Какие трэвел-сервисы популярны в соцмедиа и кто из них аутсайдер

Система мониторинга медиа YouScan изучила вопрос.

В сезон отпусков резко возрастает частота использования онлайн-сервисов и приложений для путешественников, соответственно, повышается количество упоминаний о них в социальных медиа. Какие сервисы в этом году были у всех на устах, о ком говорили хорошо, а кого захейтили — читаем ниже и мотаем на ус, если собираемся в путешествие.

Период исследования — полгода (1 января — 1 июня 2018 года). Аудитория — все русскоговорящие пользователи социальных сетей. Поиск упоминаний проводился при помощи сервиса мониторинга и аналитики соцмедиа YouScan.

Для анализа найденных упоминаний также использовалось интеллектуальное автокатегорирование WOM (word of mouth), которое. помимо прочего, умеет отличать «авторский контент» (то есть сообщения от реальных людей) от рекламы, публикаций сообществ и так далее.

Эта функция обеспечила нашему исследованию максимальную объективность, отфильтровав весь «шум» и оставив исключительно контент, сгенерированный пользователями. Объект исследований — сервисы для брони отелей, брони билетов и путеводители.

Сервисы для бронирования билетов

Самые популярные

Всего было проанализировано 23 767 упоминаний, из которых на Aviasales пришлась большая доля — 10 500, почти половина всех отслеженных сообщений.

Оно и не удивительно: ведь в начале года одной своей публикацией популярность агрегатора круто поддержала Ксения Собчак (возможно, сама того не подозревая).

В копилку «авиасейловской» сетевой популярности добавился и апрельский пранк «Псст, @RussianEmbassy» — очередной шедевр ситуативного маркетинга этой команды в ответ на новость о высылке 23 российских дипломатов из Великобритании по решению премьер-министра Терезы Мэй.

Вторым по популярности сервисом брони билетов стал OneTwoTrip (почти 6000 упоминаний), третье место занимает Skyscanner с 5700, и далее с большим отрывом — Booking, Travelata, Anywayanyday, Flightaware и Expedia.

Хотя на других участников обсуждений пришлось меньше, они стали не менее резонансными.

Например, Booking стал героем обсуждений после заявления Ростуризма о его блокировке. Anywayanyday в феврале отличился путешествиями в Стамбул, судя по облаку слов (слова, которые определяют тренды обсуждений выбранного нами периода). А Travelata в мае многие пользователи назвали самым дешёвым сервисом.

Отношение путешественников к сервисам

Чтобы выяснить, как отзываются о представленных сервисах сами пользователи, мы рассмотрели сообщения в соцсетях по критерию «Позитив» или «Негатив». Справедливости ради, диаграммы по лидерам и остальным разделили из-за большой разницы в количестве сообщений. Например, у одной компании 20% позитива, при этом 6000 упоминаний, а у другой 50% позитива, но приходятся они на 900 упоминаний за полгода; объективнее будет их рассмотреть по отдельности, не смешивая в одном представлении.

Итак, количество упоминаний о каждом участнике исследования у нас следующее:

  • Aviasales — 10 488;
  • OneTwoTrip — 5914;
  • Skyscanner — 5074;
  • Booking — 2053;
  • Travelata — 997;
  • Anywayanyday — 759;
  • Flightaware — 102;
  • Expedia — 65.

Разберём теперь статистику по тональности (приводится в процентах).

Лидеры.

Остальные.

Лидеры.

Остальные.

Соцдем

Интересно распределение пользователей сервисов по возрастному признаку. Понятно, что от 25 до 44 лет — аудитория самая динамичная и подвижная в отношении всех digital-продуктов. Но, например, те, кому 18 лет и меньше, почти не пользуются Anywayanyday, Flightaware, Expedia, пользователи 45-50 предпочитают Skyscanner, а те, кто старше 60, предпочитают Aviasales.

Сервисы для бронирования жилья

Самые популярные

Всего проанализировано 51 464 упоминания.

По количеству упоминаний сервисы из-за большого отрыва чётко разделились на Booking с Airbnb и остальных.

Пожалуй, самыми резонансными сообщениями с участием сервисов по бронированию жилья стали публикации сугубо социальной тематики, напрямую с работой сервисов не связанные, но раскрывающие важные потребительские инсайты и социальные проблемы.

Вот тут пользователь Facebook делится своими переживаниями о сложностях путешествий для инвалидов.

Здесь тренд современной молодёжи: «нет» — покупке недвижимости, «да» — временному жилью.

А в этой публикации прослеживается новая возможность для сервисов по бронированию частного жилья — офлайн-знакомства.

А этот пользователь явно готовится к ЧМ-2018 и призывает других жителей своего города присоединиться.

Отношение путешественников к сервисам

Напомним, сколько сообщений за полгода пришлось на каждого участника.

  • Booking — 29 320;

  • Airbnb — 24 114;

  • Couchsurfing — 987;

  • Expedia — 156;

  • Hotellook — 153;

  • Priceline — 71.

Сначала рассмотрим лидеров рейтинга. Несмотря на то, что на долю Airbnb приходится на 5000 меньше сообщений, пользователи к сервису более благосклонны.

В статистике по тональности среди остальных участников явно выделяется Hotellook: много позитива и мало негатива, однако его 153 сообщения против 987 у Couchsurfing делает именно последнего лидером в своей категории, которую мы уже назвали «Остальные».

Однако данные есть данные.

Соцдем

25-44 года самая активная аудитория в разрезе всех брендов. Среди 60-летних явно лидирует Booking.

Путеводители

Самый популярный сервис

Всего было проанализировано 58 626 упоминаний.

Самым популярным и обсуждаемым сервисом в среде соцмедиа стал TripAdvisor (6000 упоминаний), с большим отрывом от него второе и третье места с упоминаниями в 1300 и 1000 занимают сервисы Triposo и Travelata.

Самые резонансные публикации, обусловившие рост упоминаний среди пользователей:

Отношение путешественников к сервисам

Напомним, сколько сообщений за полгода пришлось на каждого участника:

  • TripAdvisor — 6006;

  • Triposo — 1301;

  • Travelata — 1004;

  • iziTravel — 632;

  • Tripit — 192;

  • Citymapper — 122;

  • Redigo — 61;

  • Афиша Мир — 41;

  • Aroundme — 17;

  • Azbo — 12;

  • «Атласы» «Медузы» — 5;

  • Yuggler — 4;

  • Momondo places — 1.

Расстановка сил среди лидеров.

Доли позитивных упоминаний.

Доли негативных упоминаний.

Остальные участники (те, о ком меньше 50 упоминаний за полгода, в диаграмму не вошли для объективности оценки тональности сообщений).

Соцдем

Судя по всем выкладкам, самая пассивная аудитория по применению сервисов для путешествий — это все, кому меньше 18, от 18 до 25 и старше 45 лет. Однако в случае с iziTravel именно последние являются самыми активными по применению путеводителя. В остальном всё закономерно: лидируют представители возрастных категорий 25-34 лет и 35-44 года.

Самое главное, что бросается в глаза в этой диаграмме, это полное отсутствие данных по Triposo. Так всегда бывает, когда контент «неживой», не авторский, а публикуется и распространяется автоматически. Так Triposo распространил тысячу публикаций одной публикации в сети, почему и попал в наш рейтинг.

Пользуясь автокатегорией WOM в нашей системе и объединив все дубли сообщений, мы увидели по этому сервису всего десять публикаций за полгода. Соответственно, рейтинг путеводителей согласно отзывам самих пользователей на самом деле выглядит следующим образом, а iziTravel оказывается в тройке лидеров.

То, что Aviasales, Booking и TripAdvisor самые популярные сервисы для путешественников, мы не сомневались, приступая к нашему исследованию. Было интересно понять расстановку сил во втором эшелоне, а также узнать, за счёт каких маркетинговых ходов и как успешно каждый сервис завоёвывает свою аудиторию и получает охват.

Наиболее симпатично в этом отношении выглядят сервисы OneTwoTrip и Anywayanyday, на долю публикаций о которых приходит хороший уровень позитивных отзывов и относительно нормальный процент негатива (в пределах 25%), с которым компании оперативно справляются.

Популярные бренды в своём огромном потоке публикаций больше всех остальных получают негатива, но при этом и позитивных отзывов о них тоже больше. Это надо понимать, читая любую статистику. Главное — смотреть, сколько негативных отзывов о сервисе на фоне всего количества сообщений о нём и как с ними справляется служба поддержки.

Исследование проводила Елена Винокурцева, PR-директор YouScan и по совместительству блогер.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Махметхажиев Алексей

Данные крутые, а оформить это в нормальную и структурную статью ресурсов нет у юскана. Так же плохо они и рассылку в почту делают. Без маркетолога нормального. Шрифт там у них 8 или 10-ый. Когда как нормальные маркетологи больше заботятся об удобстве чтения в письмах. А потом жалуются на плохую открываемость и кликабельность писем. Ну конечно! Кто такие письма-то будет читать.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Vinokurtseva

Алексей, спасибо за комментарий! Критика полезная. Маркетологов починим, статьи структурируем. В этом материале данных много, возможно потому и кажется, что нет единой структуры, хотя она есть:).

Ответить
Развернуть ветку
Махметхажиев Алексей

Елена, пожалуйста. Когда данных много в одной статье - особенно нужна внятная и логичная структура. Так что да. Ну и так, в целом, видно, что редактора нет и корректора на тексты. Или они в отпуске))

Ответить
Развернуть ветку
Anna Dorofeeva

Елена, добрый день! Хорошее исследование, спасибо. Скажите, неужели ozon travel нигде не был упомянут? Просто работала там раньше, и знаю, что аудитория-то у них огромна... Или по авиа Вы именно агрегаторов рассматривали - авиасейлз, скайсканнер?

Ответить
Развернуть ветку
Elena Vinokurtseva

Анна, привет! Спасибо) На момент подбора они не показались ключевыми игроками,
ну и объять всех было совсем сложно. Думаю, что следующим будет исследование не всех сразу в трех категориях, а отдельное по сервисам для какой-то одной конкретной функции. Вашего кандидата изучим)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Dorofeeva

Отлично! Будем ждать следующего исследования) Озон действительно стоит рассмотреть. А вот Экспидию, вероятно, можно и проигнорировать, я очень удивлена, что ею пользуются при бронировании напрямую в России.... Хотя всё может быть, я внутри сферы туризма, но далека от работы с данными, могу быть немного субъективна.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Konstantinov

Жаль не учли данный ресурс;
https://flyin.ru

Ответить
Развернуть ветку
Elena Vinokurtseva

Повод повторить)

Ответить
Развернуть ветку
Радион Уранов

Удивительно, что русскоязычные пользователи вообще пользуют Экспедию.

Ответить
Развернуть ветку
Радион Уранов

"Судя по всем выкладкам, самая пассивная аудитория по применению сервисов для путешествий — это старше 18 и младше 45 лет"

Остальные , значит активно применяют сервисы. В особенности те, кому меньше 18, наверное.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Vinokurtseva

:) спасибо, что заметили, сейчас поправлю описание.

Ответить
Развернуть ветку
designer fake

Подумал, что будет про Foursquare

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Петров

Дримсим в последнее время стал интересными статейками баловать.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Vinokurtseva

😉

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Bolshakov

OneTwoTrip - не только авиабилеты, камон

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Bolshakov

Просто брендовые упоминания смотрели? Вряд ли же все сообщения перелопатили вручную.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Vinokurtseva

Конечно, не только брендовые, к составлению запроса довольно серьезно подошли. С одной стороны хотелось охватить как можно больше игроков, с другой стороны избежать путаницы. Но вообще, как мы уже поняли, есть запрос на расширение нашего исследования до еще нескольких игроков рынка - мы изучим вопрос, и позже проведем еще одно.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда