{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Обучающие форматы в виртуальной реальности

Как и для чего использовать VR в корпоративном обучении

С начала 2010-ых команда Modum Lab занимается технологиями виртуальной реальности: как и многие, начали с маркетинга, а теперь разрабатываем решения для корпоративного образования. Часто слышим от потенциальных клиентов, что обучение в VR сводится к играм, которые стоят дороже, но не более эффективны, чем компьютерные.

Чтобы развенчать этот миф, мы собрали основные обучающие форматы, которые есть на рынке и экономически обоснованы с существующем уровнем технологий.

Обучающая игра

Эдьютейнмент дает широкие возможности для запоминания и получения навыков, которые обычно требуют длительной рутинной отработки.

Например, компания Luden.io разработали игру о структуре и работе мозга – InMind 2. В ней достоверно показаны нейроны и передача сигналов. В игре наглядно объясняется материал из области анатомии и когнитивных наук на уровне доступном школьнику.

Промо игры InMind 2 VR

Наша команда разработала небольшую игру про вирусы на смартфоне для компании Касперский – Virus Hunters. Её цель скорее не научить чему-то, а обратить внимание на то, что телефон – такой же компьютер, который требует защиты от вирусов.

Формат может использоваться и в корпоративном обучении для развития метакомпетенций. Многим требуются креативность, аналитические способности, умение работать в команде и способность разрешать конфликты. Такие способности могут отрабатываться в сценариях, которые далеки от рабочих.

Игры с проверкой метакомпетенций можно использовать для отбора кандидатов и дальнейшего ассессмента. В таких случаях возможно спроектировать игру так, чтобы сотрудник до конца не знал, что именно проверяется, а потому сложнее было бы притворяться.

Обучающие игры достаточно продолжительные и дорогие в разработке, поэтому они экономически целесообразны только для обучения достаточно универсальным и медленно изменяющимся компетенциям.

Небольшие игры с элементами обучения скорее работают как маркетинговый инструмент и средство для первичного отбора кандидатов.

Поведенческая симуляция

В данном случае пользователь отрабатывает правила поведения в конкретных местах и ситуациях. Существуют три варианта в зависимости от точности и свободы действия: симуляция рабочей ситуации, VR-песочница и цифровой двойник.

Первый вариант предполагает относительно линейный сценарий и отработку конкретного регламента действий. Например, Deutsche Bahn создали симуляцию инспекции электриком поезда. Она используется для привлечения персонала и первичного обучения.

Симуляция позволяет не задействовать реальное оборудование при обучении. Это удобно для обучения специалистов начального уровня и отработки действий в нештатных ситуациях.

Дополнительное преимущество – возможность анализа скрытых параметров исполнения. Так, в нашем проекте «Уборка помещений повышенного класса чистоты» для компании BIOCAD при анализе выполнения уборки мы показывали тепловую карту уборки помещения и соблюдение нахлёста при уборке.

Симуляция «Уборка помещений повышенного класса чистоты»

Повторение симуляции несколько раз позволяло механически запомнить, в каких случаях исполнение верное.

Обучающая песочница – это виртуальное пространство, где доступно нелинейное взаимодействие с большинством окружающих предметов. Это средство самостоятельной отработки действий и экспериментирования.

Самый популярный пример таких песочниц – химические лаборатории. В них можно провести стандартные эксперименты или произвольно смешивать вещества, чтобы убедиться в отрицательных эффектах в той или иной ситуации без вреда для здоровья. Один из вариантов – EON VR Labs.

Химическая лаборатория EON VR Labs

Наконец, цифровой двойник – точная копия производственной площадки или отдельного оборудования в виртуальной реальности. Структура, показатели на приборах и другие детали соответствуют реальному предприятию и изменяются в режиме реального времени.

Цифровой двойник в виртуальной реальности является расширением компьютерной версии, которая чаще всего применяется только для расчётов. Визуализация дает дополнительные возможности для целостного восприятия процессов и связи их с отдельными рабочими операциями.

Создание такого проекта крайне дорогостоящее, поэтому технологически и экономически целесообразно в областях опасного производства или требующих высокой точности. Для других целей экономически эффективней использовать упрощенные модели.

Диалоговая симуляция

Несколько особняком от поведенческих симуляций стоят диалоговые – тренажёры коммуникативных навыков. Пользователь получает информацию о ситуации, а затем должен наиболее эффективно провести беседу с виртуальным персонажем.

Разговор может быть обычной бытовой беседой, если это симуляция для изучения иностранного языка. Такие, например, есть в приложении MondlyVR.

Промо MondlyVR

Формат подходит для отработки разговорных методик – упражнения по ненасильственному общению, я-высказывания о чувствах, педагогическое исследование-беседа и другие.

Разговор может быть направлен на отработку корпоративных регламентов и рекомендаций: ведение переговоров с поставщиком, розничная продажа, презентация продукта или обратная связь сотруднику.

Мы разрабатывали диалоговую симуляцию развивающей обратной связи сотруднику для Корпоративного университета Сбербанка. Пользователь общался с Николаем или Екатериной, обсуждал существующие ошибки в работе и пути их решения. Обучение направлено на отработку применения методики «Факт – Последствия – Поведение в будущем» в разговоре.

Диалоговая симуляция обратной связи сотруднику

Главное преимущество такого формата в возможности естественного диалога: пользователь вслух произносит реплику, бот – контекстно отвечает. Более подробно диалоговую симуляцию и схожие форматы вне VR мы сравнивали в одной из статей нашего блога.

Виртуальный семинар

Виртуальный семинар – это зонтичное название для группы форматов, в которых происходит совместное обучение людей в виртуальном пространстве. Особенность не только в возможности собраться разделённым в реальном пространстве людям, но и в использовании дополнительных инструментов модерации и анализа совместной дискуссии.

Самый простой формат – встреча в виртуальной комнате. Это может быть офис, место будущей совместной встречи или некоторое фантастическое пространство. В поле зрения участников могут быть виртуальные предметы изучения, вроде модели прибора, или презентация докладчика.

Подобные обучающие встречи одними из первых появились в пространстве AltspaceVR. Презентация загружается на виртуальный экран, а пользователи совместно обсуждаю тему или слушают докладчика. По-прежнему, там проводятся семинары женщин-основательниц стартапов.

К сожалению, платформа почти перестала развиваться в последнее время. Среди иностранных аналогов – встречи в vTime, Bigscreen и Doghead Simulations’ rumii и другие. Вариант подобного митапа мы запустили на нашей платформе ISP с акцентом на корпоративное использование.

Ещё одним из таких форматов, который мы реализовали – виртуальный брейншторм. Это виртуальная комната с автоматической модерацией, контролем за временем каждого этапа и финальной генерацией отчёта об обсуждении. Здесь соединилась возможность общения людей на расстоянии с информационной поддержкой методики.

Видеолекция

Формат видео 360 позволяет охватить большее пространство и дать свободу зрителю. Если в привычной видеолекции из МООК мы видим лектора и его презентацию, то формат 360 можно захватить больше пространства и деталей со всех сторон.

Сюда входят лекция-экскурсия, лекция-демонстрация и лекция с отдельными визуализациями. В отличии от других VR-форматов обучения здесь делается акцент на личности автора и его способе ввести слушателя в курс дела.

Например, один из самых популярных МООК в Гарварде по компьютерным наукам запустили в формате лекций 360.

Промо курса CS50 VR

Другой вариант – лекция-экскурсия. В ней пассивное слушание разбавляется самостоятельным осмотром окружения, например, разных сторон здания. Насыщенная панорама и сохранение лектора-рассказчика делает подачу материала удобной для разных аудиторий.

Экскурсия по Риму

В некоторых случаях появляется возможность выстраивать порядок экскурсии через выбор направления перемещения – точки, о которой хочется узнать больше. Такой вариант реализован, к примеру, в проекте онбординга в университете.

Виртуальная инструкция

Видео 360 с наложенной инфографикой об устройстве и особенностях. В отличие от виртуальной лекции, здесь делается акцент не на личность преподавателя, а на информативные выделения и подсказки на объектах в ходе показа. Можно использовать отдельные подписи и указание размеров.

Интерьерная инфографика

Можно выделять отдельные объекты или детали в окружении, о которых идёт речь, как на этом видео бурения.

Инфографика на оборудовании в формате видео 360

Подобный формат для обучения удобен, когда необходимо в точности показать как что-то устроено в отдаленном месте, будь то другая страна или отдаленная производственная площадка. Другой вариант – это объяснение работы сложного дорогого оборудования, которое есть не у всех организаций или его дорого перевозить.

Обучающая анимация

Анимированный ролик, который демонстрирует устройство и динамику явления. По сравнению с виртуальной инструкцией позволяет визуализировать абстрактные сущности или процессы, которые сложно воспринимать в силу неудобного для человека масштаба или необходимости дополнительного оборудования для демонстрации.

Это неинтерактивный формат, однако с хорошо написанным сценарием и динамичной анимацией может увлекательно объяснить какое-то явление.

Среди наших проектов в формате динамической инфографики – VR-урок по физике. В нём совмещён показ эксперимента, который обычно видят школьники, и модели движения электронов.

Урок по физике

Другой кейс, уже в корпоративном сегменте – ролик о технологии блокчейн для Альфа банка. В нём наглядно визуализировано создание нового блока и транзакции, устройство хранения и получения подтверждений.

Анимационный ролик «Технология Блокчейн»

Комбинация форматов дает различные многосоставные симуляции и курсы. Отдельно стоит отметить формат постепенно набирающий силу – сетевые симуляции, в которых совмещаются форматы виртуального семинара и рабочей симуляции. Соединение позволяет отрабатывать навыки командной работы в штатных и чрезвычайных ситуациях, что особенно важно на производстве.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Flankton

о да,VR в нулевых
а вообще не стыдно чужие заслуги себе к рукам прибирать???
проект с биокадом и сбербанком это проект cerevrum и их скиллхаба,команды из фрии
https://youtu.be/upxCb1nOHX0?t=52

Ответить
Развернуть ветку
Lidia Yatluk
Автор

Большая часть команды разработки Skillhub, включая дизайнеров интерфесов, психологов и программистов, вошла в состав Modum Lab. Подробнее о создании новой компании можно прочитать в статье: https://www.dp.ru/a/2017/12/14/Gendirektor_BIOCAD_vlozhil

Ответить
Развернуть ветку
Mark Vodyanin

interfesov))))
ne smog proiti mimo.
y vas na saite v portfolio proekt-case so Sberbankom ot Cerevrum kotoriy zivet, razvivaetsya i polzyetsya sprosom y drygih kompanii v nashe vremya. ne prisvaivaite sebe to chego y vas net!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kirillov

Марк, никто себе ничего не присваивает, то что кто-то указал у себя в портфолио проекты сделанные нашей командой еще не является объективной действительностью. Все указанные проекты сделаны нами, на что есть соотвествующие подтверждающие документы и с этими клиентами мы продолжаем работать по сей день.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Vodyanin

Dmitry, spasibo za otvet.
no vse ze, takoi ze proekt prodaetsya drygoi kompaniei, i yspeshno vnedryaetsya.
po vashim slovam polychaetsya chto kompanii zarabativaet na proekte dve a proekt vsego odin.
pro Cerevrum slishno yavno bolshe chem pro vas otsyda i vivod

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kirillov

Я не знаю на чем зарабатывает компания Cerevrum и кому про что больше слышно. Есть выше озвученные проекты, которые делала наша команда с корпорациями с которыми у нас есть контракты. Лида непосредственно принимала участие как методолог на проекте Сбербанка, проверяйте факты и не культивируйте заблуждения.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда