Стартап дня: сервис для презентации 3D-модели автомобиля Car360

Дилер снимает машину со всех ракурсов на мобильный телефон, сервис склеивает снимки в виртуальную модель.

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.

Пример венчурного способа аутсорс-разработки — стартап Car360. Как почти очевидно из названия, продукт компании — виртуальная презентация автомобиля. Дилер снимает машину со всех ракурсов на мобильный телефон, Car360 склеивает фотки в виртуальную модель. Пользователь в приложении крутит авто со всех сторон, ощущает себя внутри и снаружи, на ходу получает подсказки и дополнительную информацию. Итог — довольные покупатели и растущие продажи.

Один из очевиднейших клиентов стартапа — Carvana. Сейчас не проверял, но ещё недавно крупнейший онлайн-дилер подержанных автомобилей в Штатах использовал для похожих целей апплет на Flash и искал новое решение. Вместо того чтобы купить услуги Car360, он купил компанию целиком, можно прикинуть, кто и сколько получил.

Оценка при продаже — $22 млн. 10-15% суммы — $2,5-3 млн — получил ранний инвестор, вложивший $300 тысяч в далёком 2013 году. Классическая десятикратная сумма получилась, отлично! На втором раунде год назад фонды дали компании $3,6 млн, которые, наверное, примерно удвоились, что за год тоже очень хорошо. 15 сотрудников опционами получили что-то вроде шестимесячного оклада — грубо, миллион на всех; наёмный генеральный директор, сумевший продать компанию, — ещё два.

Основатель был один, прямая арифметика оставляет ему $9 млн, с учётом неточности моих прикидок — $7-12 млн. Любопытно, что он потратил на Car360 шесть лет жизни, наёмный гендиректор — два, заработок в год у них примерно одинаков, а основатель рисковал куда сильнее. Если есть возможность приходить на взлёте — приходите на взлёте, говорит Капитан Очевидность.

Carvana потратила $22 млн и ещё миллион-другой потратит на нерыночные бонусы новым сотрудникам, чтобы они не разбежались, а довели продукт до подстройки под корпоративные стандарты и внедрили в основное приложение. Альтернативный вариант разработки — те же 15 сотрудников сидели бы на зарплате в корпорации те же пять лет, что делали продукт в стартапе, вышло бы $15 млн.

Даже формально переплата не очень большая, деньги пять лет назад дороже, чем сейчас. Но кроме того, в 2013 году Carvana сама была гаражным стартапом, 15 лишних инженеров для неё были бы серьёзным камнем на шее, а сейчас $22 млн — сдача с других вложений. И это, не говоря уж об отсутствии рисков, своя разработка могла бы и не привести ни к чему, мало ли бывает неудачных проектов. То есть в итоге основатель, сотрудники и фонды заработали, а корпорация сэкономила.

С одной стороны, магия и нарушение законов сохранения, да здравствует венчурный подход, слава маленьким компаниям, умеющим работать эффективно. С другой стороны, нельзя забывать, мы смотрим на победителей, наверняка похожий продукт делал далеко не один стартап, просто остальные зря потратили своё время и деньги инвесторов.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда