{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Стартапы дня год спустя: платные зарядки для смартфонов Xiaodian, благотворительные аукционы Meet for Charity и другие

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный о судьбе проектов из рубрики «Стартап дня».

SEA — большой холдинг в Юго-Восточной Азии, в прошлом году я ему два поста посвятил. Давным-давно он стартовал вокруг приложения для имитации локальной сети через интернет.

Два игрока находят друг друга в чат-комнате, посвященной Warcraft 3, договариваются о партии, нажимают пару кнопок в Garena+, и вуаля — VPN между ними поднят, можно играть.

Поиск партнера для игры через чат дал базу для своеобразного мессенджера — волей-неволей людям пришлось общаться, а дальше они втянулись. Впрочем, сейчас Garena хоть и жив, компания его существование не пиарит.

Аудитория мессенджера помогла запустить бизнес по оперированию чужих игр в своем регионе: Таиланде, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах, Индонезии и Вьетнаме. Из известных хитов через их руки проходят, например, League of Legends и FIFA Online 3.

Этот бизнес – до сих пор главный в SEA, $146 миллионов выручки и $55 миллионов EBITDA за квартал, 43% годовой рост. Недавно холдинг впервые выпустил игру собственного производства — Free Fire. Компания хвастается огромной аудиторией новинки, 14 миллионов DAU – это грубо половина почты Mail.Ru, о финансовых показателях скромно умалчивает.

Второй важный кусок Garena — Shopee, товарный маркетплейс, запущеный летом 2015 года. Продавцы выкладывают товары, покупатели их покупают, а площадка принимает деньги и через партнеров помогает с логистикой.

В начале большинство транзакций были c2c, в стиле «Юлы», но потом на запах клиентов пришли большие магазины, сейчас они дают основное количество предложений.

Shopee в прошлом году уже называл себя лидером ecommerce в регионе, но ещё не зарабатывал. За год он вырос в три раза по оборотам и включил собственную монетизацию, выручка Q1 2018 – $34 миллиона. Впрочем, на фоне расходов эта сумма пока незаметна, убыток Shopee за квартал — $180 миллионов.

В октябре компания вышла на IPO, цена акции с тех пор почти не изменилась, текущая капитализация компании $5,5 миллиардов.

Китайский Xiaodian спасает хипстеров от разрядки смартфона. По магазинам и барам он расставляет зарядки с оплатой через QR-код. Пользователь платит юань за электричество, а потом ещё сто оставляет в заведении, борясь с ничегонеделанием. После прошлогодних инвестиций стартап, как и обещал, вышел в другие города, кроме Пекина, рапортовал о 3000 точек вместо 1000, но, кажется, что-то пошло не так, и сейчас у бизнеса проблемы.

Американский Clover Health — страховая компания, которая с помощью Big Data предугадывает болезни клиентов, старается их предотвратить и сэкономить на выплатах.

Когда Умные Алгоритмы вычисляют, чего стоит опасаться данному пациенту, к нему домой отправляется медсестра, которая рассказывает про опасность нездоровой еды, или необходимость фитнеса, или о чем-то ещё, что компьютер обеспокоило.

Предполагается, что человек добровольно последует выданным рекомендациям и в результате дольше проживет и сэкономит стартапу деньги.

За прошедший год результаты скорее позитивные. В родном Нью-Джерси выручка почти в полтора раза выросла до $270 миллионов в год, а убытки в полтора раза сократились — теперь $22 миллиона.

Кроме того, Clover вышел в три новых штата. Неприятные новости — ругань сооснователей и понижение государственного рейтинга качества страховой. То и другое менее важно, чем выручка, но может на неё повлиять в будущем. Продуктовое новшество — теперь стартап делает анализ генома клиентов. Пока экспериментально и добровольно.

Draft — вариация Daily Fantasy Sport с упором на мобильность, маленькие турниры и другими правилами набора игроков в команду. Пока лидеры индустрии DraftKings и Fanduel то взлетают, то падают, Draft уже в прошлом году успел продаться за приятные $48 миллионов. Новостей с тех пор нет, но основателям новости больше не нужны, у них и так уже всё хорошо.

Meet for Charity проводит благотворительные аукционы за право встретиться с интересной личностью. Сервис договаривается с известными людьми из самых разных областей, прямо сейчас разыгрывается в том числе общение с Ксенией Собчак и основателем Hoff Михаилом Кучментом.

Пользователи делают ставки — кто какую сумму готов заплатить за возможность разговора с этим человеком. После окончания торгов победитель перечисляет свою ставку благотворительному фонду, а тот делится с Meet For Charity 15% комиссии.

За год стартап привлек $250 тысяч долларов, запустил собственный сайт и приложение под iOS (раньше это была просто группа в Facebook), организовал множество спецпроектов.

Средняя финальная цена аукциона выросла с 90 до 105 тысяч рублей, новый рекорд 2.2 миллиона за встречу с Анной Чиповской. Всего за время жизни проекта фонды получили 47 миллионов рублей.

Важное новшество — Eat For Charity, благотворительные блюда в ресторанах Москвы, выручка от их продажи идет на благотворительность Планировавшийся выход в другие страны пока не случился, сейчас основатели ищут под него второй раунд.

Американский Podium выпрашивет отзывы для клиентов офлайн-бизнеса. После визита в автосалон или к стоматологу клиент получает SMS в стиле: «Привет, Джон, спасибо, что нам удалось тебе помочь, будет очень приятно, если ты оставишь о нас отзыв, вот ссылка». Клик — и Джон оказывается на странице с вопросом «Ты хочешь оставить отзыв на Google-картах?».

Если ответ отрицательный, то предложение меняется на Facebook, ещё раз нет, и вылезает уже какой-нибудь специфический для этого бизнеса агрегатор. Фантастически простой сервис приносит мелкому бизнесу очевидную пользу, стартап летит.

Месяц назад был очередной раунд, Podium привлек $60 миллионов. Чуть раньше назывались числа 30 миллионов годовой выручки и 20 тысяч клиентов — двукратный рост за год.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Акакий Незабудкин

Раньше спрос рождал предложение. А сегодня зачастую никому нахер не упавшее предложение навязывается до тех пор, пока либо не кончатся деньги на продвижение, либо не появится спрос.
Вся суть современных стартапов.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Спрос рождает предложение - это формулировка давно устарела.
Люди некопенгаген в основном и сами не знают чего хотят.
У людей спрос раньше был на быстрые лошади, а машины им были не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Puzin

В этом постулате под спросом подразумевается потребность. Потребность в личном транспорте неизменна и может быть удовлетворена разными продуктами.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Ок, какую потребность закрыл iPhone?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кожевников

Смартфон, от пользования которого не хотелось выкинуть его каждые 5-10 минут, как это было с Nokia N-series и со смартфонами на базе Windows Mobile 5.0/6.0.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Это у всех такая потребность была?
Вы в этом уверены?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Puzin

Любой телефон удовлетворял потребность в общении. Как личном, так и деловом.

Айфон сделал доступным и удобным интернет на мобильных устройствах — потребность поиска информации.

Кроме того, Эппл создала удобную платформу для сторонних приложений — возможность разработчикам самостоятельно находить и удовлетворять разные потребности пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда