{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Эксперимент: как HR-специалисты реагируют на резюме с разными сопроводительными письмами

Так ли важны сопроводительные письма и их содержание на самом деле.

В конце мая написал заметку о пользе сопроводительных писем, в комментариях к которой мне слегка накостыляли. И, надо сказать, накостыляли по делу: материал получился назидательным, а вопрос «ты кто такой, чтобы давать советы?» был вполне оправданным — рекомендации я давал исключительно на основе своих наблюдений и рассказов знакомых HR-ов.

Подготовка

Идея состояла в том, чтобы взять 3 примерно одинаковые группы вакансий и отправить работодателям из каждой группы одно и то же резюме с разными письмами или вовсе без письма.

Группа 1. Отклики с эмоциональным письмом (личные впечатления и пустые обещания):

Здравствуйте!

Меня зовут Никита, сейчас я живу в Санкт-Петербурге, но до конца июня переезжаю в Москву — это связано с моей предстоящей свадьбой.

Я очень внимательно подхожу к выбору нового проекта, поскольку для меня важна не только финансовая составляющая, но и удовлетворение от работы. Поэтому, прежде чем откликнуться, я постарался побольше узнать о вашей компании. И мне показалось, что это то самое место, где я смогу работать с удовольствием, продуктивно используя свои способности и опыт.

Буду рад, если у нас с вами появится возможность познакомиться и наметить дальнейшие пути сотрудничества.

С наилучшими пожеланиями, Никита

Группа 2. Отклики с конструктивным письмом (сдержанная интонация, сухие факты и цифры):

Добрый день!

Заинтересовала вакансия и профиль деятельности компании, решил предложить свою кандидатуру.

Должностные обязанности мне хорошо знакомы, я успешно справлялся с аналогичным функционалом на предыдущих местах работы. В работе ориентируюсь на достижение конкретных показателей. Например, благодаря реализованным мной мероприятиям на последнем месте работы в издательстве «Банда умников» мы за год приросли на 38% по выручке и в 2,5 раза увеличили число постоянных клиентов. Всё это — результаты маркетинговых активностей, работы с ассортиментом и быстрой реакции на действия конкурентов.

Переезжаю из Петербурга в Москву по семейным обстоятельствам в конце июня, готов встретиться в удобное для вас время.

С уважением, Никита

Группа 3. Отклики без сопроводительного письма (только резюме и ни слова кроме).

Я выбрал 90 актуальных московских вакансий на hh.ru по ключевому слову «маркетолог». Диапазон заявленной зарплаты: от 60 до 100 тысяч в месяц, даты публикации вакансий: с 19 по 22 июня 2018 года.

Эти вакансии я разделил на три группы по 30 штук: таким образом, чтобы составы групп были максимально сопоставимыми по предлагаемой зарплате и специализации. Вот структура каждой из трёх групп:

• 21 маркетолог «общего профиля»;

• 2 трейд-маркетолога;

• 3 маркетолога «около PR»;

• 4 маркетолога-аналитика.

Опыт работы в резюме был по каждому из направлений, поэтому претендовать можно было на все эти должности.

Вот как выглядела подборка вакансий на примере одной из групп (названия компаний убрал из понятных соображений):

Утром 25 июня я отправил отклики на все 90 вакансий, варьируя только типы сопроводительных писем: «пустое», «конструктивное» и «эмоциональное».

Процесс

На протяжении четырёх дней с 25 по 28 июня я наблюдал за реакциями и фиксировал результаты в таблице.

С отказами всё было понятно: получил — поставил отметку «отказ». С приглашениями было чуть сложнее, поскольку они поступали по-разным каналам: на hh, на почту и по телефону, и на них надо было как-то реагировать. В идеале — минимизировать «моральный ущерб» работодателю, которого я и так, по сути, обманывал.

При получении приглашения на hh или на почту я писал HR-у следующий ответ:

Добрый день!

Должен вам признаться, что я – «ненастоящий» кандидат, и даже не ищу работу в данный момент. Все отклики я отправляю в рамках исследования, задача которого – понять, как HR-ы реагируют на отклики с разными сопроводительными письмами и на отклики без сопроводительного письма. Результаты исследования я планирую описать в статье (разумеется, без имён и названий). Так случилось, что ваша вакансия оказалась в моей выборке.

Приношу вам извинения за беспокойство и надеюсь, что вас не слишком разочаровал такой поворот событий. Если вам будет интересно ознакомиться с результатами, я с радостью поделюсь с вами ссылкой, когда статья будет опубликована.

Искренне благодарю вас за обратную связь и желаю успехов вам и вашей компании!

Приглашения по телефону я вежливо принимал, а потом коварно отправлял тот же ответ с отказом и объяснением. Во-первых, это занимало меньше времени. Во-вторых, лично мне было бы очень неловко объяснять человеку по телефону, что я тут экспериментирую, а не работу ищу.

На удивление, HR-ы реагировали исключительно позитивно. Я ожидал, что хотя бы пару раз меня обвинят в проведении опытов без наркоза над живыми людьми. Но все отвечали вполне дружелюбно и даже делились своим опытом. Вот пара примеров:

Как и обещал, я отправил ссылку на материал каждому заинтересованному HR-у сразу после публикации этой статьи.

Результаты

Основной объём ответов и просмотров пришёлся на первый и второй день.

В количественном выражении итоги выглядели так:

Нагляднее — в разбивке по долям:

Наибольшая доля приглашений была в случае с эмоциональным сопроводительным письмом. Но в связи с тем, что количество просмотренных откликов в каждой группе было разным, нужно было как-то привести цифры к общему формату.

В этот же момент возникла мысль, что отказы и просмотры без ответа на деле не сильно отличаются: твоё резюме смотрят, и дальше ничего не происходит. Какая разница, нажал HR кнопку «Отказать» или нет, если за просмотром не следует приглашение на интервью.

Поэтому в каждой группе я сравнил число приглашений с суммой «отказы + просмотры без ответа», исключив отклики, которые вообще не были просмотрены. Картина стала корректнее и проще.

***

Эксперимент показал, что HR-ы намного позитивнее реагируют на отклики с сопроводительными письмами, предпочитая при этом эмоциональные истории конструктивному письму с сухими фактами.

Конечно, полноценным исследованием это назвать сложно. На то есть ряд причин: небольшая выборка, существенное количество погрешностей, связанных со спецификой каждой вакансии, предпочтениями HR-а, и так далее.

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Павел Киященко

В начале статьи, я ставил на то, что зайдет история с конструктивным письмом, а на втором месте с эмоциональным. Удивлен.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Чего удивляться: 99% рекрутеров - девочки, если бы можно было еще котиков прикрепить, вообще был бы огонь по конверсии))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Я не девочка и даже не HR, но при найме учитываю, насколько человек хочет тут работать. Это не решающий и не обязательный фактор, но игнорировать его глупо.

В чем проблема конструктива: это неподтвержденная информация. Какие бы результаты человек не описал – на собеседовании их надо верифицировать. Может оказаться, что это не его заслуга, а он там был случайным пассажиром.

А личную заинтересованность подтверждать не обязательно. Ее – в отличие от красиво расписанных достоинств и заслуг – гораздо реже подделывают.

P.S. Хотя я все-равно ставил на "конструктив", интересно было бы поглядеть на такой же эксперимент на бОльшей выборке, разбитый по областям и позициям.

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham
хочет тут работать

Люди жрать хотят, а не у вас работать. Ничему бесполезные хрюши не учатся.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Возможно, однажды тебе повезет и ты найдешь работу, от которой не будет тошно.
Хотя нет, конкретно ты не найдешь.

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham

Мне неприятна сама концепция работы, так что да, не найду.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Лет до 18 я думал так же, иногда это проходит.

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham

Да, иногда развивается Стокгольмский синдром. Это нормально, в этом нет ничего зазорного.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

А сколько тебе и кем успел поработать? Вопрос без подъебки.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сучков

Причем тут этот человек, и масса в целом? Как-то раз я был на собеседовании компании занятой товарами для рыболов и дайвинга, первое что меня спросили, это понимаю ли я с какой темой мне предстоит работать.

Оказывается, больше половины приходивших на собеседование к ним были в шоке от тематики. Им условия показались интересными, а дальше они не читали.

Об этом и говорит тот человек.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Единственный вывод из этой истории:
"половине приходивших на собеседование в компанию занятой товарами для рыболовов было наплевать, чем занимается компания."

Очень интересно, спасибо за рассказ. Жаль, к теме разговора не относится.
И уж тем более из этого никак не следует, что всем насрать где работать, лишь бы было на что пожрать.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сучков

Что же оставляю тогда вас, с вашими "выводами", наверное закрывать глаза на проблему вам интереснее, чем даже пытаться понять.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Я понимаю, что в мире много несчастных и обиженных, которым плевать, чем они занимаются по 80 часов в неделю, если за это дают корку черствого хлеба. В Ашанах скучают кассирши, таджики лопатами роют, а сомалийцы так вообще идут на абордаж. Мир суров, бога нет.

И всю эту херню вы впариваете на хипстерском ресурсе про стартапы, в теме, где обсуждают эксперимент IT-маркетолога.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сучков

Кассирша и Таджик, это все о чем вы можете думать в разрезе не интересной работы?

Большинство людей не захотят стать бомжами фриками без денег. Лучше они походят на не слишком интересную им работу. Кстати, среди них есть и те самые хипстеры-маркетологи.

А на том же HH куча соискателей и они не бичи, а вполне себе люди с образованием, опытом. Поэтому они откликаются на неинтересные вакансии и работают в этих сферах годами, естественно они обращают внимание на вакансии с хорошими условиями и, применительно к теме обсуждения, пишут ВАМ о том как они хотят работать и как это круто.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Разница между скучающим таджиком и скучающим маркетологом (разработчиком, дизайнером, выберите на свой вкус) состоит в том, что только у таджика нет выбора.

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда