Год с онлайн-кассами: до чего мы дошли

Покупатели «стучат» на продавцов в приложении от налоговой. Предприниматели получают кредиты за 10 секунд.

Материал от директора по развитию компании-разработчика программного обеспечения для выездных сотрудников Grotem.

Кадр из мультфильма про онлайн-кассы на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС)

Паника-2017

Год назад кипели страсти, о которых большинство населения России не подозревало. Компании спешили купить онлайн-кассы до 1 июля, потому что работать со старыми кассами с этого дня запрещалось. За каждую продажу могли оштрафовать на 30 тысяч рублей. Пробил 100 чеков за смену на старой кассе — заплати штраф 3 млн рублей. Поймают второй раз — остановят работу на три месяца.

Только купить кассу оказалось так же непросто, как холодильник в Советском Союзе. Точнее не кассу, а фискальный накопитель (ФН), который заменил в кассах похожее устройство — ЭКЛЗ — и сделал их «онлайновыми».

Популярная тема форума сервис-инженеров. Многие не по своей воле работали пару месяцев без кассы: срок службы ЭКЛЗ заканчивался, а ФН надо было ждать дольше, чем планировалось

Проблема была в том, что единственный производитель, ООО «РИК», не успевал изготовить и отгрузить почти полтора миллиона накопителей. Налоговая срочно внесла в свой реестр еще двоих производителей с двумя моделями ФН, но они не спасли положение.

Тогда налоговая выступила с разъяснением: кто оплатит кассу с ФН до 1 июля, может работать по старым правилам и ждать поставку. Дефицит и ажиотаж сделали свое дело: многие поставщики взвинтили цены. В некоторых регионах то, что стоило 20 тысяч, пришлось покупать за 40.

Так закончился первый этап кассовой реформы — 1 июля 2017 года. Налоговая называет его в целом удачным. Кассы поставили те, кто раньше обходил закон и скрывал выручку, налогооблагаемая база розницы вдруг выросла в 1,5 раза. Еще ФНС подтвердила крутизну своего дата-центра в Дубне: все транзакции страны обрабатываются всего за 90 секунд.

Для бизнеса главным плюсом стала возможность сэкономить время и бумагу. Забыт журнал кассира-операциониста и еще восемь видов первичной отчетности. Не надо каждый год приносить ЭКЛЗ в налоговую. Онлайн-кассу можно зарегистрировать и снять с учета в личном кабинете.

Выяснилось, что закон о кассах нужно как следует доработать

Практика показала, что закон 54-ФЗ сырой и неоднозначный. Он не учитывает технические особенности при оплате — как будто его писали 20 лет назад, когда были туманные представления об интернет-магазинах, мобильных банках и электронных деньгах.

Самое непонятное — кто, как и когда должен выдавать чек покупателю и должен ли вообще выдавать. Налоговая говорит, что Почта России должна пробить чек при наложенном платеже. Почта России сопротивляется: нет, мы считаем, что в законе ничего про это нет.

Или вот «Яндекс» придумал сервис «Яндекс.Платежка» для микробизнеса с оборотом до 100 тысяч рублей в год и заявил, что чеки выдавать не надо, закон позволяет. Налоговая не поддержала схему, и на сайте «Платежки» появилось дополнение:

«Яндекс» до сих пор не знает, что делать с чеками

Иногда положение спасают разъяснительные письма Минфина. Обычно они выглядят так: «Ок, у вас есть затруднение. Мы изучили закон 54-ФЗ, потом еще пять других законов и даже постановление Госкомстата 1998 года и пришли к выводу, что надо поступать вот так…».

Лайфхак: письма Минфина, разъясняющие 54-ФЗ, лучше искать по первым цифрам номера — они все начинаются с «№ 03-01-15»

Письма Минфина не имеют юридической силы. Если дело дойдет до суда, их рассмотрят как частное мнение условного заместителя директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина.

Приписка в разъяснительных письмах Минфина: мы просто так растолковали закон, не факт, что правильно

Другая слабая сторона писем — бюрократический язык. Именно поэтому появились сотни «посадок», блогов и рассылок, где переводят 54-ФЗ на нормальный русский. У нас тоже есть такой блог и рассылка. Самые популярные Telegram-каналы про онлайн-кассы — «Новости ОФД, ККТ…» и канал производителя касс «АТОЛ. Новости ККТ и ЕГАИС».

ФНС с человеческим лицом

Налоговая тоже старается как можно проще объяснить, кому надо покупать кассы и что с ними делать. Налоговики в телевизоре показывают дашборд из того самого дата-центра, выступают в лектории 1С и разбирают тонкости закона в журналах для бухгалтеров. В нашем рейтинге самых понятных и «человечных» налоговиков первое место занимает Андрей Бударин.

Андрей Бударин, начальник управления оперативного управления ФНС и лицо первого этапа кассовой реформы

Когда слушаешь комментаторов от ФНС, можно подумать, что налоговая скорее заодно с предпринимателями, чем с теми, кто принимал 54-ФЗ. Они нашли лазейку в законе и разрешили использовать фискальный накопитель на 13 или 15 месяцев предпринимателям, которым положено покупать более дорогой ФН на 36 месяцев.

Их логика такая: закон предписывает использовать ФН на 13 месяцев, если у предпринимателя временный (сезонный) характер работы; закон не раскрывает понятие «временный характер работы», соответственно, любой может сказать, что у него именно такой характер работы и поставить более дешевый накопитель.

Налоговая до сих пор снисходительно относится к нарушителям закона. Либо обходится предупреждением, либо выписывает 30-тысячный штраф там, где можно было обанкротить целую сеть.

20 декабря, когда случился массовый сбой касс из-за прошивки «Штрих-М», налоговая быстро выпустила письмо, разрешив работать без касс. Правда, магазины и АЗС успели закрыть двери в рабочее время и потерять миллиарды. «Магнит», например, заявил об убытке в 1 миллиард рублей.

Зато теперь все знают, что делать, когда касса отключилась по чужой вине: выдавать покупателям любое подтверждение покупки (бланк строгой отчетности), потом пробить чек коррекции.

Что случилось на втором этапе кассовой реформы

Этот этап разделился на два. В конце ноября 2017 года Госдума приняла закон, который дал отсрочку некоторым предпринимателям. Кассовая реформа, которую планировали завершить 1 июля 2018 года, стала трехэтапной:

  • до 1 июля 2017 года на онлайн-кассы перешли те, кто раньше уже работал с кассами (ОСНО и «упрощенка»);
  • до 1 июля 2018 года кассы ставит розница и общепит на ЕНВД и патенте, с наемными сотрудниками;
  • до 1 июля 2019 года могут повременить продавцы услуг, мелкая розница и общепит без наемных сотрудников.

Отсрочка стала логичным решением. Налоговая опасалась, что снова возникнет дефицит — на втором этапе нужно больше касс, плюс подойдет время замены фискальных накопителей на 13 месяцев. Кроме того, до небольших ИП сложнее достучаться и донести информацию.

В апреле 2018 года 40% предпринимателей, опрошенных НАФИ, сказали, что не собираются покупать никакую кассу, из них 15% узнали о такой обязанности из опроса.

Некоторые думают, что предприниматели перегружены информацией об онлайн-кассах. Но опросы показывают, что это далеко не так

Появились новые модели «умных» касс. Они продаются даже в банках и салонах сотовой связи. Агрессивнее других продвигаются мобильные кассы с дисплеем, похожие на смартфоны.

Например, оранжевая MSPOS-K стала кассой от «Райффайзенбанка», «Модульбанка», эквайринг-сервиса 2can, МТС и МГТС (выпускается в красном корпусе). Дефицита касс и ФН нет, если не считать нескольких моделей смарт-терминалов. И паники нет.

Кассы подешевели, их можно получить бесплатно. Предпринимателям разрешили получать налоговые вычеты до 18 тысяч рублей на кассы. Это стало дополнительным поводом, чтобы снизить цены. «МТС.Касса» подешевела на тысячу — до 17 900 рублей. «Эвотор» в июне скинул почти две тысячи на «Эвотор 5» — до 17 990 рублей.

Все это — чтобы уложиться в размер вычета и сказать, что касса будет за счет государства. В общем, примерно так и есть, жаль только, что половина предпринимателей не знает, что им полагается вычет (по данным НАФИ).

Аналитика начала работать. По нашим данным, 80% предпринимателей используют кассы для того, чтобы печатать чеки. Им пока не нужна автоматизация. Но они могут оценить ее прелести, когда придет время взять кредит — потому что банки научились принимать решение о выдаче кредита за 10 секунд без документов.

Система банка видит оборот онлайн-касс и автоматически определяет платежеспособность заемщика. Такие данные банку дает оператор фискальных данных, с которым предприниматель заключил договор (сначала все данные с кассы поступают в ОФД, а потом ОФД передает их в налоговую).

Покупатели вычисляют нарушителей закона о кассах. В начале кассовой реформы на вопрос «Как вы найдете тех, кто выдает фейковые чеки?» налоговая отвечала: «Их выдадут покупатели, это называется гражданским контролем».

Многие не верили, ведь у нас считается неприличным «стучать», удивлялись планам налоговой устраивать конкурсы и лотереи для бдительных граждан, как в Чехии. Но месяц назад налоговая сообщила, что граждане активно сообщают о нарушителях без всяких конкурсов в приложении «Проверка кассового чека».

Что сейчас делать предпринимателю без кассы

  1. Выяснить, должны ли вы поставить кассу до 1 июля 2018 года. Есть список исключений, возможно вы в их числе.
  2. Постараться успеть получить налоговый вычет. Самое главное — зарегистрировать кассу до 1 июля. Иначе теряете право на возврат 18 тысяч рублей. Наши партнеры из нескольких регионов сообщают, что многие модели касс с ФН можно купить день в день, дефицита нет. Еще один-два дня надо заложить на регистрацию в личном кабинете налоговой: иногда кабинет «лежит» из-за наплыва желающих (да, опять всё делаем в последний момент).
  3. Не игнорировать возможности, которые дает онлайн-касса. Некоторые думают, что «автоматизация» — такой же бессмысленный и далекий термин, как «нанотехнологии» или «цифровая экономика». Это не так — автоматизация помогает снизить издержки в магазине и лучше знать, как идут дела с продажами, чтобы вовремя принять меры. Онлайн-касса — это крутой аналитик и супербыстрый кассир.
0
63 комментария
Написать комментарий...
Слон Петрович
Система банка видит оборот онлайн-касс и автоматически определяет платежеспособность заемщика. Такие данные банку дает оператор фискальных данных, с которым предприниматель заключил договор (сначала все данные с кассы поступают в ОФД, а потом ОФД передает их в налоговую).

Что является нарушением закона о персональных данных. Но конечно россиянам жаловаться бесполезно, а вот если гражданин Европы, совершавший покупки в России, пожалуется на нарушение GDPR, будет весело!

Ответить
Развернуть ветку
nemcov_av

Где там персональные данные?! В ОФД уходит обезличенная информация - там никаких сведеий о покупателях

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович

Задачка на логику, подумайте чуток. Каким образом "система определяет платежеспособность заемщика", если информация "обезличенная"?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Опилкин
Автор

Так заемщик - это владелец кассы, магазина. Его данные передаются в налоговую, конечно. Это не ПД клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович

Да, действительно, вы об этом написали. Но я все же не уверен, что с ПД клиентов этого не происходит.

Ответить
Развернуть ветку
nemcov_av

так я вам и говорю - не происходит. В передаваемых данных нет информации о покупателях. Даже номеров кредитных карт, как на бумажных чеках, со скрытыми цифрами - тоже нет.

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда