{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Кто выиграет, если рынок регистрации бизнеса перейдет к банкам

Основатель сервиса для начинающих предпринимателей Regberry.ru Александр Раптовский о том, что происходит на рынке регистрации бизнеса, и стоит ли допускать банки к регистрационным процедурам.

Разберемся, зачем банки дружно решили открывать "бизнесы" своим клиентам

Зарегистрировать бизнес в России сейчас очень просто. Пошлина сравнительно невысокая, документы легко подготовить, процедура прозрачная и быстрая. Результат регистрации с апреля этого года ФНС высылает в электронном виде, т.е. лишний раз посещать инспекцию не надо.

Заявитель может подготовить документы разными способами:

  • На сайте ФНС. Здесь можно выбрать один из вариантов. Первый для ИП – заявление о регистрации направляется сразу с сайта, без электронной подписи, но надо явиться в инспекцию в строго указанный срок и иметь при себе остальные документы. Второй – подготовить и отсканировать все документы, заверить их своей ЭЦП и отправить с помощью транспортного контейнерам). (доступно как для ИП, так и для ООО с единственным учредителем/руководителе
  • Самостоятельно. Сейчас в сети много доступных ресурсов, где есть как подробные пошаговые инструкции с образцами документов, так и бесплатные сервисы по заполнению регистрационных форм. Плюс есть масса популярных сервисов подготовки документов для регистрации бизнеса, брендированные под разные известные и малоизвестные банки.
  • У нотариуса. За небольшую пошлину и оплату за техническую работу нотариус подготовит документы и направит их в ИФНС за своей электронной подписью.
  • С помощью профессиональных регистраторов. Клиент может выбрать разные пакеты услуг – начиная от простой подготовки документов и заканчивая регистрацией под ключ без непосредственного участия заявителя.

Но в этом году с предложением услуги по онлайн-регистрации ИП выступил ещё и Сбербанк, и эксперимент уже идёт в трех областях РФ.

Зачем банкам рынок регистрации бизнеса

Казалось бы, зачем банку оказывать услуги по регистрации ИП и ООО, ведь это требует дополнительных вложений, как минимум, для разработки специальной платформы и обучения сотрудников. Ответ есть в последнем предложении этой публикации:

После подтверждения регистрации необходимо подписать документы на открытие счёта.

То есть, выгода банков здесь очевидна – они бесплатно получают горячий лид, в то время как сейчас за контакты желающих открыть расчётный счёт они платят немалое вознаграждение партнёрам.

На первый взгляд, здесь всё по-честному: чтобы потребитель получил лучшее предложение, конкуренция должна быть в любой сфере. Если бизнесу так удобнее, почему бы сразу не решить все бюрократические вопросы в «одном окне» – и зарегистрироваться в ФНС, и расчётный счёт открыть.

Более того, ещё 31 января этого года на странице Фейсбука министра экономического развития Максима Орешкина появилась вот такая красивая картинка.

То есть, вы только до банка дойдите, а там вам и юридический адрес организуют, и нулевую пошлину за регистрацию, и льготный кредит, да ещё научат, как бизнес вести. Ну а то что это опять Сбербанк, так это, как Пушкин, – наше всё.

Что стало камнем преткновения

Однако реализация идеи споткнулась на первом же шаге – отказе от юридического адреса для организаций. Справедливости ради надо сказать, что нормы ГК РФ, регулирующие понятие юрадреса, на самом деле достойны критики.

Статья 54 Гражданского кодекса устанавливает, что юридический адрес - это место нахождения руководителя организации. Налоговые органы эту норму трактуют буквально, поэтому требуют, чтобы по юридическому адресу были созданы условия для рабочего места, и директор должен там физически присутствовать.

Доходит до абсурда – если при проверке налоговики выясняют, что руководителя в рабочее время на месте нет, то делают вывод, что организация по юридическому адресу отсутствует. Причём, иногда для такого вывода даже не имеет значения, что в офисе сидят и работают сотрудники ООО (бухгалтер, юрист, секретарь).

В результате такого подхода ФНС обнаружила более полумиллиона организаций с недостоверным юридическим адресом. Среди них действительно есть и однодневки, и брошенные компании, но есть также масса реальных действующих бизнесов, которые платят налоги.

Вот им-то и приходится проходить унизительную процедуру доказывания достоверности адреса. Некоторые налоговые инспекторы считают, что одним из доказательств присутствия организации по юрадресу является фото или видео директора на рабочем месте. Желательно с ноутбуком и документами, чтобы доказать, что в офисе он делом занимается.

Но иногда ситуацию не спасает ни договор аренды офиса, ни показания контрагентов, ни даже селфи директора за столом и пачкой документов в руках. И чтобы действующую организацию не внесли в ЕГРЮЛ с меткой о недостоверности, с этого адреса приходится съезжать.

В целом, можно констатировать, что существующие сейчас требования к юридическому адресу затрудняют как первичную регистрацию компаний, так и их дальнейшую работу.

Процитируем министра Орешкина:

Существующие сейчас требования приводят по факту к формированию целого рынка серых услуг по аренде юридических адресов, которые в Москве обходятся предпринимателям в сумму от 20 до 50 тысяч и с которыми в итоге борется налоговая служба

Действительно, так и есть, во многом согласны. Но вот продолжение цитаты министра уже заставляет задуматься:

Здесь мы видим огромный потенциал, связанный с привлечением к этой работе кредитных организаций, в которых предприниматель открывает счёт.

То есть, к передаче банкам функций по регистрации бизнеса подталкивает само государство из своих соображений. Про лобби умолчим, ибо утверждать не берёмся.

Как предлагается решить проблему юридического адреса

Если ещё раз посмотреть на картинку выше, то идея ясна. Вместо юридического адреса конкретного помещения, где должен сидеть директор, предлагалось регистрировать ООО на почтовую ячейку любого банка.

У самих же банков (Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк) была и другая инициатива – регистрировать компанию даже не на ячейку, а на электронный адрес. Здесь, скорее всего, взбунтовалась сама ФНС – как искать компании в мировой паутине, если их на земле иногда найти не могут. Да и вопрос территориального подчинения налогоплательщиков тоже очень и очень важен, ведь от этого напрямую зависит наполняемость региональных бюджетов. Как бы то ни было, прямого продолжения этой инициативы не последовало.

В итоге, предложения трансформировались в конкретный законопроект от Минэкономразвития. И в нём речь уже идет о регистрации ООО на адрес почтового отделения по месту жительства (или нахождения) заявителей. По крайней мере, какая-то логика в этом уже прослеживается.

Банкам в этом законопроекте отведена роль всего лишь одного из участников рынка регистрации, которые помогают заявителям подать документы в ИФНС. Но как оказалось, им этого мало. В прошлом месяце Ассоциация банков России разослала своим участникам другой законопроект, где предлагается объединить усилия с Почтой России.

Название одного из пунктов законопроекта говорит само за себя: «Особенности использования адреса отделения почтовой связи при прохождении государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица с использованием информационной структуры кредитной организации».

По мнению банков, наилучший вариант регистрации юридического лица выглядит так:

  • Заявитель (речь пока идет только о физлицах) открывает в банке текущий счёт и регистрируется в системе ЕСИА.
  • Банк через свою информационную структуру направляет в ИФНС документы на регистрацию в электронном виде. Юридическим адресом выбирается адрес почтового отделения, на территории которого проживает заявитель.
  • После того, как клиент получает в электронном виде документы, подтверждающие регистрацию в ИФНС, банк уведомляет почтовое отделение о том, что оно [почтовое отделение] используется в качестве юрадреса новой организации.

По итогу банк бесплатно получает клиента, как минимум, с двумя открытыми счетами: текущим физлица-заявителя и расчетным для организации (спросите любого банковского менеджера, и он расскажет, как это вам будет супер удобно и супер выгодно).

Что будет, если этот сценарий реализуется

Про расторопность и деловитость Почты России лучше не начинать, чтобы не перевести дискуссию в другое русло. Только один небольшой нюанс – кому можно будет доверить ценную деловую корреспонденцию, если она адресована на юридический адрес? Сейчас это делают курьерские службы, которые в краткие сроки доставляют документы, иногда лично в руки директора. А кому передавать срочные деловые бумаги, если адресом ООО будет абонентский ящик в почтовом отделении?

Кроме того, ещё неизвестно, как ФНС отнесётся к разнице между адресом регистрации на почтовое отделение и фактическим адресом по месту деятельности ООО. Сейчас эта ситуация оценивается как резко негативная, а разница между адресами является одним из признаков недобросовестного контрагента.

Но больше всего передача банкам функций по регистрации бизнеса отразится на профессиональных регистраторах. И злорадствовать тут не стоит, потому что как раз на первичном создании ООО и ИП регистраторы сильно демпингуют, с учётом того, что этот клиент к ним вернётся позже, для заказа уже более сложных и дорогих услуг.

А услуги эти в дальнейшем понадобятся почти каждой организации – это все случаи внесения изменения в ЕГРЮЛ по формам Р13001 и Р14001 (смена адреса, названия, руководителя, видов деятельности, состава участников, изменения уставного капитала, операций с долями и др.). Плюс сопровождение реорганизации и прочих корпоративных процедур.

Банки, напомним, на себя эти функции не берут, ограничиваясь только подготовкой достаточно простых форм Р11001 и Р21001 и получением клиентов на расчётный счёт. Если же регистраторов вытолкнуть с рынка, да еще и при такой поддержке государства, то их станет меньше, а услуги по внесению изменений – дороже. Но похоже, банки это не волнует, а вся эта история затевается только в их интересах.

Итоги

Похоже, за рынок первичной регистрации и юрадресов взялись всерьёз, поэтому в 2019-2020 годы здесь возможны большие перемены, которые могут:

  • ещё сильнее укрепить позиции банков-лидеров среди начинающих предпринимателей (особенно Сбербанка, т.к. 90% населения уже имеют счёт в Сбербанке, а отделений Сбера, куда можно будет зайти за ИП или ООО, на каждой улице хоть отбавляй);
  • разрушить рынок классических наземных регистраторов, что в перспективе плохо скажется на корпоративном сопровождении деятельности организаций;
  • избавить бизнес от иногда навязываемой услуги по покупке и сопровождению юридического адреса.

Сделает ли это в итоге предпринимателей и предпринимательство в стране более доступным, популярным и успешным – это вопрос. Но хочется верить, что плюсов по итогу окажется больше, чем минусов.

0
1 комментарий
Елена Краско

Получится как с онлайн-кассами, изменения уже по ходу внедрения.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда