{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Запускаете стартап? Не платите зарплату своей команде

Основатель и СЕО сервиса путешествий будущего Локали Ник Недельчук делится опытом создания компании с нуля.

На сегодняшний день центральная команда состоит из восьми человек, которые работают без зарплаты, на волонтерских началах. За три месяца с момента запуска MVP к проекту присоединились полторы сотни русскоязычных местных жителей из более 50 локаций на четырех континентах, проведено 55 прогулок.

Оказывается, отсутствие зарплаты в стартапе на первых порах играет на пользу вашему продукту.

Идея создать сервис, благодаря которому люди по всему миру смогут найти близкого по духу местного жителя, который говорит на твоём языке и живёт в нужном тебе городе, пришла мне в голову после прогулок по Петербургу длинными зимними вечерами. Я гулял один, задавался экзистенциальными вопросами и много думал.

Блестящей идеи оказалось мало - теперь предстояло сервис построить: UX, разработка, PR и маркетинг, юридические и финансовые вопросы. Любые мысли о запуске стартапа, если это начало успешной истории, моментально упираются в команду. Даже гении создавали прекрасное в коллаборации - не говоря уже о нас.

В центральной команде Локали сейчас 8 человек. Мы вместе строим компанию уже больше чем полгода. За это время, как СЕО, я ни разу не платил ни одному из них. Естественно, я не платил и себе. Если честно, делал это не специально — у меня не было крупных сумм на банковском счету или инвестора за плечами. Но, оглядываясь назад, понимаю: это решение было чертовски правильным, именно благодаря ему нам удалось выстроить настолько гармоничную и инициативную команду, которой лично я горжусь.

Вот пять причин, почему так вышло, и почему вы тоже на первых порах не должны платить деньги команде вашего стартапа.

  • На старте проекта важно собрать команду, одержимую идеей. В нашем случае преданность идее оказалась настолько велика, что крутые специалисты из крупных компаний с мировым именем работают над Локали в своё свободное время, вместо отдыха, да ещё и совершенно бесплатно.В стартапе даже junior-разработчик и стажер должны быть евангелистами того, что вы делаете. Компания с нуля, особенно если речь идёт о совершенно новом продукте, обязана подпитываться тоннами энергии энтузиастов. Потребитель это хорошо чувствует. Если за продуктом стоит команда с горящими глазами, шансов на успех больше. Ну и, наконец, если у вас не получается зажечь идеей даже своих сотрудников, что там говорить об обычных пользователях?
  • Легко расстаться с разочарованными или несогласными. Обязательства перед семьей и детьми, кредиты, ипотеки заставляют людей делать вещи, которые они бы никогда не делали по собственной воле. Например, работать на вас и следовать вашим методам. Но, естественно, если человек делает что-то не от души, качество результата оставляет ждать лучшего, а атмосфера в коллективе становится токсичной.«Тихо несогласные» — большая беда. Они заражают вирусом скептицизма всех вокруг себя, и вы рискуете потерять целый отдел, а то и коллектив. Куда эффективнее с такими людьми прощаться как можно раньше. Что поделаешь — просто вам не по пути. Если из-за расставания с вашей компанией у человека не появятся проблемы с выплатой кредитов, разойдётесь вы легко, быстро, по его же инициативе и, скорее всего, без обид.
  • Когда сегодня не получаешь зарплату за свою работу, цель обеспечить компанию прибылью становится первоприоритетной. Каждый осознаёт, что его собственный успех напрямую зависит от успеха компании. Чем раньше вы достигните уровня безубыточности, тем раньше у него получится осуществить желаемое — свалить с нынешней работы, перейти в компанию мечты и работать так, как ему хочется: с заранее оговорённым уровнем зарплаты, наличием home office или возможностью переехать в страну, куда всегда хотелось. Если же вы платите зарплату с самого начала, то точка безубыточности для большинства участников команды, в лучшем случае — нечто абстрактное, в худшем — бизнесовый булщит.
  • Гораздо меньше страха отстаивать свою точку зрения. Стив Джобс говорил: «Не имеет смысла нанимать в свою компанию умников, чтобы говорить, что им делать. Это они должны твердить, что нам делать». Тем не менее, даже будучи полностью согласным с этой истиной, очень просто перестать ей следовать. Любой СЕО — человек упрямый, с собственным видением. Это видение, порой, не совпадает с мнением других сотрудников, а иногда и вовсе ошибочно. В такие моменты в команде возникает спор. Сотрудник, для которого СЕО — босс, достаточно быстро сдастся, ведь от босса зависит зарплата и рабочее место. Если же вы работаете на добровольных началах и, повздорив с боссом, своим финансовым положением не рискуете, то позволите себе отстаивать свою точку зрения куда настойчивее. А значит вероятность принять правильное для компании решение, в конечном итоге - выше.
  • Химия между участниками команды. Когда вы работаете не за деньги, то на психологическом уровне отношения между всеми в команде выстраиваются скорее дружеские, чем рабочие. Вы чувствуете себя семьей, мотивируете друг друга, поддерживаете, вам не страшен звонок от другого участника среди ночи, и вы всегда рады помочь, если кто зашивается.

Выходит идеальный сетап, но, напоследок, ложка дегтя - у всего этого есть срок годности.

Мотивация команды должна постоянно подпитываться маленькими и большими победами. Как СЕО вы должны сделать все, чтобы движение к цели было уверенным и ощутимым для каждого. Кроме того, если спустя год волонтерства вы так и не в силах назвать конкретную дату в обозримом будущем, когда сможете перечислить на счет участников первую зарплату, то определенно точно концепция начнет барахлить. Впрочем, если за такой срок вы не сумели найти покупателя для своего продукта или хотя бы инвестора - то это меньшая из проблем. Ведь пора свой бизнес закрывать или коренным образом переосмысливать.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Прочел это-потратил время зря

Идея хорошая - лучше, если о городе будет рассказывать местный житель, чем гид. Уже монетизируетесь? Если да, то как? Расскажите о бизнес-модели, если это не тайна.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Nedelchuk
Автор

Работаем по принципу маркетплейса: 100% стоимости прогулки или путешествия списываем с путешественника в момент подтверждения бронирования; после того, как прогулка состоялась, деньги перечисляем на счет местного жителя за вычета нашей комиссии 9-24%. Комиссия динамическая: чаще водишь прогулки - меньше платишь платформе.
За приятные слова спасибо, признателен!
Если интересны детали, можно заглянуть на сайт - там все подробно расписано в разделе "Местным жителям".

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bykov

Расписано не всё. Цены нигде не нашел вообще. Кроме упоминания, что она фиксированная для всех.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Nedelchuk
Автор

Выберите любой город. Там указано.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bykov

Неужели вы не отслеживаете пути по сайту? Я выбрал город Барселона, но не вверху, как вы бы хотели, а ниже. Цены нет. Нажал "забронируйте мое время", открылась форма, цены нет. Вы чего?

Ответить
Развернуть ветку
Nick Nedelchuk
Автор

На странице направления цена есть, откуда бы вы ее не выбрали (не обхитрите). То, что можно было бы ее отображать более явно - согласен. Нынешняя версия - кусок сырого MVP, на подходе улучшения.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда