Кейс: разработка мобильного приложения для управления коммерческой недвижимостью

Юрий Князев, генеральный директор компании Appvelox о том, как создавалось приложение для бизнес-центров и о том, почему вообще возникла в нем необходимость.

Пророчество Билла Гейтса о том, что в будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете и те, кто вышел из бизнеса уже можно смело перефразировать – на рынке останется два вида компаний: те, кто использует digital и те, кто проиграл в конкурентной борьбе. Прогресс идет семимильными шагами. Во главе всех процессов стоит скорость. Развитие технологий, возникновение новых потребностей, принятие решений – мы постоянно убыстряемся. Не использовать цифровые возможности для развития компании в полном объеме – это самоубийство для бизнеса.

Раньше всех это поняли «таксисты», то есть именно тот вид предпринимательства, который напрямую связан со «временем» – главной валютой сегодняшнего дня. И вот с легкой руки американской компании Uber, разработавшей мобильное приложение, с помощью которого можно найти, вызвать и оплатить такси в современной деловой среде появился термин «уберизация бизнеса». Что же дает это модное нынче направление? Оно упрощает и оптимизирует, а значит экономит: время, производственные, технические, человеческие ресурсы и, соответственно, финансы. Бизнес-модель Uber сама по себе очень проста и крайне эффективна. У компании нет своего автопарка. Но есть огромное количество частных таксистов, связанных с ней договорами. Через приложение исполнитель и клиент «общаются» напрямую, но благодаря использованию рейтинговой системы оценки качества услуг, компания контролирует деятельность каждого своего «сателлита».

Мобильное приложение для бизнес-центров

Постепенно уберизация проникает в различные отрасли. Так, например, сервис Airbnb кардинально изменил гостиничную индустрию. Бизнес теперь не просто «выкачивает» деньги из потребителя, он к нему «лицом» повернулся. Радует еще и то, что в этот процесс включаются все больше российских предприятий. Свежий пример: несколько месяцев назад одна из петербургских компаний, специализирующаяся на управлении коммерческой недвижимостью поставила перед нами задачу – разработать приложение, с помощью которого можно упростить взаимодействие управляющей компании бизнес-центров с подрядными организациями и арендаторами, и сделать ее работу максимально эффективной.

Каждый бизнес-центр – это «государство в государстве» со своими правилами и законами. И от того, насколько своевременно и эффективно руководство принимает меры по обеспечению его «жизнедеятельности» зависит успех каждого из участников: и арендаторов, и подрядчиков, и самого БЦ. Но зачастую наладить бесперебойную работу невозможно в силу объективных причин: кто-то увидел поломку или отсутствие чего-либо необходимого в местах общего пользования и не сообщил, поскольку торопился по своим делам; кто-то вовремя не заказал канцелярию или воду; кто-то забыл предупредить о необходимости загрузки/разгрузки машины в ночное время и т.д. Подобные проблемы случаются в каждом офисе, а их в БЦ сотни. А если управляющая компания работает не с одним бизнес-центром, а как в случае с нашим заказчиком, с несколькими? Накладки неизбежны.

Решение

Задача была интересна тем, что предстояло создать приложение «с нуля». Кроме того, любопытным было и погружение в новую для нас сферу управления коммерческой недвижимостью, где, как и в любом другом виде бизнеса, есть свои нюансы и подводные камни.

На подготовительном этапе мы провели всесторонний анализ рынка как коммерческой недвижимости в целом, так и существующего программного обеспечения в этой отрасли. Выявили и учли в своей работе недостатки приложений-конкурентов. Как оказалось, основной проблемой существовавших на тот момент приложений было наличие промежуточных операций. Так, например, в одном из них, чтобы отправить заявку, необходимо сначала найти помещение, на стене которого есть QR-код, сканировать его и только после этого появится возможность для отправки. Понятно, что чем больше операций необходимо проделать, тем меньше находится желающих. Эффективность работы такого приложения снижается в разы.

Все это мы учли при разработке нашего продукта. Так появился MTL Connect – автоматизированная интерактивная онлайн система, позволяющая проводить и контролировать все хозяйственные операции на управляемом объекте в режиме реального времени. В основе – обмен информацией между управляющей компанией, подрядными организациями и арендаторами (заявки на техническое обслуживание, различного рода запросы, уведомления, документооборот и общение между пользователями).

Функциональность мобильного приложения

После активации приложения управляющий должен заполнить информацию о своем бизнес-центре, занести данные о подрядчиках и лицах, ответственных за работу с заявками.

Даже если управляющая компания курирует несколько бизнес-центров, информация для каждого из них заносится отдельно. Общение между пользователями разных объектов осуществляется через общий чат, где кроме текста можно отправлять и фотографии.

На главном экране публикуются важные новости из жизни БЦ и объявления, такие как плановое отключение электричества, например.

Пользователи приложения делятся на две категории:

1. «Службы» (администратор группы/управляющий и представители подрядных организаций);

2. «Потребители» (арендаторы, гости).

Скачать приложение и получить права арендаторов/гостей (по умолчанию) может каждый. Регистрация аккаунта возможна только на территории бизнес-центра (процесс контролируется с помощью геолокации). Но любой следующий вход в приложение может осуществляться из любой точки.

Права «службы» подрядные организации получают только после занесения информации о них управляющим.

Алгоритм взаимодействия

Для успешного внедрения приложения необходимо было сократить количество операций до минимума. Мы создали простой и понятный алгоритм. Никаких лишних движений. Арендатор заходит в приложение и оформляет заявку, предварительно выбрав необходимый ему пункт меню («общая консультация», «техническая поддержка» и т.д.). Каждая заявка получает свой номер (по которому пользователь может следить за ходом ее выполнения) и на разных этапах имеет свой статус:

– «принято» (после поступления заявки от арендатора управляющему или представителю подрядной организации);

– «в работе» (у заявки появляется исполнитель, в чью компетенцию входит возникшая проблема);

– «исполнено» (на этом этапе арендатор уже может оценить работу исполнителя по заявке, выбрав один из пяти предложенных эмодзи: «ужасно», «плохо», «нормально», «хорошо», «отлично»).

При отправке заявки между управляющим и/или представителем подрядной организации и арендатором создается закрытый чат, недоступный для других пользователей. При решении проблемы чат блокируется. При этом историю переписки просматривать можно, но писать что-то дополнительно – нет. Если та же проблема возникает снова – создается новая заявка и новый чат соответственно.

Итог

Наша команда получила бесценный опыт, создавая «с нуля» приложение, которое сбережет деньги, время и нервы заказчика и даст ему конкурентное преимущество на рынке. Несмотря на внедрение MTL Connect, работа над ним не прекращается. Мы постоянно анализируем все процессы внутри платформы. Мониторим действия пользователей, работу с заявками, эффективность взаимодействия всех сторон. На основании этих данных будут выходить обновления, позволяющие сделать приложение еще более простым и удобным.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Pavel Ivanov

Отличная B2B-ниша. Спасибо за кейс :)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Волков
Автор

Ниша и правда интересная. Много проблемных моментов в этой сфере.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Мне кажется, что с точки зрения R&D в недвижимости самая большая боль - это консервативность сферы. Многое до сих пор решается телефонным звонком и личными встречами, связями, а не через интернет.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Волков
Автор

Ну да, приходится, мягко говоря, «преодолевать сопротивление»))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nikita Yashuk

И КанБан прослеживается😊👍🏼
Информативно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Авилов

Надо эту идею предложить жилищным управляющим компаниям. А то до диспетчера пока дозвонишься, потом пока мастер придет. В общем в подъезде света нет неделю:(

Ответить
Развернуть ветку
Daria Voronova

Для жилья больше подойдет https://domyland.ru/
с платежами, показаниями приборов, общими собраниями и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Авилов

А приложение это в свободном доступе? Понятно, что под конкретную компанию создавалось, но можно, например скчать его и использовать на своем объекте?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Волков
Автор

Скачать приложение можно, но его применение на данный момент лимитировано определённым перечнем объектов коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге, участвующих в запуске проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Helen P.

Напишите на [email protected], мы сами были бы рады потестировать на стороннем объекте

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Ulianova

Годный кейс ;)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Волков
Автор

Спасибо:)

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Knyazev

Годно...)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Яворский

Вы если бы разрабам, которые это пилили, заплатили бы, то вообще молодцы были бы

Ответить
Развернуть ветку
Popo Pipi

+

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владислав Волков
Автор

Здесь не про изобретение чего-то нового, а про перенос имеющихся моделей в другие сферы бизнеса, где этим не пользуются.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Клетникова

А приложение то уже внедрили?

Ответить
Развернуть ветку
Elena Golovanova

Приложение находится в стадии внедрения.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Клетникова

Просто интересно чем эта затея закончится. Не верю, что в бц приживется.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Авилов

А в чем проблема то? Приложение прикольное, его никто не навязывал, его заказали, значит заинтересованы в нем. Что не приживется то?

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Клетникова

Реалии российского бизнеса. заказали себе игрушку наигрались и забыли. Помню как нам битрикс внедряли: кто задачи не будет ставить в системе и отчитываться, тому премии не видать. Никто в итоге ничего не делал включая самих боссов, так все на нет и сошло.. Ну правда без премии месяцок посидели, что было совсем обидно, когда идея сдулась

Ответить
Развернуть ветку
Денис Авилов

А у нас тоже не пошло. но у нас в компании 7,5 человек, поэтому проще крикнуть адресату, ну или самолетик бумажный с техзаданием пустить. и весело и результативно:))))

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Клетникова

самолетик с техзаданием - это сильно)

Ответить
Развернуть ветку
Elena Golovanova

Жаль, что у вас такой печальный опыт с CMS приключился. Это исключительно вина руководства, что не объяснили плюсы использования, а ограничились лишь запугиванием.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Авилов

Согласен, все от руководства зависит. Им бы мотивировать, а не запугивать.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Golovanova

Внедрение приложения - это серьезный многоэтапный процесс. На данном этапе успех/или не успех зависит от менеджмента компании-заказчика. Наша задача, как разработчиков, отслеживать все процессы внутри системы и при необходимости вносить изменения. Так что работа для нас еще не закончена.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Клетникова

вот о чем и речь. есть подозрение, что на этом этапе как раз и запорят

Ответить
Развернуть ветку
Helen P.

В комплексе апартаментов прижилось. В бизнес центрах - есть много нюансов как с технической стороны, так и с человеческой.
Хотите - тоже потестируете? можно просто на своем офисе)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Авилов

На данный момент? а потом?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Волков
Автор

В дальнейшем планируется расширение базы доступных объектов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Daria Voronova

А есть публичный чат в приложении?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Волков
Автор

Доступны чаты между пользователями, в них они могут просто общаться между собой. И есть чаты к заявкам, они доступны только когда существуют активные заявки и там общение идёт только между автором заявки и исполнителем.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Яворский

Юра, ты врешь, ты не заплатил денег разрабам и приложуху писали не вы со своим "другом", хотя ты и дизайнил, вообще в вашей компании все делают вчерашние студенты и стажеры, которых вы кидаете на деньги, QA у вас нету как такового, а заказчикам рассказываете какие у вас профи работают, а потом сроки по проектам растягиваете в 3-5 раз, но че, ты то себе айфон новый купил и нормально, какая разница какую ты репутацию себе создаешь, да? Коменты подчищать не забывай, а то вдруг заказчик какой увидит

Ответить
Развернуть ветку
Никита Яворский

Еще могу добавить, что в связи с отсутствием опыта у Android разработчика, который это писал, архитектура приложения вообще не соответствует никакому из вариантов CleanArchitecture для андроида, так на коленке из чего было под рукой собрано

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда