Стокгольмский импорт: 160 тысяч пластинок за пять лет

Интервью с владельцем самой большой в Санкт-Петербурге точки по продаже винила Романом Братищевым о торговле, покупателях и конкурентах.

Удельный рынок — максимально странное место. Здесь можно купить тибетский ритуальный нож, кофейную турку 19 века, плёночный фотоаппарат или винтажный чемодан, который явно пережил своего первого владельца. Встречаются и вовсе дикие экземпляры, например, однажды я видел, как женщина продавала коллекцию зубов. Публика: модники, коллекционеры, любители старины и просто те, кто хочет обзавестись чем-то редким.

Именно здесь находится самая большая в Санкт-Петербурге точка по продаже винила, которую в 2013 году открыл Роман Братищев. Картина впечатляющая: десятки метров прилавков и тысячи пластинок, привезенных из Швеции.

Недавно я писал про овощной бизнес Рашада на Удельной и увидел совершенно неожиданную позитивную реакцию, которая воодушевила меня на создание еще одной истории. Поэтому я предложил Роману рассказать о своем деле. Он коротко ответил: «Давайте в воскресенье, часа в два, у меня на работе».

Здесь, даже если у тебя есть миллион евро, ты не можешь сказать: «Давайте, везите мне товар».

Вы писали, что за три года продали 100 тысяч пластинок, а спустя год — еще 34 тысячи экземпляров. Как вышло, что вы начали этим заниматься?

Если точнее, всего около 160 тысяч пластинок — это за пять лет. До этого я занимался дизайнерской итальянской одеждой: ездили в Италию, там закупали, и продавали в Петербурге в своих магазинах. И где-то лет семь назад я понял, что это все бессмысленно: в такие сегменты рано или поздно заходят крупные игроки или сети, и просто выдавливают тебя. Поэтому надо было заниматься тем, чем сети не могут заниматься — а это, на мой взгляд, могут быть только предметы коллекционирования.

Здесь, даже если у тебя есть миллион евро, ты не можешь сказать: «Давайте, везите мне товар», — ты должен лично поехать к поставщику и собственными руками отбирать каждый экземпляр. Учитывая то, что такая публика не любит физический труд, они туда просто не лезут.

Начиная с 1982 года, я занимался пластинками. Потом был долгий перерыв: в девяностых винил был никому не нужен. Позже спрос возник снова, а у меня уже был большой опыт в торговле и коммерции. Поэтому я решил снова этим заняться.

А почему здесь, на Уделке?

Проходимость огромная, стоимость аренды небольшая. А люди зачастую идут сюда просто «что-нибудь купить» — они даже сами иногда не знают, что именно. Когда я открывался, владельцы уже существующих магазинов относились к этой затее с некоторым снобизмом: «стоит себе на рынке, торгует».

Начинали-то мы постепенно: сначала два ящика, потом четыре, потом десять. Есть же объем необходимый, а есть достаточный — я всегда старался, чтобы у меня был достаточный. Сейчас у нас в ассортименте в среднем от 12 до 15 тысяч пластинок: все распределены по ценам и по жанрам.

Роман (слева) с довольным покупателем

Я думаю, разницу заметит почти любой. Нужны самые обычные человеческие уши и сравнительно бюджетная аппаратура.

Подписка на какую-нибудь «Яндекс.Музыку» стоит 150 рублей в месяц. Цена одной самой недорогой пластинки в два раза выше. У человека, который в руках винил не держал, вообще есть шанс понять того, кто регулярно приходит к вам?

Их уже объединяет самое главное: и один слушает, и второй. Чтобы понять разницу, нужно, наверное, просто послушать хорошую пластинку на нормальной системе. Для этого не нужно обладать каким-то уникальным слухом или вкусом — я думаю, разницу заметит почти любой. Нужны самые обычные человеческие уши и сравнительно бюджетная аппаратура: вертушка, усилитель и колонки. А потом, если понравится, весь комплект вполне можно собрать тысяч за 30-50. Не знаю, много это или мало.

На ваш взгляд, чаще это просто коллекционирование, или людям все-таки важно слышать на виниле что-то, чего не слышно на цифровых носителях?

Примерно 50 на 50. Для многих ценно не столько слышать звук, сколько обладать самой пластинкой. Это работает, как любое другое коллекционирование: марки, монеты и прочее.

Какой средний возраст вашего покупателя?

Я бы сказал, где-то 55. Но и людей, которым 35-45 лет, тоже немало. Приходят и те, кому по 20, причем за всякими группами вроде Jefferson Airplane — для меня это удивительно в какой-то степени. За эти пять лет молодежи стало явно побольше.

Ваш прогноз: со временем спрос будет на таком же уровне или пойдет на спад с развитием технологий и музыкальных сервисов?

Технологии здесь ни при чем, наверное. Винил переживал и более тяжёлые времена: когда появились первые CD, люди пачками избавлялись от своих коллекций — все это оказывалось в гаражах или на помойках. В 1992-1993 годах многие заводы практически прекратили производство. Самое забавное, что экземпляры, выпущенные в те годы, сейчас самые дорогие, потому что тиражи были маленькими.

Году в 2006 на Западе уже стало понятно, что тренд идет вверх: люди стали заново строить заводы, которые десять лет назад были бы никому не нужны. А до России этот подъем дошел году в 2012 — как раз перед кризисом. И спрос, не успев набрать темпы, снова снизился на несколько лет. Сейчас понемногу растет.

То, что ты самый крупный, не значит, что ты лучший.

Вы, насколько я понял, все будни проводите в Швеции. Как проходит ваша неделя с понедельника по пятницу?

Мы все-таки не с понедельника по пятницу там. Как правило, уезжаем на три дня. Едем на машине до Хельсинки, заезжаем на паром и вместе с машиной плывем до Стокгольма. Там общаемся с поставщиками и закупаем коллекции. Потом обратно, тем же путем.

Когда возвращаемся, дел тоже много: каждую пластинку нужно подготовить к продаже, протереть, упаковать в прозрачный конверт, сделать ценник, указать стоимость и производителя. Это невидимая работа, но она самая тяжелая. Продажи — только по выходным.

Расскажите о конкурентах. Кто-нибудь из Санкт-Петербурга, Москвы или из других городов занимается чем-то сопоставимым по товарообороту?

В Петербурге конкуренты есть, но у нас с ними разный подход. Я ориентируюсь на объем и оборот. Они — на «длинные» розничные продажи с более высокой наценкой. У меня характер другой, я не буду сидеть молиться на одну пластинку: мне лучше с пяти получить ту же прибыль, чем одну мусолить несколько лет, пока ее не купят. У меня просто терпения не хватит.

В Москве есть очень большие игроки, «Звуковой барьер», например. Но в тройку по России мы точно входим. Если говорить про Петербург, мы однозначно крупнее всех: и по обороту, и по объему продаж, и по ассортименту. Но то, что ты самый крупный, не значит, что ты лучший. Поэтому ведем постоянную работу с ассортиментом и качеством.

У вас под открытым небом ряды с тысячами пластинок. Тут ни охраны, ни полиции. Как боретесь с кражами?

Где есть торговля, там есть воровство. Моя задача — вылавливать и жестко пресекать. Мы сами себе полиция. Если поймали вора — «накатили в тыкву», это обычно резко сокращает количество желающих что-то украсть.

Самая странная пластинка, которая вам встречалась?

У меня была пластинка, на которой запись длилась 37 секунд. Причем это были просто какие-то дикие крики и вопли. И представь — люди заморочились, записали это и издали.

Была мысль открыть на базе существующего бизнеса интернет-магазин?

Нет. Иначе получится так, что у меня будет точечный выбор, я буду подолгу заниматься каждой отдельно взятой пластинкой и превращусь в обычный интернет-магазин.

А мы должны отличаться. Да, у нас бывает холодно, у нас не очень удобно: нужно что-то самому искать. Но зато у нас дешевле, потому что нет никаких лишних затрат. И ассортимент шире. Мне ведь важно, чтобы люди могли не просто какую-то сумму здесь оставить, но и найти для себя что-то новое за адекватные деньги.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Marina Sedykh

А где этот рынок? каждое утро через Уделку на работу хожу и ни разу не встречала таких длинных рядов... Ещё и с пластинками. Не то, чтоб мне нужна пластинка, просто интересно

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Тимур Ибрагимов

Некоторые винилы звучат круто даже после рипа в мп3. Война громкости. Для винила делают отдельный мастер тк винил не может звучать громче сиди уже ни как. Советую скачать и послушать свои любимые песни в винил рипе.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Potapchik

двух тактный ламповый усилитель удивит вас громкостью

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Korablyov

Дело не в децибелах, а в компрессии

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Potapchik

но вы же писали именно о громкости. хотя кому она нужна, наверное не слушают винил.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Korablyov

Не я писал, но этому действительно есть название "Война громкости". Увеличение громкости на CD и MP3 достигают компрессией

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Potapchik

может не хотели и не собирались, но написали "тк винил не может звучать громче сиди ".
а про компрессию, я вам могу рассказать больше, чем вики.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Korablyov

Это Тимур Ибрагимов написал, а у меня другое культурное имя

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Potapchik

извините, если обидел

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Korablyov

Нет, конечно, я просто уточнил

Ответить
Развернуть ветку
марк меррц

А тебе ромулька в тыкву ещё не натыкали за продажу фуфла трещащего ? Ну натыкают ....

Ответить
Развернуть ветку
Андрій Заметалов

А вы, судя по всему один из тех, кого поймали за руку и в тыкву натыкали?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Иными словами, у вас не хватило духа подойти к продавцу и аргументировать свои претензии, поэтому вы решили нагадить здесь. Молодчина

Ответить
Развернуть ветку
Skuter77

Интересно, почему не запустили интернет-продажи? Так хоть выручку увеличили бы по Питеру и регионам

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Волков

последний абзац как раз об этом, вообще-то

Ответить
Развернуть ветку
Skuter77

я прочитал это, но не понял - в чем смысл бизнеса - не заработать денег?

традиционный вид бизнеса (обычный офлайн магазин по старинке) ушел уже в прошлое.

магазины, как рынках в Лужниках или Черкизово давно в прошлом - кому охота покупать что то в минус 10-20 или плюс 25-30? люди предпочитают или торговые центры или же онлайн покупку.

если ты не представлен в интернете, то проигрываешь.

из за работы амазона тысячи магазинов закрылись.

думаю, причина в другом - а именно в том, что владельца этого магазина не хотят, чтобы конкуренты видели весь ассортимент и не делали копию сайта и пр.

умный подход, но так продажи будут падать

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Potapchik

люди делают то, что им интересно. это их жизнь. постоянное личное общение, наработанные покупатели, которые приезжают на один день закупиться и пообщаться из других регионов. весь смысл в движении, обороте, были бы просто нужны деньги - открыли бы магазин или продолжали возить шмотки.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов - You Tube

интересная статья! вдвоём ведёте бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Рад, что материал понравился) Тем не менее, к бизнесу Романа я отношения не имею

Ответить
Развернуть ветку
марк меррц

да хлам продают... трещит их винил как колбаса на сковородке.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда