{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Стратегическая терапия для бизнеса

Иногда одна доступная метафора делает то, чего не могут сделать тонны бизнес-книг, толпы коучей и тренеров-консультантов.

За более чем 20-летнюю карьеру в российском и международном бизнесе мне приходилось видеть множество методик, при помощи которых собирались улучшать и менять бизнес. Какие-то из них были дословно переведены с английского (таких было много в самом начале российского капитализма), позже появились адаптации — испробовав чисто западные технологии на местах, более-менее успешно привив их на российской почве, люди выдавали свои адаптированные под местные реалии методологии успеха. А потом стали появляться чисто русские ноу-хау.

Что-то входило в моду, что-то выходило. Те, кто много ездил по стране, могли видеть, как тот или иной метод прокатывается волной: в Москве его уже забыли, а в Екатеринбурге только начинали внедрять.

Я и сам работал с этими вещами. Крутил их и так, и эдак — приспосабливал. Обучал людей думать по-новому, выдавал им инструкции, выстраивал системы. Видел где, что и как работает и какие дает результаты.

В сухом остатке пришел к простой и понятной мысли.

Компания — это организм. Как тело человека. С набором органов, свойств, со своими целями и задачами. В какой-то момент мы даже составили примерную схему, как в средневековых анатомических атласах.

Например, глаза — это маркетинг. Глаза всё видят и собирают информацию. Передают эту информацию мозгу, который принимает решения: идти, бежать, стоять или сесть и сидеть, и ничего не делать (но тогда это слепые глаза).

Мозг — это, естественно, администрация, штаб, центр управления полетом. Он принимает решения и регулирует работу всех органов. Без приказов мозга легкие не дышат, а сердце не гоняет кровь.

Сердце и кровеносная система — это финансы. Мы знаем, что если сердце слабое и качает кровь через раз, то после пары метров бега наступит отдышка, спазм, кома и смерть. Может ли компания со слабым сердцем соревноваться в беге с другими компаниями? Может, но не очень долго и только если ее интересует не победа, а участие.

Я видел такие компании, которые пытались победить в спринте или в марафоне. И могу точно сказать, что без сильного сердца, качающего кровь, лучше забыть об олимпийских видах спорта и играть в шахматы.

И так далее. Метафора, думаю ясна. Позвоночник — это юристы. Рот — это PR и корпоративное обучение. Уши — это служба безопасности. Душа — HR (много спорили по этому поводу, но все-таки остановились на том, что HR нанимает людей, а люди составляют дух компании, поэтому если не HR душа, то кто?). Печень — сервисный центр (или любая структура, работающая с рекламациями клиентов). Руки —это продажи. Нервные окончания — IT. Суставы — АХО. Ноги— логистика.

Но мы пошли дальше: как и в живом человеке, в компании все органы должны сосуществовать, жить и развиваться соразмерно друг-другу. Не может сердце забрать всю кровь себе — тогда отнимутся ноги. И руки не могут захватить себе весь IT-отдел. Позвоночник не может диктовать куда идти в обход мозга. И так далее.

Хотя, по моему опыту, все примерно так себя и ведут. Отдел продаж считает, что в штабе сидят дураки, IT-отдел ненавидит бухгалтерию (или наоборот), служба безопасности следит не за тем, что снаружи, а глохнет и начинает слушать звуки в желудке, а винят во всем HR, который набирает не тех людей.

За свою долгую карьеру я много раз убеждался, что если компания болеет, то нельзя вылечить только один орган, а остальные оставить как есть. Если болеет сердце, оно, скорее всего, уже распространило заразу по всему телу. Скорее всего, и ноги, и руки уже онемели, позвоночник не держит, легкие не выдыхают, рот несет какую-то околесицу. И это уже не человек, а кадавр, чудовище доктора Франкенштейна.

Самые сложные случаи связаны, конечно, с непорядком в голове: раздвоение личности, параноидальный бред и прочее похмелье.

Именно поэтому, когда меня сегодня спрашивают, чем я занимаюсь, я говорю, что я бизнес-терапевт.

Об этом я и хочу поговорить. В своих колонках я буду приводить примеры из жизни, рассказывать и показывать с анатомическими подробностями, что происходит с компанией, которая забывает о том, что она цельный организм, что она единое тело и начинает бороться само с собой, заболевая любимой болезнью доктора Грегори Хауса — волчанкой.

И, конечно, я подробно расскажу, какие именно превентивные терапевтические способы есть для того, чтобы избежать подобных болезней.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда