Офтоп
Aynur Abdulnasyrov

Основатель LinguaLeo: 7 принципов успешного стартапа

Основатель сервиса по изучению английского языка LinguaLeo Айнур Абдулнасыров написал для ЦП колонку о том, какие принципы необходимо внедрить для успешного развития стартапа.

Наше поколение искушено многообразием выбора и доступностью альтернатив. Около 20 лет назад мы жили в эпоху хитов: один телеканал, одно радио, одна газета, певец и песни — одни на всю страну. Сегодня благодаря интернету, мобильным приложениям и социальным сетям каждый может найти что-то ему важное и нужное, причем в нескольких интерпретациях. Как, помните: «Есть такой же, но с перламутровыми пуговицами?». Так вот сейчас он есть, и не только с пуговицами, но и вообще всех цветов и расцветок.

Айнур Абдулнасыров

Оглянитесь. Вокруг люди, которые постоянно делают выбор, и они знают, что имеют на это право. Ежедневно появляются новые проекты, сервисы и поставщики услуг, которые стремятся решить ту или иную проблему. Мы сами, предприниматели, создали такие условия, в которых потребитель понимает: он один, а предложений — много. Единственное, что ограничивает человека, так это время — единственный лимитированный ресурс.

Чтобы успеть найти решение своей проблемы, люди, помимо стандартных условий отбора, стали учитывать новые атрибуты — удобство, простота понимания и хорошее качество. Но самым важным стало условие, чтобы решение сразу цепляло клиента, вовлекало его и апеллировало к главной потребности. Если предприниматель выполняет эти требования, он получает заветное внимание и время пользователя. В противном случае, пользователь уйдет к конкурентам.

Мы выделили те основные постулаты, которые влияют на окончательный выбор человека сейчас и будут влиять в будущем.

1. Решение проблемы клиента

Создавая продукт или сервис, не пытайтесь помочь пользователю во всех его вопросах, не получится. Лучше сфокусироваться на чем-то одном и максимально эффективно дистрибутировать решение. Если у вас получится выявить проблему потенциального клиента и зацепить его правильной подачей решения — клиент ваш.

2. Эмоции вместо логики

Из-за огромного разнообразия решений любой проблемы, важную роль стал играть эмоциональный маркетинг. Вместо логики потребитель ориентируется на чувства, обращаясь к тем продуктам и сервисам, которые вероятнее всего дадут максимальную пользу.

При этом бренды, которые любят своих пользователей, получают большое преимущество. Над этим и нужно работать: чтобы во всем продукте, сервисе, внутри компании, в каждом сообщении рынку сквозили любовь, забота, а также честное и уважительное отношение к клиенту, причем не только на словах, но и на деле.

Бренды — они как люди. Ценности продукта должны транслироваться в каждом решении, мелочи, именно из них складывается характер и образ. Потребители хорошо чувствуют общий характер бренда по самым маленьким деталям и исходя из этого принимают решения, иметь ли с ним дело, покупать ли и стоит ли рекомендовать его друзьям. Все это очень важно и имеет следствием налаживание отношений с клиентом и успех бизнеса.

3. НЛП в работе с клиентом

Люди мыслят образами, поэтому быстрее и легче всего донести до них суть бренда через нейролингвистическое программирование (НЛП). Десять пресуппозиций НЛП стоит иметь в виду при ведении бизнеса:

  1. Карта — это не территория. Для изучения окружающей среды и успешного функционирования в ней человек создает себе личную «карту». Создавая продукт, нужно помнить о том, что клиент будет с ним взаимодействовать через нее. У большинства людей некоторые части карт могут совпадать. Это нужно использовать.
  2. Сознание и тело — части единой системы. Дискомфорт клиента никогда не будет сопутствовать хорошим продажам. Помните об удобстве, когда создаете что-то новое.
  3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе. Если человек привык искать меню в приложении на телефоне в левом верхнем углу, не пытайтесь навязать ему другой дизайн, даже если вам лично кажется это удобным.
  4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах. Когда мы делаем такую сегментацию, нам проще выбрать наиболее популярные среди клиентов решения для каждого из чувств восприятия.
  5. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает. Стремитесь к получению положительного отклика, заставляйте людей обращать внимание на то, что ваш продукт приносит им новые положительные эмоции.
  6. Не бывает поражений — бывает только обратная связь. Даже если клиент недоволен, дайте ему возможность высказаться и сразу же отреагируйте на негатив.
  7. В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением. Клиент, соприкасаясь с вашим продуктом, искренне желает с ним «подружиться», выяснить, чем тот ему может быть полезен. Для этого нужны располагающие условия: удобство и быстрая скорость доступа к нужной информации.
  8. Любое поведение — выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент. Вы всегда можете улучшить свое положение на рынке, предложив более качественный сервис или продукт, чем у конкурентов.
  9. Каждый располагает всеми необходимыми для него ресурсами. Просто начинайте действовать. На каждом этапе вам будет ясно, что нужно доделать и изменить, а от чего — избавиться.
  10. Вселенная — дружественная среда, изобилующая ресурсами. Привлекайте партнеров, чтобы предложить своим клиентам больше возможностей.

4. Успех в правильных ценностях

Для создания бренда, эмоционально близкого потребителям, необходимо правильно сформулировать ценности и принципы работы компании ещё на старте, а затем придерживаться их на протяжении всей жизни. Ценности LinguaLeo, например, мы вынесли в публичный документ, который может прочесть кто угодно. Они появились не сразу, а нарабатывались и принимались со временем.

Основными принципами работы в нашей команде являются доверие, уважение, поддержка, ответственность и равенство в отношении при четком разделении зон ответственности и ролей. Без доверия нет бизнеса и скорости, без уважения и поддержки нет команды. На безответственного человека нельзя положиться. Без равенства в отношениях исчезает искренний обмен идеями и появляется риск самодурства, а без четкого разделения ролей и ответственности наступает банальный бардак. Эти принципы незримо присутствуют в продукте.

5. Построение организационной структуры и способов взаимодействия команды

Оканчивая ГУ ВШЭ, я написал диплом «Организационный дизайн и механизмы внутрифирменной координации», опираясь на книгу Генри Минцберга «Структура в кулаке». Мне поставили «тройку», потому что диплом был не про бюджетирование. Тем не менее, книга Минцберга действительно стоящая.

Мы используем все шесть механизмов, описанных автором, но основной у нас — взаимное согласование внутри команды. У Минцберга такой тип называется «Адхократия», его чаще всего используют «маленькие компании в Кремниевой долине, исследовательские лаборатории и киностудии».

6. Философия экстремального программирования

Иногда требуется отойти от привычных норм ведения бизнеса и шире посмотреть на вещи. В самом начале работы над LinguaLeo нам пришлось прибегнуть к этому подходу. Именно с такой философии мы начали работу в Таиланде, когда полгода писали первую версию продукта. Это очень мощная неформальная и формальная технология разработки; спасает, когда нужно сделать что-то быстро и круто, работает безотказно. Сегодня используем в разработке и Scrum, и XP.

7. Осмысленность, автономность и мотивация команды

В презентации Дэна Пинка на TED говорится о трёх секретных соусах мотивации команды и любого индивидуума: цель и ее осмысленность (purpose), возможность видеть свой прогресс (mastery) и автономность в способе достижения цели (autonomy). Они творят чудеса с мотивацией, причем не только сотрудников, но и пользователей.

Если вы знаете, для чего вам нужно достичь цели, если вы вольны выбирать методы и если вы хотите видеть прогресс в реальном времени, то будете получать удовольствие в процессе и достигнете результата. Мы соблюдаем эти условия и в работе, и в продукте, который создаем.

Я уверен, что с хорошей командой и этими основными постулатами можно построить компанию максимально близкую к пользователю на эмоциональном уровне, и создать продукт, который будет удовлетворять потребности клиентов и «разговаривать» с ними на интуитивном уровне.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Tom Andreevich Zarubin

Успех любого стартапа складывается из:
- рынок
- подходящий продукт
- команда, способная его создать
- отсутствие кассовых разрывов(ну и прочиз, например, логистики)

Остальное- приятные бонусы в виде процессов, корпоративной культуры, личной философии.

Ответить
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

- скорейший выход основателя из рутинных процессов, чтобы заняться развитием в целом.
Как оказалось, это самый трудный к понимаю шаг, если судить по всем моим знакомым.

Ответить
Развернуть ветку
Stark Nonym

И простая тупая удача

Ответить
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Так с сыром получилось в свое время. Но это не было стартапом.

Ответить
Развернуть ветку
Айрат Кадырмаев

Айнур невероятно умный человек.

Ответить
Развернуть ветку
Мирослав Сербин

С каких это пор лингволёва считается офигенно-успешным стартапом?

Ответить
Развернуть ветку
Mary Glazkova

Да вот прям с первых его дней =)

Ответить
Развернуть ветку
Мирослав Сербин

сотрудница ленгвалео?

Ответить
Развернуть ветку
Mary Glazkova

Да, и я бы не пошла работать в LL, если бы думала обратное =)

Ответить
Развернуть ветку
Мирослав Сербин

оставьте ваши сказки для ваших клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Mary Glazkova

Мирослав, можете назвать успешные российские e-learning стартапы? Вот куда бы вы пошли работать?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Шевченко

Не знаю о чем говорит сей товарищ, а пользоваться мобильной версией просто не возможно и не выносимо: нельзя даже выбрать отдельно изученные слова и слова на изучении, синхронизацию с сервером спрятали в настройки, если закрываешь глаза на все это и долго таки мотаешь до нужного слова пока едешь в метро чтоб его повторять далее выключаешь телефон и после включения нужно мотать по новой.

Почитав о том какая крутая команда делала этот продукт и с какими прекрасными жизненными взглядами встает много вопросов, например а работают ли в обще эти подходы?

У меня складывается впечатление, что проект совсем перестал развиваться после Тайланда, вы хотя бы анализируете своих конкурентов, то что они предлагают?

Ответить
Развернуть ветку
Mary Glazkova

Ответ от мобильной разработки:

Синхронизация происходит автоматически, для быстрой синхронизации есть иконка в боковом меню. Чтобы выбрать слова на изучении зайдите в тренировки, там есть наборы Весь словарь (все слова на изучении), Почти изученные (слова которые уже прошли через 3 тренировки). В словаре все добавленные вами слова расположены в хронологическом порядке, чтобы можно было понять историю изучения, если вы найдете там слова, которые хотите повторить, вы можете выбрать их в режиме редактирования и отправить на тренировки повторно.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Шевченко

Спасибо вам за то что не пропускаете жалобы пользователей, это приятно.

По поводу автоматической синхронизации все верно, но происходит она по неведомому алгоритму, т.е примерно через 5 минут после того как я запустил приложение, а мб и через 10, не ясно, кнопка синхронизации есть, но нужно каждый раз заходить в настройки и нажимать ее, что очень не удобно. Почему не сделать синхронизацию на старте приложения???

Про тренировки и слова на изучения я знаю, но это не всегда удобно, залазить в тренировку и проходить ее полностью, особенно учитывая то, что слово я знаю и хочу лишь повторить.
О том, что слова расположены в хронологическом порядке, я тоже знаю и с этим как раз никаких проблем нет. Проблема возникает когда я в этом словаре проматываю до нужного мне слова, а после выключения телефона опять нахожусь в самом начале списка, а слов у меня в словаре больше тысячи и поверьте мотать до 500ого крайне не комфортно.

Ответить
Развернуть ветку
Mary Glazkova

Я правильно понимаю, что это iOS?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Шевченко

Android

Ответить
Развернуть ветку
Mary Glazkova

Денис, добрый день!
Конечно, мы смотрим на рынок и анализируем работу проектов в сфере онлайн-изучения. Вы правы, мобильная версия сегодня не дает того функционала, что веб. Хочу заверить, команда работает над мобилками, в скором времени выйдут обновления. Спасибо за отзыв, я передам руководителю моб разработки. Если у вас есть еще пожелания и замечания, пишите мне в fb или на почту [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Илья Куприк

ЛигуаЛео - нормальный русский стартап, ребята молодцы. Одно только непонятно - каждый, кто более-менее чего-то известного настрогал - сразу считает себя Новым Стивом Джобсом и пишет свои десять принципов успешности. Ну серьезно, ребята, вы когда писали прототип - вы думали не о рынке и проблеме, а о НЛП? Зачем умничать и молодняку голову забивать? Я не припомню, чтоб Стив Джобс писал подобное - он просто делал свою работу, как считал нужным. Не нужно заумных статей, лучше рассказали бы подробно историю проекта - намного интересней было бы

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null