовались для ликвидации последствий.

Если смотреть на этот вопрос с современной продуктовой точки зрения, то early adopter’ами были те группы людей и организаций, для которых этот подход работал, не смотря на все существующие проблемы, ограничения и неудобства: для астронавтов, военных, моряков и жертв катастроф телемедицина фактически являлась единственным способом получить квалифицированную помощь быстро. Для государства же этот вопрос был на повестке дня, а значит на него выделялись ресурсы как интеллектуально-организационные, так и материальные.

Использование нового подхода со стороны “ранних пользователей” создало предпосылку для дальнейшего развития отрасли: в какой-то момент начала уменьшаться стоимость, повышаться доступность и адаптация, и телемедицина начала захватывать более широкие сферы в жизни общества. Первым невоенным применением стала отрасль, которую сейчас можно назвать B2B: врачи, разбросанные по просторам нашей страны, получили возможность удаленного обмена опытом, консультаций с узкими специалистами, обучения, а в медицинских учреждениях появились системы мониторинга состояния здоровья пациентов.

Но как это часто бывает в около-IT индустрии, выход на массовый B2Cрынок начался с США, где основной из причин послужили высокие цены на медицину и хорошо развитая система страхования жизни и здоровья. На рынке появились мобильные гаджеты для контроля за здоровьем, которые позволили уменьшить стоимость страховки и сократить количество походов к врачу. Экономическое стимулирование со стороны страховых компаний вынудило людей к началу активного использования достижений из этой сферы.

Развитие в России

С запада идея пришла в Россию, но со своими особенностями. И хотя российские страховые компании, такие как ВТБ страхование, РЕСО-гарантия и Росгосстрах, выступают в поддержку телемедицины и включают в свои полисы удаленное консультирование, но наличие бесплатной медицины и, как следствие, более низкое развитие добровольного медицинского страхования, ограничивают это развитие.

Мобильные гаджеты же находят свой рынок скорее в качестве популярной игрушки, чем в виде средства для решения проблем со здоровьем. Одними из основных параметров, по которым выбирают фитнес браслеты, являются стильный внешний вид и время без подзарядки.

Internet of Medical Things

Одним из толчков к развитию, как это обычно бывает в около IT-отраслях, стало развитие смежной отрасли — Internet of Things (IoT), поднаправлением которой стал Internet of Medical Things (IoMT): появляются приборы, позволяющие неинвазивно мониторить до 131 параметров крови (например, BioPromin), проводить анализы крови и мочи без посещения медицинского учреждения, а также датчики пульса и давления, глюкометры и т.д.

Данные с приборов и датчиков записываются и хранятся на смартфонах или передаются лечащему врачу для корректировки программы лечения. Это позволяет больным реже посещать клиники, а врачу вовремя реагировать на изменения параметров.

IoMT как один из примеров, еще только находит свою узкую нишу в России, но у технологии уже есть свои early adopters: больные с хроническими заболеваниями и пациенты после операций, чье состояние здоровья требует постоянного мониторинга и контроля, готовы платить за пока еще не очень доступные приборы.

А раз есть спрос в нишевых сегментах, то весьма вероятно, что через какое-то время продукты и решения проникнут и в массовые сегменты.

Телемедицина в России

Помимо традиционных и общих для всего мира причин, влияющих на тренд, таких как увеличение использования мобильных устройств, развитие технологий и общее старение населения (по данным Росстата через 8 лет количество пенсионеров в России увеличится на 50%), Россия имеет свои предпосылки для развития этого направления:

  • огромная площадь страны с большим количеством удаленных населенных пунктов;
  • развитие телемедицинских проектов для армии и огромные суммы, которые тратятся государством на военных (в 2018 году военные расходы России составят 2,8 триллиона рублей, в 2017 - 3,05 триллиона рублей).

При этом в России есть и свои особенные ограничения:

  • низкий уровень жизни населения (по данным агентства Legatum Prosperity Index Россия занимает 61 место среди стран мира), что для социального государства не является приемлемым;
  • недоступность мобильных устройств в регионах, где наиболее необходимо удаленное медицинское обслуживание (только 56% процентов населения страны использует мобильные устройства, а 20% вообще не пользуются интернетом);
  • наличие бесплатной медицины;
  • консервативность медицинских учреждений.

Что уже сделано?

В 2010 году запущена социальная сеть для врачей “Доктор на работе”, к которой на данным момент подключено более полумиллиона врачей.

С 2011 года работает столичная программа информатизации системы здравоохранения и активно развивается, а с 2013 года активно развивается Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) города Москвы.

В 2014 году на выставке «Информационные технологии в медицине» компания “РИНТЕХ” представила свой флагманский продукт “Монитор здоровья”- систему обеспечивающую автоматизацию процессов сбора и передачи данных с персональных медицинских приборов дистанционного мониторинга.

  • В 2017 году начали активно развиваться сервисы для удаленных консультаций “Доктор рядом”, “Мобильный доктор”, “Здоровье Mail.ru”, “GetDoctor” и онлайн клиники “Яндекс.здоровье” и “Doc+”.
  • В этом же году Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова формирует специальный центр по проведению телемедицинских консультаций врачей.
  • В 2018 начинают действовать 242-ФЗ о телемедицине и ПП РФ №633 о внесении изменений в правила государственной регистрации медицинских изделий.
  • После принятия законов к рынку телемедицинских услуг планирует присоединиться "Инвитро", "Медси" и оператор МТС.

К 2022 году аналитики Сбербанка ожидают, что рынок телемедицины превысит 238 млрд рублей, что говорит об очень больших перспективах этой отрасли. И что, в свою очередь, объясняет интерес тех немногочисленных российских IT-гигантов к этой отрасли.

Итоги

И хотя России еще далеко до западных стран в этой сфере (The mHealth Landscape in 2018), но очевидно, что спрос на услуги есть, и рынок начал свое активное развитие и уже занял свои ниши, откуда это развитие будет продолжаться. А государству рано или поздно придется признать необходимость телемедицины и продолжить корректировать законы.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Masha Lazareva", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 4, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 40404, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 40404, "author_id": 180184, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/40404\/get","add":"\/comments\/40404\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/40404"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

3 комментария 3 комм.

Популярные

По порядку

0

Мариса Майер, Клименко - почему индустрия привлекает таких неоднозначных людей?

Ответить
0

Не сравнивайте их. :)

Ответить
0

Не их и даже не их репутацию. А странность их репутаций.

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления