{"id":4859,"title":"\u0422\u0435\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0432: vc.ru \u0432 \u0432\u0430\u0448\u0438\u0445 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445","url":"\/redirect?component=advertising&id=4859&url=https:\/\/vc.ru\/special\/bettervc&hash=06e04557a2c39e6c33fa846ba405896b7fed5804f421a1db543b59166c87d7da","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Yuri Mediakov

Менеджмент IT конвейера, или Туда и обратно

О классификации проектов и компаний сломано много копий. Меня всегда занимали причины закатов и рассветов небольших IT-компаний, благо примеров множество. И чтобы объяснить некоторые из них, я использовал классификацию по признаку высокой неопределенности внешней среды, а также метафоры конвейера и НИИ. Возможно, этот подход окажется любопытен и вам. Интересно в нем еще и то, что ситуация не зависит от того, продуктовая это разработка или заказная.

Становление зрелости и появление конвейера

Считается, что у каждой компании есть некая кривая роста. Вот здесь мы ищем market fit, вот здесь — масштабируемся, а вот здесь — основная прибыль.

Эта картинка отлично коррелирует с идеями классического менеджмента: вот здесь вот у нас незрелая организация, а вот — бизнес-процессы и все такое. Но в IT ситуация на рынке быстро меняется, и то, что еще вчера было гигантом индустрии и единорогом — сегодня уже загибающийся стартап. Не смотря на бизнес-процессы.

Для большинства капиталистов, конвейер представляется вершиной эффективности производства: легко масштабировать, механизмы и сотрудники взаимозаменяемы. И найдя свой market fit, почти все компании начинают его строить.

У конвейера действительно есть множество преимуществ, но важно не забывать про основной его недостаток: он может производить только то, для чего был построен

Конвейер и менеджмент

На этапах поиска market fit, компанией чаще всего руководят собственники. Когда возникает потребность в масштабировании, они строят конвейер и им быстро становится скучно. Возникает потребность в менеджерах.

Обычно ими становятся обычные рабочие IT-конвейера: разработчики, тестировщики, дизайнеры. Им предлагают чуть больше денег и просят следить за своим участком ленты.

Понятно, что конвейер может работать только в условиях предсказуемого сбыта, и в целом — низкой неопределенности внешней среды (стабильный рынок труда, например). Нужно еще больше продукта — открываем отдел\филиал, привозим туда конвейер, набираем рабочих. Сломался рабочий — заменить.

Менеджеры здесь — маугли, дети конвейера. Они могут посчитать дневную норму деталей на конвейере, отследить количество брака, поддать пинка своему вчерашнему товарищу, или починить сломанный участок работ, уволив сотрудника и наняв другого. Простота процесса не требует от них сложных управленческих навыков, но только усердия.

Неопределенность и менеджмент

Но наступает время, когда лента IT-конвейера сталкивается с неопределенностью. Спрос на товары падает, а лента продолжает двигаться. И собственники начинают ставить перед менеджерами-маугли задачи по разработке новых продуктов и поиску market-fit.

Чаще всего собственник и сам в этот момент не знает, как это делать: первый конвейер у него обычно получился случайно. Но резонно ожидает, что за такую зарплату его менеджеры должны в этом разбираться.

Однако, конвейерная лента не умеет выпускать новые продукты. Поэтому менеджер-маугли в панике перетасовывает рабочих у ленты, пинает их больше обычного — в общем использует все привычные ему инструменты. Но как легко догадаться, к результату это не приводит. К результату не приводят и попытки переналадить конвейер на другой продукт.

В нашей метафоре, другой стороной медали является НИИ.

НИИ как способ работы с неопределенностью

Что отличает НИИ от конвейера? В первую очередь: умение работать в ситуации неопределенности внешней среды. Это не прямая лента со входом и выходом, а бесконечный цикл “гипотеза — эксперимент — анализ”. Иногда из этого водоворота вылетает что-то стоящее.

Какой продукт будет востребован рынком? Как анализировать? Каких сотрудников нанимать? Как накапливать знания? Как удерживать сотрудников? Как защищать перед начальством гипотезы? Все эти вопросы не особенно востребованы на конвейере, но жизненно важны для менеджеров в НИИ.

Менеджер в НИИ находит классных сотрудников, подсовывает им вопросы, идеи и мысли, а потом — не мешает. Его роль сводится к тому, чтобы отказаться от лавров творчества и гонора руководства в пользу помощи в организации работы своих сотрудников. Он пишет отчеты, обосновывает бюджеты, и стремится к тому, чтобы водоворот проверки гипотез не превратился в работу ради работы.

Большая часть стартапов в начале своего пути вынужденно является таким НИИ на стероидах: у них все то же самое, но совсем нет времени и денег.

Превращение из конвейера в НИИ

Часто сотрудник, полезный на конвейере, сначала полностью бесполезен в НИИ. Просто в силу того факта, что в НИИ менее формальные структуры и непонятно, что делать. Менеджеру еще сложнее перестроиться: отказаться от власти и привилегий в пользу servant leadership — это тяжелое испытание.

Обычно на этом этапе компанию лихорадит: товары с конвейера уже не нужны, а цикл опытно-конструкторских работ запущен слишком поздно и не дает собственникам ощущения стабильности. Острое желание снизить расходы чередуется с завышенными ожиданиями от “верных менеджеров”, а эмоциональные взлеты с падениями.

Вчерашние владельцы serious business в этот момент обычные нервные стартаперы. Заканчивается это либо успешной трансформацией, либо провалом. Но провал трансформации не всегда означает провал бизнеса: иногда рынок требует только немного переналадить конвейер и снова начинает потреблять продукцию.

Выводы

Для компании правильно не закрывать внутреннее НИИ на этапе масштабирования. Если закрыли, то лучше переоткрыть.

Это направление всегда будет казаться бессмысленной тратой средств: ничего не зарабатывает в сравнении с конвейером, создает много бардака, а затраты на единицу продукции превышают все разумные пределы. Но там могут появиться люди, которые обеспечат конкурентные преимущества и построят новый конвейер в случае необходимости.

{ "author_name": "Yuri Mediakov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 3, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 41674, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 10 Jul 2018 15:58:49 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
1

ничего не понял, но наверно это круто ))))

Ответить
0

Жаль, я пытался писать понятно ;(

Ответить
Читать все 2 комментария
Как подготовиться к жизни без cookies: рекомендации маркетологам

О технологии Federated Learning of Cohorts (FLoC), которая заменит cookies, Google объявил еще в начале года. Недавно компания анонсировала перенос запуска технологии на 2023 год, и теперь у рынка интернет-маркетинга есть 2 года, чтобы найти альтернативу работе с данными. Как выглядит ситуация сейчас и что делать маркетологам — в обзоре от AiData.

31 июля завершается приём заявок в 1-й этап отбора программы B2C Future Solutions
Как успешно пройти испытательный срок?

Свершилось – вы получили работу мечты! Но впереди еще три месяца испытательного срока. Это время дается вам и работодателю, чтобы определиться, насколько вы друг другу подходите. Как использовать это время с максимальной для себя пользой? Рассказывает главный специалист отдела подбора персонала Ольга Шабалина. Как всегда, упаковали полезные…

«Подрядчики запустили рекламу и ‟потеряли” 350 млн рублей»: почему на digital-рынке врут, косячат и крадут

13 историй о том, какие иллюзии есть у заказчика онлайн-рекламы, когда он поручает маркетологам задачи.

Грущу из-за всего, что осознал
Для беспилотных грузовиков в России не будут отводить отдельную полосу — «это очень дорого» Статьи редакции

Человек в кабине будет «вмешиваться только в аварийной ситуации».

Как превратить юристов из бюрократов в опору компании

Бывает, что корпоративные юристы — люди, которые не показываются из кабинета и иногда вставляют палки в колёса другим отделам. Но в «Фоксфорде» они сами ходят к бизнес-заказчикам и предлагают идеи. Юрист онлайн-школы «Фоксфорд» Катя Кулакова рассказывает, как работает юридический отдел, который живёт интересами компании.

Катя Кулакова, юрист онлайн-школы "Фоксфорд"
Альфа банк самовольно закрыл зарплатный счет

При трудоустройстве в организацию мне предложили открыл счет для перечисления заработной платы в Альфа Банке. Ну Альфа Банк так Альфа Банк, мне в целом было не принципиально на какой счет приходит зарплата.

Как малому бизнесу понять свою «зону смерти»

Риск-менеджмент традиционно считается уделом крупных компаний. Кроме них просчитывают риски разве что стартапы, и те по требованию инвесторов. Малый и средний бизнес (МСБ) работает без подобной аналитики — ему не до этого. Предпринимателей можно понять, когда ты поднимаешься с нуля или масштабируешь проект, мысль идет в векторе достижения…

Максим Ильяхов и его консультация почти за 100 к

Заметка: «Подрядчики запустили рекламу и ‟потеряли” 350 млн рублей»: почему на digital-рынке врут, косячат и крадут» — натолкнула мена на мысль порассуждать о других диджитал услугах.

Из-за шума животные уходят из городов и лесов, а у людей он вызывает стресс: как исследователи борются за тишину Статьи редакции

Организация Quiet Parks International открывает «тихие парки» по всему миру, пытается защитить леса от шума, привлечь туристов и инвестиции.

Директор QPI по диким паркам в Азии Лайла Чин-Хуэй Фань Wired
Лондон: не всегда мечта для программиста. Как живется в столице Британии во время коронавируса

Мы поговорили с ним о жизни IT-специалиста в Лондоне: о пинг-понге с карантинами и переездами, о местных (некомфортных) оупенспейсах, самом старом в мире метро, проблемах с электросамокатами и лондонском тумане. И о том, кому здесь все-таки стоит жить. Передаю Анатолию слово!

null